ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «ДЕНЬ ТЕАТРА. 160 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО»
Цель занятия: опираясь на наследие нашего великого соотечественника
К. С. Станиславского, создать для обучающихся воспитательную ситуацию размышление об исконной роли театрального искусства нести людям жизненную правду, идеалы нравственности и справедливости.
Задачи: Обучающая:
- Познакомить студентов с социальной датой «День театра» и с мастером театрального искусства К.С. Станиславским.
Развивающая:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитывающая:
- Способствовать нравственному воспитанию и уважительного отношения к социальным датам на примере «Дня театра».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Педагог 1 . Сегодняшний наш разговор посвящен Всемирному дню театра,
который отмечается 27 марта.
Скажите, а зачем мы ходим в театр и почему мы иногда так любим
играть в театре сами?
Ответы обучающихся.
Педагог 2. Наверное, кто-то находит в театре ответы на сложные
жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает
сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие… Но
совершенно точно театр заставляет всех нас думать и сопереживать.
Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных
видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи.
Педагог 1. Реформатором русского театра был Константин Сергеевич
Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом
году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора
театра, актера, режиссера и педагога.
Что вы слышали о Станиславском? Чем он знаменит? Почему его ценят
во всем мире?
Ответы обучающихся.
Педагог 2. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир
актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика
подготовки актеров в театральных вузах.
Педагог 1.
Предлагаю посмотреть видеоролик, в котором рассказывается о
выдающемся русском мастере театрального искусства Константине
Сергеевиче Станиславском.
https://razgovor.edsoo.ru/video/2273/
Педагог.2 Итак, Константин Сергеевич создал свою знаменитую
«систему». Простыми словами, это метод обучения актера, который
позволяет достоверно играть, или «проживать» роль. То есть существовать
так, чтобы зритель верил мыслям, чувствам, поступкам персонажа.
Жизнь актера на сцене, по мнению Станиславского, должна быть без
малейшего намека на фальшь и притворство. Во время спектакля зритель
должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что
он видит на сцене. Если же актер не овладевал мастерством правдоподобности игры, его работа оценивалась знаменитым высказываем Станиславского….
Педагог.1 Кто из вас знает, что это за фраза?
Ответы обучающихся.
Педагог. 1 «Не верю!» – действительно, самая знаменитая и цитируемая
фраза К. С. Станиславского, но Константин Сергеевич – автор большого
количества ярких и глубоких фраз, над которыми полезно задуматься и
интересно обсудить применительно как к театру, так и к повседневной
жизни.
Предлагаю сегодня познакомиться с некоторыми из них.
Педагог 2 Давайте продолжим фразы Станиславского.
«Люби искусство в себе, а не себя …… В ИСКУССТВЕ».
Вопросы для обсуждения:
– Как вы понимаете это утверждение?
– Как можно перефразировать высказывание, если проводить аналогии
между жизнью актера на сцене и жизнью человека в обществе?
– Насколько велико влияние любви «искусства в себе» на развитие и
формирование личностных качеств человека?
Педагог 2
«Жить — это значит ….. ДЕЙСТВОВАТЬ».
Вопросы для обсуждения:
– Как вы думаете, почему для К. С. Станиславского жить означало
действовать?
– Как это убеждение помогает актерам в их работе на сцене?
– Полезно ли такое убеждение для людей других профессий и в
повседневной жизни?
Педагог 1 3. «Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, нельзя ….
ТВОРИТЬ».
Вопросы для обсуждения:
– Согласны ли вы с утверждением К. С. Станиславского? Или готовы с
ним поспорить?
– Действительно ли нельзя создать великого литературного
произведения о любви или передать актерской игрой страдания человека, не
испытав соответствующих чувств в жизни?
Педагог 1 4. «Сначала убедись, а потом уж…. УБЕЖДАЙ».
Вопросы для обсуждения:
– Согласны ли вы с утверждением К. С. Станиславского? Или готовы с
ним поспорить?
– Как это убеждение помогает актерам в их работе на сцене?
– Полезно ли такое убеждение для людей других профессий и в
повседневной жизни?
Педагог2 Станиславским был предложен термин, который теперь
широко используется в сценическом искусстве – «сверхзадача».
Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
Педагог1 (в дополнение к ответам обучающихся). На самом деле,
сверхзадача – это высшая цель, ради которой создается спектакль.
Ведь самая простая и очевидная цель театра – это рассказ истории,
когда-то написанной автором. Станиславский настаивал на том, что актер и режиссер не должны быть просто «передатчиками информации»,
марионетками. Они должны вкладывать в создаваемый спектакль свой
личный смысл, ради которого им будет интересно работать.
