Цель: расширить знания детей о Дне народного единства.
Задачи:
- развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;
- воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;
- формировать ответственность за судьбу Родины.
Ход классного часа
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
(Слайд 1)
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!)
Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!
(Слайд 3) Гимн России.
Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев
Гневом праведным полны
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День Народного Единства!
(Слайд 6)
Учитель: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа. Да, ребята, страшное, смутное время тогда пришло для Руси. Никогда русское государство не было так близко к распаду, как в период Смутного времени, почти 400 лет назад. Страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.
Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой русского государства провозгласили польского королевича Владислава. Москвичи стали сопротивляется, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец.
Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
(Слайд 7)
Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.
Руководители — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
(Слайд 8)
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
(Слайд 9)
Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. 4 ноября поляки открыли ворота Кремля и сдались! Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.
(Слайд 10)
Во славу Божью потрудились
И князь и просто гражданин.
Мечи ковали и молились,
Врагов в сражении не страшились,
Мир обрели на всех один.
(Слайд 11)
Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
(Слайд 12)
В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Единство - это объединение всех людей.
Единство - это согласие народа.
Единство - это когда есть общая надежда.
Единство - это мир и дружба.
Единство - это доброта, понимание и прощение.
Ведущий:
Слайд№5 (Россия – многонациональная страна)
Ведущий: Россия – многонациональная страна. У каждого народа есть свои
обычаи, история, праздники, национальные костюмы, музыка.
Ведущий: Ребята, хотите узнать какие народы проживают рядом с нами, в
какие игры играют дети народов России? Предлагаю отправиться в путешествие
и поможет нам музыка.
Музыка скорей звучи, про страну родную расскажи.
Звучит Кабардино-Балкарская лезгинка.
Слайд№6 (Кабардино-Балкарская Республика)
Ведущий: Первая остановка в нашем путешествии – Кавказ. Мы познакомимся
с Кабардино-Балкарской Республикой. Издавна славились знаменитые
кабардинские мастера-оружейники. Они делали шлемы, панцири, сабли и
кинжалы. Кабардинцы славились как искусные коневоды и наездники. В России
широко была известна порода чистокровных кабардинских лошадей.
Слайд№7 Традиционная одежда народов Кавказа.
Ведущий: Мастерицы женщины-кабардинки с давних пор известны своим
искусством золотого и серебряного шитья. Они вышивали удивительные по
красоте орнаменты. Черкеска - традиционная одежда для всех народов Кавказа.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас кабардино-балкарская игра «Журавли-
журавли» (Къру-къру)
Правила игры: Ведущего выбирают считалкой. Это «вожак журавлиной стаи».
Он произносит слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие
выстраиваются в виде дуги. Ведущий (вожак) продолжает: «Журавли-журавли,
сделайтесь веревочкой». Дети перестраиваются в одну колонну за водящим и т.
д.: «Журавли-журавли, извивайтесь как змея», «Змея сворачивается в
кольцо», «Змея выпрямляется». Темп перестроений ускоряется. Игру начинают
снова, если играющие запутаются и цепочка разрушится.
Музыкальное сопровождение игры: Кабардино-Балкарская лезгинка. Дети
садятся.
Ведущий: Музыка поможет нам переместиться в республику Башкортостан
на Южный Урал.
Звучит башкирская мелодия для сабантуя.
Слайд№8 Традиционная одежда народов республики Башкортостан.
Ведущий:
В прошлом башкиры жили в степях и были кочевниками. Народ занимался
скотоводством, земледелием, пчеловодством. Потом люди стали зимой жить в
деревнях, в теплое время года снова вели кочевой образ жизни. К зиме опять
возвращались в деревню.
Слайд№9 Башкирское народное жилище -
юрте (тирмэ).
Ведущий: Башкирское национальное жилище называется юрта. Внутри юрта
разделялась на две части особой занавеской - шарашу. Правая половина -
женская. Здесь находились продукты и хозяйственная утварь для приготовления
пищи. Левая половина - мужская, где на стенах висели оружие, верхняя одежда,
конская сбруя, сундуки с имуществом. Там были разостланы кошмы, лежали
подушки.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас башкирская игра Юрта (Тирмэ).
Правила игры: Для игры нужны четыре стула, которые располагаются по
углам. На каждом стуле лежат большие платки. Играющие делятся на четыре
подгруппы и образуют четыре круга вокруг стульев. Дети, берутся за руки, идут
шагом четырьмя кругами и говорят:
Мы, веселые ребята, собираемся в кружок,
Поиграем, и попляшем и помчимся на лужок.
