Тема урока: День рождения звука Ш, буквы Шш («ша»)
Цели: закрепить у учащихся знания о всегда твердым согласным
звуком [ш], буквами ш,Ш; учить соотносить согласный
звук и букву, которой он соответствует, уметь давать
характеристику звука, отработать чтение слов с данной
буквой; развивать внимание, мышление; воспитывать
гостеприимство, уважение к другим.
Оборудование: карточки с буквами, карточки для работы в парах,
цифры 1,2,3, картинки предметов, в названиях которых
содержится буква ш; интернет- ресурс
Ход урока
I .Организационный момент
(Ученики показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой.)
Прозвенел звонок для нас.
Встали возле парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика под музыку. Сделаем разминку для щек, губ, нижней челюсти и языка под веселую музыку (фонограмма «Веселое путешествие»)
Толстячки – Худышки
Бегемотик
Заборчик – Трубочка
Часики
Качели
II. Сообщение темы
- Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у буквы Ш.
Она пригласила нас на свой день рождения.
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Шляпку буквочка надела
Принялась она за дело
Пригласительные написала
И гостей к себе позвала.
Чтобы к букве «Ша» попасть
нужно путь нам отыскать.
III. Изучение нового материала
. Буква «Ша» живёт в стране Буквария. Нам нужно найти, где же он живет.
Чтобы узнать в каком именно, нам необходимо охарактеризовать звук и тогда мы смело найдём путь.
1 задание: (характеристика звука)
- определяем гласный он или согласный? (позовём)
-звонкий он или глухой?
Ребята посмотрите на эту карту. Это страна Буквария. Мы теперь знаем, как найти буква Ш.
2.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8143499495297369965&from=tabbar&text=видео+буква+ш
3. Индивидуальные карточки
Штшришшбшашшншашшнашш
- Выполняем это задание в полной тишине. Вы должны вычеркнуть все буквы кроме буквы «Ша».
4. Прочесть слоги на доске (ша, шу, ши, ры, на, ма, вы, ла)
Попробуйте составить слова (шары, машина, вышила, шина)(дети мелом соединяют слоги)
5. Чистоговорка: Ша-ша-ша Наша Маша хороша.
Аш – Аш – аш у Наташи карандаш.
Шу – шу - шу я письмо вам напишу.
6.Когда буква «Ша» писала пригласительные, торопилась и все слова слились в одно слово. А мы ведь знаем, что предложение состоит из слов. Вам необходимо помочь буквам разделить предложение на отдельные слова. (работа в парах)
Наташакушаеткашу.
Сашакушаеткашу.
Машакушаеткашу.
7. А сейчас давайте встанем, повернемся к соседу. Возьмите мячи-ежики для выплнения упражнения и споем песню.
8.Подарок (ребусы)
Ш + утка (картинка)
9. Покажите цифрами (карточки) сколько раз встречается буква «Ша» в словах в предложении:
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.
10. Игра «Кто самый внимательный?»
В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – поднимаем вверх руки,
если в конце слова – приседаете,
если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.
IV. Итог урока. Рефлексия
1. И все таки ребята какой звук мы с вами стали произносить правильно?
В чем его особенность?
За что вы можете себя похвалить? Чему научились на уроке?
У кого были затруднения? Какие?
Сегодня звук Ш может отметить свой день рождения?
Молодцы! Действительно звук «Ш» у нас родился.