День славянской письменности и культуры
(познавательная игра для учащихся 5-6 класса по русскому языку и истории)
Цель мероприятия: формирование взгляда на историю, как на нравственный ориентир, повышение общей культуры речи и чтения, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: плакаты: «Нет ничего мощнее слова» и «От удара не так больно, как от слова», выставка книг по истории письменности и культуре речи, стенгазеты команд, мультимедийная установка, слайды «История книги», карточки с цифрами(1,2,3)
Вступительное слово библиотекаря:
- С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём в школу, в институт- и море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы узнаём, как жили и что думали наши предки. Через слова мы имеем возможность обратиться к правнукам, которые будут жить века после нас.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о Слове и его отражении на бумаге – о письменности. Вы покажите свои знания, которые будет оценивать компетентное жюри (представить жюри). А сейчас капитаны представьте свои команды! (представление команд).
Выходят чтецы от команд, одетые в русские народные костюмы.
1 чтец. Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом – слава им, борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной земли.
2 чтец: В монастырской келье узкой, в четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской быль записывал монах.
Он писал зимой и летом, озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год про великий наш народ.
3 чтец: Расскажу я вам, люди добрые о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили- были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году. А совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским. А в 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
4 чтец: По широкой Руси – нашей матушке- колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием, братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словакии.
5 чтец: Все народы, что пишут кириллицей, что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей, христианских своих просветителей.
6 чтец: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них азбуку. В честь первоучителя называют её теперь кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «Добро», «Земля», «Люди», «Покой». А начинался алфавит с буквы «аз», затем шли «Буки», «Веди», «Глаголь». В народе так и говорили: «Аз да буки, а потом и науки». И сейчас можно услышать выражение: «начинать с азов».
5 чтец: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!
Библиотекарь: - Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда данным. Каждый народ приспосабливал её к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиваться или уменьшаться. Одни приходилось изобретать, от других отказываться.
Конкурс знатоков алфавита
1. Задание командам: перевести с древнеславянского на современный русский язык выражение: «Ученье – свет, а неученье – тьма». (выдаются карточки с текстом)
2. Задание командам: расставьте слова в алфавитном порядке:
Август, автор, авиа (август, авиа, автор)
Мастер, март, марево (марево, март, мастер)
Конкурс знатоков истории
Библиотекарь: - Для письма наши предки использовали различные материалы и орудия письма. Вспомните историю письменности и ответьте на вопросы.
Вопросы для команд:
телячья шкура
брезовая кора
растение
на пергаменте
на папирусе
на бересте
стилем
каламом
писалом
Китай
Египет
Русь
стальная палочка для письма
написание букв
первая книга
Китае
Индии
Америке
Команды поднимают карточку с номером правильного ответа.
Учащимся предлагается просмотр слайдшоу «История книги».
Конкурс «Защита творческой работы»
Библиотекарь: - Домашним заданием для вас было - выпуск стенгазеты. Одна команда готовила её по теме «Кирилл и Мефодий», другая – по теме «От камня до бумаги». Сейчас вы должны защитить свои работы (рассказ на 2-3 минуты).
Библиотекарь: - Мы с вами вспомнили дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… А теперь поговорим о дне сегодняшнем. Вы- хранители, пользователи языка и речи в настоящее время. А как хорошо вы знаете русский язык, мы сейчас посмотрим.
Конкурс знатоков русского языка и русской речи
1. Расставьте в словах правильно ударение.
Агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнёр, тефтели
Мельком, мусоропровод, вахтёр, щавель, силос, квартал
2. Подобрать окончания к поговоркам.
Сам пропадай – а товарища выручай
По одёжке встречают – по уму провожают
Семь раз отмерь - один раз отрежь
Что посеешь – то и пожнешь
Не место красит человека- а человек место
Береги платье снова – а честь смолоду
3. Замените всего лишь одно – два слова, верните современным пословицам их прежнее звучание.
После драки много хромых (не хромых, а храбрых)
Чтение – вот лучшее мучение (не мучение, а учение)
Трудно в учении – легко на каникулах (не на каникулах, а в бою)
Одна нога здесь, другая в гипсе (не в гипсе, а там)
Ни кола, ни двойки (не двойки, а двора)
Землю красит солнце, а человека парикмахер (не парикмахер, а труд)
Слова без проверочных- сущая беда (не проверочных, а дела)
Друзья познаются на контрольной (не на контрольной, а в беде)
Испокон века телевизор растит человека (не телевизор, а книга)
Скучен день до вечера, коли делать уроки (не уроки, а нечего)
Учение – не мучение, коли есть вознаграждение (не вознагражденье, а хотенье)
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (не послезавтра, а сегодня)
Конкурс знатоков диалекта
Библиотекарь: - Вспомните, пожалуйста, что такое диалектные слова? (Это слова, употребляемые в определённой местности).
Задание: из рассказа вам нужно выделить диалекты. Пока я читаю текст - вы должны выписать слова- диалекты.
На дворе стало студено. Пора и за векшей идти .Болози и время есть. Сходил на передызье за пехтерем, кабыть там был. Хоть и ремховатый ,но ещё послужит. Поискал -там его нет, наверное поблазнилось. На повети поглядел -тоже нет. Решил у матери спросить. Она: «Евонде, в подклете.»Нашёл. Принёс. Сряды были недолги: взял житник, налистников, калиток, шанежек, картошки со шкварками ,мевы туесок, сахару голову да заварки. Как говорится:«Пошёл на день-бери на неделю.» Кабыть должно хватить, с голоду помереть не должен.С матенкой попрощался и пошёл на охоту.
Вышел за деревню, стою на расстанье. Подумал куда идти -пошёл налево и через болото вышел на веретею. А день-от какой баской выдался! Солнце светит, птички поют, неужли ничего не сострелю?! Гляжу: прямо передо мной на берёзе чухарь сидит- я хвать, а ружья-то и нет! Вот незадача !
(студено, векша, болози, передызье, пехтерь, кабыть, ремховатый, поблазнилось, поветь, евонде, подклет, сряды, житник, налистники, калитки, шанежки, шкварки, мева, туесок, заварка, расстанье, веретея, баской, чухарь)
Конкурс капитанов
Библиотекарь: - В течение всего мероприятия перед вашими глазами было два изречения: «Нет ничего мощнее слова» и «От удара не так больно, как от слова». Как вы их понимаете, согласны ли вы с ними? Я приглашаю выступить капитанов.
Библиотекарь: - Вот и подходит к концу наше путешествие по истории письменности и культуре речи нашего народа. Сегодня мы познакомились с малой частью этой истории, но если вас заинтересовала эта тема, то вы можете прочитать книги, которые представлены на выставке (знакомство с книгами).
Слово жюри. Подведение итогов, награждение.
Литература.
Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. - М.: ТЦ Сфера, 2006
Галиева И.М. День славянской письменности и культуры // Последний звонок, 2007, №8, с. 12.
Герасимова В.А. Классный час играючи. Вып.2.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга.- М.: Школьная библиотека, 2006.
Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность.- М.: Белый город, 2004
5