Затем под музыку дети по кругу двигаются прямым галопом («наездники»). По
окончании музыки каждой подгруппе нужно быстро подбежать к своему стулу,
взять платок, поднять его над головой, сделать «юрту». Дети, первыми
«построившие юрту» выигрывают.
Музыкальное сопровождение игры: башкирская мелодия для сабантуя.
Дети садятся.
Слайд№10. (Республика Татарстан)
Ведущий: Музыка поможет нам переместиться в республику Татарстан,
которая расположена в самом центре Российской Федерации.
Звучит татарская плясовая мелодия.
Ведущий: В республике добывают нефть. Татарстан - край земледельцев. На
полях выращивают гречку, овёс, горох, рожь и пшеницу.
Слайд№10.Татарское народное жилище
Ведущий:
Татарский дом снаружи похож на русский. Внутри он делился
женскую и мужскую половины. Комнаты устилались кошмами или коврами.
Мебель заменяли нары. На нарах помещалась постель - перина, подушки,
одеяло. На длинных полках под потолком стояла посуда. Днем женщины,
находились в особой комнате, куда посторонним входить не разрешалось.
Слайд№11. Традиционная одежда народов республики Татарстан.
Тюбетейка - головной убор мужчин, поверх неё войлочная шляпа или шапка на
меху. Калфак, вышитая бархатная шапочка - головной убор молодых девушек.
Женщины поверх калфака обязательно надевали платки. Одежда мужчин и
женщин состояла из шаровар и рубашки на которую надевался безрукавный
камзол. У женщин было много металлических украшений.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас татарская игра «Тимербай».
Правила игры: Дети берутся за руки и делают круг. Играющие выбирают
водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Играюшие говорят:
Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
Затем водящий делает любое движение. Все играющие должны точно
выполнить показанные движения. Для продолжения игры водящий выбирает
любого вместо себя. Повторять движения нельзя, они должны быть разными.
Музыкальное сопровождение игры: татарская плясовая мелодия.
Дети садятся.
Слайд№12.Эвенки в национальных костюмах.
Звучит эвенкская мелодия.
Ведущий: Наше музыкальное путешествие продолжается.
Эвенки (тунгусы) живут в Восточной Сибири, занимаются охотой,
оленеводством, рыболовством. На реках с весны и до осени эвенки промышляли
рыболовством. Осенью уходили в тайгу, и всю зиму занимались охотничьим
промыслом. Охотники-эвенки, жили в легких переносных жилищах - чумах.
Шили одежду из оленьих шкур мехом наружу
Слайд№13. Олени.
Ведущий: Оленей эвенки использовали как транспортное средство и очень их
берегли. Сейчас, детвора, ждет вас эвенкская игра «Ловля оленей».
Правила игры: Все играющие дети делятся на две группы: пастухи и олени.
«Пастухи» берутся за руки и встают полукругом к «оленям». «Олени» бегают по
отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и
замкнуть круг. Когда олени пойманы, круг замыкается, вырываться из круга
нельзя. Затем играющие меняются ролями.
Музыкальное сопровождение игры: эвенкская мелодия.
Слайд№14. Национальные костюмы.
Ведущий: Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной.
Каких народов только нет
В стране великой нашей,
Как пёстрый солнечный букет:
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ -
Здесь разные народы.
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский.
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
Слайд№15. Русская крестьянская изба. Русские народные костюмы.
Ведущий: Ребята, дайте назовем предметы русских народных костюмов
(женский: сарафан, рубаха, пояс, душегрейка, кокошник; мужской:
картуз штаны-порты, лапти ).
Звучит русская плясовая мелодия.
Ведущий: А сейчас детвора ждёт вас русская игра.
Дружно за руки беритесь в хоровод наш становитесь.
Русская народная песня « На горе-то калина».
. А сейчас отгадайте загадки. Все загадки не простые, в них скрыты символы нашей страны.
Викторина загадки
Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан – её одёжка,
Вся из дерева...(МАТРЁШКА)
2. Он – огромный хищник леса,
Гнев его страшнее беса.
Любит яростно реветь
Толстопятый зверь...(МЕДВЕДЬ)
3. Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские ...(БЕРЁЗОНЬКИ)
4. Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крылА свои развёл...
Он – двуглавый птах – ...(ОРЁЛ)
5. На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР)
6. У неё вся душа на распашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается(ГАРМОНЬ)
Слайд№16. С Днем народного единства!
Ведущий: Мы, граждане России, должны любить свою Родину, помогать друг
другу. Для этого важно знать и уважать историю страны, традиции и обычаи
русского народа и других народов нашей многонациональной России.
