СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День славянской письменности и культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствует повышению общей культуры речи и чтения, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.

Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности и культуры»

День славянской письменности и культуры

(познавательная игра для учащихся 5-6 класса по русскому языку и истории)


Цель мероприятия: формирование взгляда на историю, как на нравственный ориентир, повышение общей культуры речи и чтения, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.


Оборудование: плакаты: «Нет ничего мощнее слова» и «От удара не так больно, как от слова», выставка книг по истории письменности и культуре речи, стенгазеты команд, мультимедийная установка, слайды «История книги», карточки с цифрами(1,2,3)


Вступительное слово библиотекаря:

- С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём в школу, в институт- и море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы узнаём, как жили и что думали наши предки. Через слова мы имеем возможность обратиться к правнукам, которые будут жить века после нас.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о Слове и его отражении на бумаге – о письменности. Вы покажите свои знания, которые будет оценивать компетентное жюри (представить жюри). А сейчас капитаны представьте свои команды! (представление команд).

Выходят чтецы от команд, одетые в русские народные костюмы.

1 чтец. Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом – слава им, борцам суровым!

Слава русской старине!

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.


2 чтец: В монастырской келье узкой, в четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.


3 чтец: Расскажу я вам, люди добрые о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили- были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году. А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.


4 чтец: По широкой Руси – нашей матушке- колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием, братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словакии.


5 чтец: Все народы, что пишут кириллицей, что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей, христианских своих просветителей.


6 чтец: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них азбуку. В честь первоучителя называют её теперь кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «Добро», «Земля», «Люди», «Покой». А начинался алфавит с буквы «аз», затем шли «Буки», «Веди», «Глаголь». В народе так и говорили: «Аз да буки, а потом и науки». И сейчас можно услышать выражение: «начинать с азов».


5 чтец: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!


Библиотекарь: - Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал её к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиваться или уменьшаться. Одни приходилось изобретать, от других отказываться.


Конкурс знатоков алфавита

1. Задание командам: перевести с древнеславянского на современный русский язык выражение: «Ученье – свет, а неученье – тьма». (выдаются карточки с текстом)

2. Задание командам: расставьте слова в алфавитном порядке:

Август, автор, авиа (август, авиа, автор)

Мастер, март, марево (марево, март, мастер)


Конкурс знатоков истории

Библиотекарь: - Для письма наши предки использовали различные материалы и орудия письма. Вспомните историю письменности и ответьте на вопросы.


Вопросы для команд:

  • Самый дальний предок бумаги

    1. камень

    2. глина

    3. дерево

  • Папирус – это…

  1. телячья шкура

  2. брезовая кора

  3. растение

  • На чём писали русские люди?

  1. на пергаменте

  2. на папирусе

  3. на бересте

  • Чем они писали?

  1. стилем

  2. каламом

  3. писалом

  • Родина бумаги- это…

  1. Китай

  2. Египет

  3. Русь

  • Стиль – это…

  1. стальная палочка для письма

  2. написание букв

  3. первая книга

  • На пальмовых листьях писали в…

  1. Китае

  2. Индии

  3. Америке

Команды поднимают карточку с номером правильного ответа.

Учащимся предлагается просмотр слайдшоу «История книги».


Конкурс «Защита творческой работы»

Библиотекарь: - Домашним заданием для вас было - выпуск стенгазеты. Одна команда готовила её по теме «Кирилл и Мефодий», другая – по теме «От камня до бумаги». Сейчас вы должны защитить свои работы (рассказ на 2-3 минуты).


Библиотекарь: - Мы с вами вспомнили дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… А теперь поговорим о дне сегодняшнем. Вы- хранители, пользователи языка и речи в настоящее время. А как хорошо вы знаете русский язык, мы сейчас посмотрим.


Конкурс знатоков русского языка и русской речи

1. Расставьте в словах правильно ударение.

Агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнёр, тефтели

Мельком, мусоропровод, вахтёр, щавель, силос, квартал

2. Подобрать окончания к поговоркам.

Сам пропадай – а товарища выручай

По одёжке встречают – по уму провожают

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Что посеешь – то и пожнешь

Не место красит человека- а человек место

Береги платье снова – а честь смолоду

3. Замените всего лишь одно – два слова, верните современным пословицам их прежнее звучание.

  • После драки много хромых (не хромых, а храбрых)

  • Чтение – вот лучшее мучение (не мучение, а учение)

  • Трудно в учении – легко на каникулах (не на каникулах, а в бою)

  • Одна нога здесь, другая в гипсе (не в гипсе, а там)

  • Ни кола, ни двойки (не двойки, а двора)

  • Землю красит солнце, а человека парикмахер (не парикмахер, а труд)

  • Слова без проверочных- сущая беда (не проверочных, а дела)

  • Друзья познаются на контрольной (не на контрольной, а в беде)

  • Испокон века телевизор растит человека (не телевизор, а книга)

  • Скучен день до вечера, коли делать уроки (не уроки, а нечего)

  • Учение – не мучение, коли есть вознаграждение (не вознагражденье, а хотенье)

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (не послезавтра, а сегодня)


Конкурс знатоков диалекта

Библиотекарь: - Вспомните, пожалуйста, что такое диалектные слова? (Это слова, употребляемые в определённой местности).

Задание: из рассказа вам нужно выделить диалекты. Пока я читаю текст - вы должны выписать слова- диалекты.

На дворе стало студено. Пора и за векшей идти .Болози и время есть. Сходил на передызье за пехтерем, кабыть там был. Хоть и ремховатый ,но ещё послужит. Поискал -там его нет, наверное поблазнилось. На повети поглядел -тоже нет. Решил у матери спросить. Она: «Евонде, в подклете.»Нашёл. Принёс. Сряды были недолги: взял житник, налистников, калиток, шанежек, картошки со шкварками ,мевы туесок, сахару голову да заварки. Как говорится:«Пошёл на день-бери на неделю.» Кабыть должно хватить, с голоду помереть не должен.С матенкой попрощался и пошёл на охоту.

Вышел за деревню, стою на расстанье. Подумал куда идти -пошёл налево и через болото вышел на веретею. А день-от какой баской выдался! Солнце светит, птички поют, неужли ничего не сострелю?! Гляжу: прямо передо мной на берёзе чухарь сидит- я хвать, а ружья-то и нет! Вот незадача !

(студено, векша, болози, передызье, пехтерь, кабыть, ремховатый, поблазнилось, поветь, евонде, подклет, сряды, житник, налистники, калитки, шанежки, шкварки, мева, туесок, заварка, расстанье, веретея, баской, чухарь)


Конкурс капитанов

Библиотекарь: - В течение всего мероприятия перед вашими глазами было два изречения: «Нет ничего мощнее слова» и «От удара не так больно, как от слова». Как вы их понимаете, согласны ли вы с ними? Я приглашаю выступить капитанов.


Библиотекарь: - Вот и подходит к концу наше путешествие по истории письменности и культуре речи нашего народа. Сегодня мы познакомились с малой частью этой истории, но если вас заинтересовала эта тема, то вы можете прочитать книги, которые представлены на выставке (знакомство с книгами).


Слово жюри. Подведение итогов, награждение.




Литература.

  1. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. - М.: ТЦ Сфера, 2006

  2. Галиева И.М. День славянской письменности и культуры // Последний звонок, 2007, №8, с. 12.

  3. Герасимова В.А. Классный час играючи. Вып.2.- М.:ТЦ Сфера, 2003.

  4. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга.- М.: Школьная библиотека, 2006.

  5. Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность.- М.: Белый город, 2004





5