День защитника Отечества_Кудряшова А.П._20.02.2024
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Класс/возраст детей: 4 класс, 9-10 лет.
Тема: День защитника Отечества.
Цель занятия: знакомство обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитание чувства благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве.
Задачи:
- расширить представление о защитниках Отечества;
- обозначить черты характера, присущие защитникам Отечества;
- познакомиться с защитниками Отечества – земляками и выпускниками нашей школы;
- создать «образ» защитника Отечества средствами программы «облако слов»;
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
− проявлять позитивное восприятие истории и традиций российской армии;
− осознавать важность мирной жизни для счастливого детства, трудовой деятельности людей;
− испытывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.
Метапредметные:
− проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
− строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать изображения;
− участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;
− соблюдать правила ведения диалога и работы в группе.
Форма проведения: занятие-беседа с использованием активных форм обучения.
Тип занятия: расширение имеющихся знаний и закрепление.
Технология занятия: игровая технология, технология сотрудничества, технология творческой деятельности, ИКТ.
Межпредметные связи: разговоры о важном, литературное чтение, технология.
Ресурсы: ПК, проектор, экран, ноутбуки или планшеты (смартфоны) для работы в группах, рабочие листы, видеоматериалы («Разговоры о важном»), программа www.wordclouds.com
Продолжительность занятия: 40 минут
Ход занятия:
1. Подготовительный этап (актуализация знаний):
Учитель. (Слайд 1). Добрый день. Скоро праздник 23 Февраля – День защитника Отечества. Название праздника в разные годы звучало по-разному: День Красной армии, День Советской армии, День Советской армии и Военноморского флота, но всегда этот праздник связан с любовью к Родине, с благодарностью к её защитникам.
Обучающийся 1. (Слайд 2). Воины защищали нашу родную землю в разное время, поэтому 23 февраля – это и День воинской славы России. В этот день мы вспоминаем лучшие традиции, которые сохраняются в российской армии и передаются из поколения в поколение. Безусловно, среди этих традиций – отвага и мужество. Но мирный дом и счастливое детство начинаются с доброты, бескорыстия и человечности. Об этих традициях русских воинов мы и поговорим сегодня.
2. Основной этап:
Обучающийся 2. День защитника Отечества напоминает нам обо всех воинских подвигах в истории нашего государства. Мы чествуем всех русских воинов: от древнерусских воинов-дружинников до современных бойцов. В этом празднике главное не событие или эпоха, род войск или наличие наград. Главное – память о славных победах и подвигах, а также надежда и поддержка тех, кто сегодня готов встать на защиту Отечества.
Учитель. Узнаем о празднике подробней вместе с Фёклой и Иваном, с ними мы уже встречались на занятиях Разговоры о важном.
Демонстрация видео 1 часть (дикторский текст):
ФЁКЛА. Цветные фломастеры я подарю Мише! Он любит рисовать. Толя любит спорт, ему я подарю ракетки для бадминтона. А Саше я подарю… В комнату входит Иван.
ИВАН. Привет, Фёкла! Чем занимаешься?
ФЁКЛА. Здравствуй, Ваня. Я готовлю подарки своим друзьям к 23 Февраля.
ИВАН. Молодец, Фёкла! А ты знаешь, как называется этот праздник?
ФЁКЛА. Если 8 Марта – Международный день женщин, то 23 Февраля…э…Международный мальчуковый день?
ИВАН. Ты не угадала. Этот праздник называется «День защитника Отечества».
ФЁКЛА. Что-то я не поняла. Разве Толя, Миша и Саша – защитники Отечества? Они же ещё маленькие.
ИВАН. 23 февраля принято поздравлять всех мужчин, которые защищали, защищают и будут защищать в будущем нашу страну. Твои друзья ещё маленькие. Но уже сейчас они могут защищать младших, слабых, и всех, кто нуждается в их защите.
ФЁКЛА. А я всегда защищаю младших!
ИВАН. Это правильно, Фёкла!
ФЁКЛА. Вань, скажи, а если я девочка – то, получается, что я не могу служить в армии.
ИВАН. В армии России служат немало женщин – защитниц Отечества. Их, кстати, в этот день тоже принято поздравлять.
ФЁКЛА. Знаешь, Ваня…Мои друзья – они такие разные… И что? Все они могут вырасти настоящими защитниками Отечества?
ИВАН. Конечно, армия закаляет характер. Превращает мальчиков в настоящих мужчин. Кроме того, армия использует их способности для защиты нашей страны. В нашей армии существуют различные виды войск: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот. Армия защищает Родину на суше, в море и в небе.
Учитель. Какова роль армии в жизни страны? (Ответы детей: армия защищает нашу Родину, мирную жизнь граждан).
Обучающийся 3. Служить и защищать Отечество – это значит оберегать мирную жизнь нашего народа, и поэтому профессия военного всегда была в нашей стране одной из самых уважаемых и почётных. В современной российской армии существуют различные виды войск: Сухопутные войска, Воздушнокосмические силы и Военно-Морской флот.
Демонстрация видео 2 часть (дикторский текст).