Могущество России, её сила в единстве и дружбе населяющих её народов.
Дети. В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речёвку:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
1. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда.
Все народности России
В дальних сёлах, городах.
Подробнее
actibio-club.ru
Go to site
Реклама
Учитель: А нам пора отправляться дальше.
(Слайд 13)
Колесо истории крути,
Вперед нас в прошлое неси.
(Слайд 14)
Учитель: Перенеслись мы в 19 век 1812 год.
Чем удивит? Что принесёт?
В тот год решил Наполеон
Все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
И Полоцк пал, и Орша, Минск-
Пока силён француз.
Смоленск оставлен. Это так
Но мы с тобою, Русь
Второй уж месяц, как идёт война.
Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идёт сражение одно,
В котором русские непобедимы всё равно.
Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.
(Слайд 15)
Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, эполеты на плечах, из оружия у них сабли и пистолеты. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни.
Ученик 1:
Гусары, смелые герои.
В бою всегда лишь впереди
Гусар в бою, всегда отважен.
Не спрячется за спину друга он.
На скакунах ретивых, быстрых.
Сражались в первом лишь ряду.
Ученик 2:
Прошу сейчас вниманья, господа.
На Родину надвинулась беда.
Гроза военная покрыла наше небо.
Минута испытания близка.
Надеюсь, все из вас исполнят честно долг.
Я всех гусар прошу явиться в полк.
Учитель: И тогда мы тоже отстояли свою Родину.
(Слайд 16)
Учитель: Колесо истории крути,
Нас домой перенеси.
Крутится колесо.
Не жалея сил своих освобождали нашу Родину отважные воины в войне 1610 года, 1812 года и конечно в самой страшной войне 1941 года, об этом сложено много стихов и написаны книги. А мы с вами знаем, что мир на Руси надо охранять, беречь и помнить историю своей страны.
(Слайд 17)
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем.
(Слайд 18)
Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей.
(Слайд 19)
Учитель: Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно!
(Слайд 20)
Ученик 3:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ученик 4:
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Ученик 5:
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Ученик 6:
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Учитель:
Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о ближних, поддержки нуждающихся.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Учитель: Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.
– Какие вы знаете пословицы о Родине?
Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Где кто родится, там и пригодится.
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.
В заключение все вместе произнесем эту речевку:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Учитель:
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
В 1812 г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
В 1941 г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика
Учитель: Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
(У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)
Учащиеся (произносят по очереди): Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание и прощение.
(На доске появляется цветок единства)
Представление внеурочного мероприятия:
Тема внеклассного мероприятия: «И Россией мы гордимся в День народного единства!»
Цель мероприятия: формирование представления о Дне народного единства в России, дружбе народов.
Сценарий внеурочного мероприятия в 3 классе на тему: «И Россией мы гордимся в День народного единства!»
Цель: формирование представления о Дне народного единства в России, дружбе народов.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о традиционном русском костюме,
познакомить детей с народными национальными играми России.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.
Развивающие: развивать у дошкольников интерес к истории России, расширить представления детей о быте, жилищах, национальных костюмах народов России.
Материалы: презентация, раскраски «Национальные народные
костюмы России для детей», платки для игры «Юрта».
Авторская музыка: Государственный гимн Российской Федерации, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
Народная музыка: кабардино-балкарская лезгинка, башкирская мелодия для сабантуя, татарская плясовая мелодия «Бию кое», русская плясовая.
Предварительная работа: беседы об истории праздника День народного Единства, рассматривание фотографий памятника Минину и Пожарскому, знакомство с музыкой народов России, разучивание и чтение стихов, музыкального репертуара к празднику, посещение мини-музея «Русская изба».
Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! 4 ноября в нашей стране России мы отмечаем один из главных государственных праздников — День народного единства. Что же это за праздник и почему его празднует вся наша страна?
Дети читают стихи:
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой.
Сегодня День Единства
Мы празднуем с тобой!
Н. Майданик
Песня «Самая любимая Родина моя» муз. Т. Бокач
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (рассказ об истории праздника)
Слайд№1 (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский) Скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.
Ведущий: Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
И отряды добровольцев
Гневом праведным полны
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
Той победой мы гордимся
В День Народного Единства!
Олеся Емельянова
Слайд№2 (Икона Казанской иконы Божией Матери)
Ведущий: В память об освобождении Москвы 4 ноября был установлен День празднования Казанской иконы Божией Матери.
Дети читают стихи:
У Казанской Божьей Матери
Тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери
К ней подходят эти дни.
