1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяна ступени начального общего образования
Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент Задача: Собрать внимание детей, настроить их на работу | Педагогическое требование | - Здравствуйте, ребята. - Меня зовут Екатерина Андреевна - А меня Наталья Андреевна -Мы рады вас видеть, присаживайтесь на свои места. | Приветствуют педагога, аккуратно садятся на свои места. | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
Мотивационно-целевой этап Задача: смотивироватьобучающихся на предстоящую деятельность, нацелить на формулировку темы классного часа Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) | Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха. Частично-поисковый. | - Сегодня мы будем говорить об очень важных людях, а о ком вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение. Берегите старых людей От обид, холодов, огня. За спиной у них – гул атак, Годы тяжких трудов и битв… Но у старости – ломок шаг И неровен дыханья ритм. Но у старости – силы не те. Дней непрожитых мал запас… Берегите старых людей, Без которых не было б вас! - Ребята, о ком шла речь в стихотворении? - А как вы думаете, существует ли праздник для бабушек и дедушек? - Кто знает, как он называется? - Ребята, какой праздник отмечается 1 октября? - С недавних пор 1 октября во всем мире отмечается День пожилых людей. Этот праздник начали отмечать не так давно, с 1992 года. С тех пор в осеннюю золотую пору ежегодно, мы поздравляем пожилых людей (бабушек и дедушек). - Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? - Молодцы! - Мы с вами будем говорить о наших бабушках и дедушках и о празднике, который посвящен им. | Обучающие рассказывают сь……слушают стихотворение, участвуют в диалоге Обучающиеся выделяют тему классного часа | Регулятивные УУД (волеваясаморегуляция) Личностные УУД (самоопределение) Познавательные УУД (общеучебные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) |
3. Основной этап 3.1 История и традиции праздника «День пожилого человека» Задача: Сформировать уважительное отношение к старшему поколению Развивать личностные УУД (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания) | Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание | -Международный день пожилого человека – достаточно новый праздник. Впервые праздновать его стали в конце XX.Во всем мире его стали отмечать после того как Организация Объединенных Наций провозгласила Международный день пожилых людей. -Как вы думаете, почему введен этот праздник? Да, он введен в знак внимания к пожилым людям. -Сегодня наш город красив (слайд) Но ведь было время, когда в тяжелые послевоенные годы ( фото) ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки восстанавливали наш город, страну после военных разрушений, стоили парки, заводы, детские сады и школы…Все создано их руками! А еще они растили своих детей, внуков….(слайд) -Когда вы родились, вашим родителям требовалась помощь в вашем воспитании и первые, кто приходил на помощь были – бабушка и дедушка. Бабушка печет вкусные пирожки, а дедушка постоянно рассказывает интересные, веселые истории своей жизни. Они искренне любят вас и не жалеют для вас ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости и ни материальных средств. | Обучающиеся активно взаимодействуют со студентом – практикантом, отвечая на поставленные вопросы. | Личностные УУД:действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков |
3.2. Беседа «Красота пожилого человека» Задача: формировать представление о внутренней красоте пожилых людей Личностные УУД (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания) | Беседа, демонстрация, создание ситуации успеха | -Взгляните на слайд. Что вы видите? -Красивы ли эти люди? -Да, эти люди красивы, не смотря на морщинки. Главное- они красивы душой. -Посмотрите, какие добрые глаза у этих пожилых людей! У них любящее сердце, поэтому они всегда помогают своим детям и внукам в трудную минуту. | Воспринимают, эмоционально реагируют, высказывают свою точку зрения | Личностные УУД (действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания). Дети имеют представление о внутренней красоте пожилых людей |
