СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День родного языка в средней группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День родного языка в средней группе.»

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Воспитатель:Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей).

Мы можем услышать русский, аварский, чеченский, даргинский, лезгинский, кумыкский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

- Ребята, а есть среди вас кумыки? А чеченцы? А есть кто- нибудь аварской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.


Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты кумык, аварец иль лакец,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.


Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего 20 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

- У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.

- Кто знает. Как здороваются на родном языке лезгины? Аварцы? Люди кумыкской национальности? Чеченцы? Даргинском?

Ответы детей.

Воспитатель: - А как звучит слово «мама»? ... ответы детей

- А «папа»? - ... ответы детей

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.


Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

- А теперь послушаем стихотворения на разных языках.

Алиханова Фатима расскажет стихотворение «Горцы-аварцы» Расул Гамзатов.

Лъик1 щварал ма1арулал.

Авар мац1алъул гъасде

Лъик1 рач1арал ракъ цоял

Бокъулеб гъаб сверуде.

Къурабазул г1адамал

Ях1 бугел маг1арулал

Намус ц1унарал халкъал

К
ъадру бугел аврал.


Воспитатель: Адильгиреев Мухаммад прочтет стихотворение на своем родном кумыском языке.

Ана тилде сейлемеге сюемен

Ана тилде ойламагьа сюемен

Ят ерлерде сагьынаман гезлейман

С
ейлемеге геч бир адам излейман.



В

оспитатель:
Мусалаева Аминат тоже расскажут стихотворения на аварском языке произведения Расула Гамзатова «Аварц мац!»


Воспитатель: Хаджимагомаева Хадиджа «Ана тили» Акьай Акьае

Ана тилинг, ата сёзюнг-

антларынгы уллусу;

Ана юзюнг, Къумук тюзюнг-

умутунгу юлдузу.

Сёнме къоймай умутунгну-

сыйла тувгъан элинги!

Сююндюр Ата юртунгну,

у
ъйрен ата тилингни!


Воспитатель: Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.


Воспитатель:: Нахмурзаева Амира прочтет нам стихотворение на чеченском языке про маму.


Нана са нана,

Ма мерза С

Яха хьо дукха

Се дика Нана

Хьа хаза кюьгаш

Хьа мерза дош

Готтара лятар Ду

Са даг чохь Нана





Воспитатель: А сейчас поиграем «ВОЛК И ОВЦЫ» - дагестанская народная игра.

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху”: «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!»

Пастух: «Не дам!»

Волк: «Тогда отберу силой».

Пастух: «Попробуй, если сможешь!»

После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга. Игра считается законченной, когда остается одна “овца”, она становится “волком”, а “волк” “пастухом”.

Игра начинается сначала.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. Число участников от 5 до 20-25 человек.

  2. Овцы не должны разбегаться, а взяв друг друга за талию обязаны следовать за “пастухом”.

И
гра распространена как среди мальчиков, так и среди девочек.



В
оспитатель
: Конечно, вам дороже всех родной язык. Эминова Ксения на русском языке расскажет стихотворение Михаил Матусовский « В день солнечный июльский».




Воспитатель: У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее... (бритвы).

Язык до Киева... (доведет).

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь).

Слово - серебро, а молчание... (золото)

Умные речи и слушать... (приятно).

Человек без родины. Что соловей без... (песни).

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (пословицы о языке)

Видна птица по перьям, а человек - по речам. (пословицы о языке)

Заговорил, так надо договаривать. (пословицы о языке)

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (пословицы о языке)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит. (пословицы о языке)

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь. (пословицы о языке)

Сказать легко, да сделать трудно. (пословицы о языке)

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. (пословицы о языке)

Умные речи приятно и слушать. (пословицы о языке)


Воспитатель: А сейчас поиграем ИГРА СМЯЧОМ» - старинная даргинская игра.

Играет вся группа.

ИНВЕНТАРЬ: мяч.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

В начале игры определяют штрафного игрока. Это можно сделать жеребьевкой или любым другим способом. Проштрафившийся игрок бросает мяч и старается ногами попасть в кого-либо из играющих. Тот в кого он попадает, становится на его место.



Воспитатель: В международный день родного языка

Я всем народам сохранить желаю

Их языки, культуру на века!

Пусть каждый свой язык не забывает!

Единство наше - в языке родном,

В любой стране я русского узнаю!

Тем, кто родным гордится языком,

Я в жизни только лучшего желаю!


Поэту Вязомскому принадлежат такие слова:

«Язык - есть исповедь народа.

В нем слышится его природа.

И душа. И быт родной»

Воспитатель: Давайте поиграем кумыкскую народную игру «Гусь».




 Где ладошка? Тут?

Тут.

На ладошке пруд?

Пруд.

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал.

Этот палец суп сварил.

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот. Вот.


Игра проводится стоя , руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: Где ладошка? Тут? – ребята протягивают руку вперед ладонями вверх. Далее дети, произносят текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. “Вот” поднимают их вверх, хлопая над головой. С окончанием стихотворения ребята роняют руки вниз.

Воспитатель: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.

- На этом наш праздник заканчивается. Благодарим всех гостей, участников.