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси.
Дай победу им со славой
И от смерти их спаси.
Сергей Городецкий
Слайд№3 (Государственные символы: флаг, герб )
Ведущий: Россия - наша Родина имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Для народов всей страны наши символы важны.
Слайд№4 (текст гимна) Слайд-шоу.
Ведущий: Гимн России - самая главная, важная и торжественная песня государства. Он написан композитором Александром Александровым. Автор слов гимна знаменитый поэт и писатель Сергей Михалков. В словах гимна отражаются любовь к Родине, уважение к её истории. Во время исполнения гимна все встают. Военные отдают честь. Давайте встанем и споем гимн нашей страны.
(Дети и взрослые встают. Звучит Государственный гимн Российской Федерации).
Слайд№5 (Россия – многонациональная страна)
Ведущий: Россия – многонациональная страна. У каждого народа есть свои обычаи, история, праздники, национальные костюмы, музыка.
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
Ведущий: Ребята, хотите узнать какие народы проживают рядом с нами, в какие игры играют дети народов России? Предлагаю отправиться в путешествие и поможет нам музыка.
Музыка скорей звучи, про страну родную расскажи.
Звучит Кабардино-Балкарская лезгинка.
Слайд№6 (Кабардино-Балкарская Республика)
Ведущий: Первая остановка в нашем путешествии – Кавказ. Мы познакомимся с Кабардино-Балкарской Республикой. Издавна славились знаменитые кабардинские мастера-оружейники. Они делали шлемы, панцири, сабли и кинжалы. Кабардинцы славились как искусные коневоды и наездники. В России широко была известна порода чистокровных кабардинских лошадей.
Слайд№7 Традиционная одежда народов Кавказа.
Ведущий: Мастерицы женщины-кабардинки с давних пор известны своим искусством золотого и серебряного шитья. Они вышивали удивительные по красоте орнаменты. Черкеска - традиционная одежда для всех народов Кавказа.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас кабардино-балкарская игра «Журавли-журавли» (Къру-къру)
Правила игры: Ведущего выбирают считалкой. Это «вожак журавлиной стаи». Он произносит слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие выстраиваются в виде дуги. Ведущий (вожак) продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети перестраиваются в одну колонну за водящим и т. д.: «Журавли-журавли, извивайтесь как змея», «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется». Темп перестроений ускоряется. Игру начинают снова, если играющие запутаются и цепочка разрушится.
Музыкальное сопровождение игры: Кабардино-Балкарская лезгинка. Дети садятся.
Ведущий: Музыка поможет нам переместиться в республику Башкортостан на Южный Урал.
Звучит башкирская мелодия для сабантуя.
Слайд№8 Традиционная одежда народов республики Башкортостан.
Ведущий:
В прошлом башкиры жили в степях и были кочевниками. Народ занимался скотоводством, земледелием, пчеловодством. Потом люди стали зимой жить в деревнях, в теплое время года снова вели кочевой образ жизни. К зиме опять возвращались в деревню.
Слайд№9 Башкирское народное жилище - юрте (тирмэ).
Ведущий: Башкирское национальное жилище называется юрта. Внутри юрта разделялась на две части особой занавеской - шарашу. Правая половина - женская. Здесь находились продукты и хозяйственная утварь для приготовления пищи. Левая половина - мужская, где на стенах висели оружие, верхняя одежда, конская сбруя, сундуки с имуществом. Там были разостланы кошмы, лежали подушки.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас башкирская игра Юрта (Тирмэ).
Правила игры: Для игры нужны четыре стула, которые располагаются по углам. На каждом стуле лежат большие платки. Играющие делятся на четыре подгруппы и образуют четыре круга вокруг стульев. Дети, берутся за руки, идут шагом четырьмя кругами и говорят:
Мы, веселые ребята, собираемся в кружок,
Поиграем, и попляшем и помчимся на лужок.
Затем под музыку дети по кругу двигаются прямым галопом («наездники»). По окончании музыки каждой подгруппе нужно быстро подбежать к своему стулу, взять платок, поднять его над головой, сделать «юрту». Дети, первыми «построившие юрту» выигрывают.
Музыкальное сопровождение игры: башкирская мелодия для сабантуя.
Дети садятся.
Слайд№10. (Республика Татарстан)
Ведущий: Музыка поможет нам переместиться в республику Татарстан, которая расположена в самом центре Российской Федерации.
Звучит татарская плясовая мелодия.
Ведущий: В республике добывают нефть. Татарстан - край земледельцев. На полях выращивают гречку, овёс, горох, рожь и пшеницу.