Педагог2 То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля. С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений… Да мало ли еще о чем. В этом и будет его актерская личная сверхзадача.
Педагог1 Иными словами, это цель, к которой стремится актер. Он задает себе вопрос: для чего я сегодня выхожу на сцену, что хочу сказать зрителю, чем мечтаю поделиться.
Педагог.2
–Как вы думаете, важны ли эти принципы только для деятелей
театрального искусства?
– Можно ли использовать систему Станиславского не только для игры в театре и кино, но и для жизни?
–Может ли она вам пригодиться в образовательной организации?
Приведите примеры.
(например, при защите проекта, чтении
доклада, написании сочинения, декларировании стихов.)
Педагог1. Будучи не только педагогом, но и театральным режиссером,
Станиславский всегда требовал от актеров простоты, естественности,
жизненной правды, перевоплощения в образ героя.
Как вы думаете, это легко сделать? Какие качества необходимо в себе
развивать актеру, чтобы добиться желаемого эффекта?
Ответы обучающихся
Педагог2. Действительно, успех актера – это результат большого
ежедневного труда. Необходимо постоянно развивать в себе такие качества, как внимание, наблюдательность, креативность, управление эмоциями и т. д. Константин Сергеевич в своей системе предложил целый ряд упражнений, направленных на тренировку важных для актера качеств.
Педагог 1 Внимание к деталям играет немаловажную роль в театральном
искусстве, с помощью внимания актер может управлять как своими
внутренними процессами, так и внешней ситуацией – общаться с
партнерами, учитывать все нюансы театральной действительности
(декорации, реквизит, свет, звук).
Давайте выполним следующее упражнение.
Педагог2
«Что не так?»
«Что не так?».
Педагог предлагает одному из обучающихся выйти к доске, просит
остальных внимательно посмотреть на сокурсника (цу) и постараться
запомнить все мельчайшие детали его/ее одежды, прически и т. д.
Затем педагог выходит с этим обучающимся за дверь, и они меняют
какой-то незначительный элемент (застегивают пуговицу, делают пробор
волос на другую сторону, подворачивают рукава, снимают заколку и т. п.).
Возвращаются в аудиторию, задача обучающихся заметить изменения.
Вопросы для обсуждения после выполнения упражнений:
–Как вы считаете, какую роль играет внимание и внимательность в
жизни человека, не связанного с театральным искусством?
–Нужно ли развивать в себе эти качества?
–Для людей каких еще профессий эти качества являются также
важными и полезными?
Педагог 1
«Друдлы»
Предлагаю вам еще одно задание, которое поможет вам
развивать воображение и нестандартное мышление. Они тоже важны в театральном искусстве.
Обучающиеся делятся на команды.
Педагог. Игра называется «Друдл».
Слово «друдл» составили из двух английских слов: «рисунок» и
«загадка». Это загадка-головоломка, рисунок, про который невозможно
точно сказать, что это такое. Этот рисунок не закончен, его нужно дополнить и завершить. Поэтому «отгаданное» изображение зависит только от вашего воображения.
Каждая команда получает листки, на которых напечатаны друдлы. У вас
есть всего 60 секунд, чтобы их завершить и нарисовать как можно больше
разных вариантов.
Потом мы сравним, у какой из команд получилось больше законченных
картинок.
Итоги Первого раунда
Второй раунд
Итоги второго раунда
Вопросы для обсуждения после выполнения упражнений:
–Как вы считаете, какую роль играет фантазия и воображение в жизни
людей, не связанных с театральным искусством?
–Нужно ли развивать в себе эти качества?
–Для людей каких еще профессий эти качества являются также
важными и полезными?
Педагог 2
Сегодня мы познакомились с К. С. Станиславским, который
признан великим реформатором театра не только у нас в стране, но и за
рубежом.
В заключение хотелось бы привести вам одну цитату и услышать вашу
интерпретацию того, что вкладывал в нее К. Станиславский.
Обращаясь к молодым актерам, К. Станиславский писал: «…Учитесь
вовремя, с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о
себе! И знайте тех, кто вам может ее сказать. Вот с такими людьми говорите побольше об искусстве. Пусть они почаще ругают вас!».
Педагог 2 Наш разговор хочу закончить еще одной фразой К. С.
Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном
зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
НАУЧНЫЙ ФИЛЬМ: https://www.youtube.com/watch?v=X21lofC2WKg