3.3Представление творческих работ Задача: способствовать формированию доброжелательного отношения к пожилым людям | Беседа, поощрение, создание ситуации успеха | - Я знаю, что вы любите и цените ваших бабушек и дедушек и хотите рассказать о том, какие они хорошие люди. Как можно рассказать? Дети подготовили фотокаллажи и презентации. Давайте внимательно их послушаем (Представление творческих работ) А также наши ребята подготовили стихи. 1. Мы с моею бабушкой, лучшие друзья! До чего ж хорошая, бабушка моя! Сказок знает столько, Что не перечесть! И всегда в запасе новенькая есть! 2. А вот руки бабушки - это просто клад Быть без дела бабушке руки не велят, То полы старательно моют, да скребут, То в корыте пену мыльную взобьют! 3. Чтоб мою рубашку вымыть до бела, Чтоб моя рубашка чистая была! То заставят бабушку с тестом воевать, Тесто непослушное - шлёпать, подбивать! 4.То меня шершавые гладят по щекам, Пирожками тёплыми кормят по утрам! Золотые, ловкие! Как люблю я их! Нет других, наверное, не найти таких!!!! | Обучающиеся представляют свои творческие работы: презентации, фотоколлажи и стихотворения | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; прогнозирование) Коммуникативные ( умение слушать) |
Физминутка/ Игра «Наши бабушки и дедушки таки» Задача: снять мышечное нпряжение, с помощью тематической игры | Объяснение, упражнение | - А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду вам говорить качества наших бабушек и дедушек, если эти качества подходят, то вы хлопайте в ладоши, А если эти качества не подходят, то вы приседаете. - Поднимите руку те, кто не понял задание. - Тогда начнем. - Заботливые. - Энергичные. - Агрессивные. - Благодарные. - Вежливые. - Воспитанные. - Грамотные. - Добрые. - Жадные. - Искренние. - Щедрые. - Эгоистичные. - Человечные. - Ребята, вы только что выбрали много хороших качеств, которые характеризуют ваших бабушек и дедушек. Как вы думаете, почему у них так много хороших качеств? - Потому что наши бабушки и дедушки уже пожилые. - Ребята, как вы думаете, нужен ли праздник для наших бабушек и дедушек? | Обучающиеся анализируют содержание высказываний, выполняют действия в соответствии с правилами игры Выражают собственные суждения, участвуют в диалоге | Познавательные (логические) Коммуникативные (умение слушать) Регулятивные (волевая саморегуляция) |
Анализ ситуаций Задача: формировать уважение к пожилым людям и развивать познавательные УУД(логические и построение гипотез и их обоснования) | Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха временная работа в группе | - Ребята, вы молодцы, а ведь есть одинокие пожилые люди. Тяжело тем пожилым людям, у кого нет родных и близких. А иногда встречаются такие ситуации, когда нужно помочь пожилым людям, давайте рассмотрим эти ситуации. - Ребята, сейчас я вам по рядам буду рассказывать разные ситуации, а вы мне скажите, как нужно правильно поступить в такой ситуации. Поднимите руку, кому не понятно. - Первый ряд слушайте внимательно. Представьте, что вы сидите в полном автобусе и едете домой. На остановке в автобус заходит пожилая бабушка, а свободных мест для нее нет, что нужно сделать в такой ситуации? Уступить место в троллейбусе. - Второй ряд, теперь ваша очередь. Представьте, что вы идете из школы домой, а к вам на встречу идет бабушка и у нее очень тяжелые сумки, что нужно сделать в такой ситуации? Помочь донести сумку. - Третий ряд, ваша очередь. Представьте, что вас мама отправила в магазин. Вы подходите к дороге и видите дедушку, машины мчат и не собираются его пропускать, а он боится переходить дорогу, поэтому стоит и ждет, надеясь, на чью либо помощь. Как вы поступите в такой ситуации? Помочь перейти дорогу. - Вы такие молодцы! Я надеюсь, что если вы столкнётесь с такими ситуациями в жизни, то вы поступите именно так! | Обучающиеся анализируют ситуации и решают, как нужно поступить в данных ситуациях | Регулятивные УУД (прогнозирование) Познавательные УУД (общеучебные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной форме; логические: построение гипотезы и ее обоснование) Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) |
«Солнце пожеланий» Задача: формировать доброжелательное отношение к пожилым Развивать коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание в письменной форме) | Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха | - Посмотрите на доску, это солнышко, которое символизирует наших бабушек и дедушек. Я вам сейчас раздам лучики. Ваша задача написать пожелание вашим бабушкам и дедушкам. - Ребята, вы молодцы! Посмотрите, какое солнышко у нас получилось, а главное, что это солнышко символизирует наших родных. Повесьте его у себя в классе, чтоб оно напоминало вам о ваших бабушек и дедушек. | Обучающие делают солнышко пожеланий | Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в письменной форме Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; |
Рефлексия Задача: самооценка результатов деятельности. | Ситуация свободного выбора, беседа | - Ребята, что нового вы узнали на нашем классном часе? - Что вам больше всего понравилось? - Вам сейчас выдадут кружочки. Если вам понравился классный час, то нарисуйте веселый смайлик, а если нет, то грустный. | Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию классного часа. | Регулятивные УУД (оценка) |