Слайд№10.Татарское народное жилище
Ведущий: Татарский дом снаружи похож на русский. Внутри он делился женскую и мужскую половины. Комнаты устилались кошмами или коврами. Мебель заменяли нары. На нарах помещалась постель - перина, подушки, одеяло. На длинных полках под потолком стояла посуда. Днем женщины, находились в особой комнате, куда посторонним входить не разрешалось.
Слайд№11. Традиционная одежда народов республики Татарстан. Тюбетейка - головной убор мужчин, поверх неё войлочная шляпа или шапка на меху. Калфак, вышитая бархатная шапочка - головной убор молодых девушек. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки на которую надевался безрукавный камзол. У женщин было много металлических украшений.
Ведущий: Сейчас, детвора, ждет вас татарская игра «Тимербай».
Правила игры: Дети берутся за руки и делают круг. Играющие выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Играюшие говорят:
Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют.
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
Затем водящий делает любое движение. Все играющие должны точно выполнить показанные движения. Для продолжения игры водящий выбирает любого вместо себя. Повторять движения нельзя, они должны быть разными.
Музыкальное сопровождение игры: татарская плясовая мелодия.
Дети садятся.
Слайд№12.Эвенки в национальных костюмах.
Звучит эвенкская мелодия.
Ведущий: Наше музыкальное путешествие продолжается.
Эвенки (тунгусы) живут в Восточной Сибири, занимаются охотой, оленеводством, рыболовством. На реках с весны и до осени эвенки промышляли рыболовством. Осенью уходили в тайгу, и всю зиму занимались охотничьим промыслом. Охотники-эвенки, жили в легких переносных жилищах - чумах. Шили одежду из оленьих шкур мехом наружу
Слайд№13. Олени.
Ведущий: Оленей эвенки использовали как транспортное средство и очень их берегли. Сейчас, детвора, ждет вас эвенкская игра «Ловля оленей».
Правила игры: Все играющие дети делятся на две группы: пастухи и олени. «Пастухи» берутся за руки и встают полукругом к «оленям». «Олени» бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Когда олени пойманы, круг замыкается, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.
Музыкальное сопровождение игры: эвенкская мелодия.
Слайд№14. Национальные костюмы.
Ведущий: Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной.
Каких народов только нет
В стране великой нашей,
Как пёстрый солнечный букет:
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ -
Здесь разные народы.
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский.
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
Слайд№15. Русская крестьянская изба. Русские народные костюмы.
Ведущий: Ребята, дайте назовем предметы русских народных костюмов (женский: сарафан, рубаха, пояс, душегрейка, кокошник; мужской: картуз штаны-порты, лапти ).
Звучит русская плясовая мелодия.
Ведущий: А сейчас детвора ждёт вас русская игра.
Дружно за руки беритесь в хоровод наш становитесь.
Русская народная песня « На горе-то калина».
Слайд№16. С Днем народного единства!
Ведущий: Мы, граждане России, должны любить свою Родину, помогать друг другу. Для этого важно знать и уважать историю страны, традиции и обычаи русского народа и других народов нашей многонациональной России. Могущество России, её сила в единстве и дружбе населяющих её народов.
Дети.
1. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда.
Все народности России
В дальних сёлах, городах.
2. Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
«Песня о России» музыка Г. Струве
Сюрпризный момент.
Ведущий предлагает детям раскраски с народными национальными костюмами народов России для самостоятельного раскрашивания. Дети размещают свои работы на одном полотне, получается красочный тематический коллаж.
(Дети под музыку выходят из зала)
Список использованной литературы:
1. Кудрявцева Т. А. «Я живу в России!» Просвещение, СпецЛит,2003 г.
2. Коти Т. «Моя первая книга о России» .
3.Соловьев В. М. История России для детей и взрослых. Издательство: Белый город.
Интернет-ресурсы:
1.http://detskiystih.ru/sample-page Стихи на День народного единства, 4 ноября
2.ethnomuseum.ru›mir-russkoy-izby Мир русской избы | РЭМ
3.http://komanda-k.ru/node Республика Татарстан – общая информация, достопримечательности
4.http://dic.academic.ru/ Башкиры - это... Что такое Башкиры?
5.республика-саха-якутия.рф›stati…yevenki.html Эвенки
6.http://gamejulia.ru/ Картинки национальные костюмы народов России
7. http://www.syl.ru/article/197640/new_natsionalnyie-kostyumyi-osobennost-russkih-natsionalnyih-kostyumov Национальные костюмы, особенность русских национальных костюмов.