ФЁКЛА. Как, здорово! Вань, расскажи… А, почему мы отмечаем этот праздник именно 23 февраля?
ИВАН. Для того чтобы ответить на твой вопрос, мы должны 7 перенестись на сто лет назад. В 1922 году в нашей стране было принято официальное решение проводить праздник 23 февраля. Тогда он назывался иначе: День Красной армии и флота.
ФЁКЛА. А почему наша армия называлась Красной?
ИВАН. Тогда у нашей страны был флаг красного цвета. Поэтому армия и получила такое название. А страна наша тогда называлась Союз Советских Социалистических республик. Сокращённо – СССР. Красная Армия смело защищала рубежи нашей страны. Именно эта армия сумела отразить нападение и сокрушить армию фашистской Германии, дойдя до Берлина. Также были побеждены союзники Германии на западе и Японская армия на востоке. После Отечественной войны, в 1949 году праздник был переименован и стал называться День Советской армии и Военно-морского флота. Армия продолжила стоять на страже наших границ, сохраняя для граждан нашей страны мир и покой. Этот праздник является Днём воинской славы России и имеет долгую и героическую историю. Идея чествовать своих героев-защитников не нова. Она заимствована из старины. Ещё в дореволюционной России тоже существовал памятный день, посвящённый всем воинам. Праздник отмечали в День святого Георгия Победоносца. Этот Святой всегда считался на Руси покровителем всего русского войска.
ФЁКЛА. А когда праздник 23 Февраля стал называться Днём защитника Отечества?
ИВАН. Это произошло в 1995 году уже в современной России. В этот день мы отдаём дань уважения всем тем, кто защищал, защищает и будет защищать нашу страну. Принято чествовать ветеранов, возлагать венки к памятным местам, могилам неизвестных солдат, вечному огню. По всей стране проходят праздничные концерты и мероприятия. А заканчивается этот день праздничным салютом. Профессия военного во все времена является почётной. Традиция уважительно относиться к защитникам Родины – часть культуры нашего государства. Многое менялось в нашей стране за последние 100 лет, но что бы ни происходило – армия всегда стояла на страже и защите нашего народа. И мы должны уважать и гордиться нашей армией и военными, которые порой ценой собственной жизни оберегают наш мир и покой.
ФЁКЛА. Я столько всего нового узнала. И, кстати, я для тебя тоже приготовила подарок.
ИВАН. Фёкла, ты меня заинтриговала…
ФЁКЛА. Лучший подарок для тебя, конечно же, стихотворение.
Мальчики, парни, мужчины!
Цвет восходящей зари!
Гордость старинной былины –
Русские богатыри!
Станьте опорой России,
Светлой надеждой страны,
Умной и доброю силой,
Родины нашей сыны!
Чтобы всегда восхищаться
Вами Россия могла,
Не нападать – защищаться,
Землю свою сберегла.
Вашею сильной рукою
Мир нужно нам сохранить,
Чтобы счастливой судьбой
Внукам и правнукам жить!
Учитель. Сейчас вы ходите в школу, занимаетесь спортом, играете, у вас есть друзья. Но в 20 столетии была война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война.
- Она началась? (6 июня 1941 года, в 6 часов утра) Закончилась? (9 мая 1945 года).
- Наша армия дошла до Берлина, шли последние дни войны, бои шли на улицах Берлина. На уроках литературы мы с Вами познакомились с рядом литературных произведений, повествующих об этих событиях и героических поступках советских людей. Каждый приближал Победу как мог.
Обучающийся 4. (Слайд 3). Чтение наизусть стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста».
Учитель. Солдаты проявляли и смелость, и отвагу, и терпели немыслимые тяготы военной жизни. И за это люди им благодарны.
Обучающийся 5. Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России.
- (Слайд 4): Сегодня на боевом посту в зоне специальной военной операции выполняют свой гражданский долг по защите Родины и выпускники нашей школы: ФИО выпускников школы.
Учитель. Пожелаем им скорейшей победы и возвращения домой живыми и невредимыми. Какие черты характера должен воспитывать в себе каждый человек, чтобы быть достойным сыном/дочерью Отечества и встать на защиту Родины? Какие черты характера присущи защитникам?
(бескорыстие, бесстрашие, вера, верность, гуманность, доброта, достоинство, желание помочь, мужество, отвага, ответственность, отзывчивость, патриотизм, порядочность, правдивость, преданность, решительность, сила, смекалка, смелость, сообразительность, сопереживание, твердость, терпение, ум, храбрость, человечность, человеколюбие, честность, честь)
Работа в парах на рабочих листах:
- Найдите эти качества, обведите их, перечитайте и запомните.
- Проверим, хорошо ли наши будущие защитники запомнили черты характера, которыми должен обладать настоящий защитник.
Работа на доске по командам (все мальчики класса делятся на 2-3 команды, выходят по очереди к доске, записывают качество, не повторяясь, на время – соревновательный эффект, 2 минуты).
- Девочки, проверяют правильность работы мальчиков.
Работа в группах (наличие в группе планшета или ноутбука (смартфона), наличие приложения www.wordclouds.com):
- Зная, качества характера, которыми должен обладать человек, составим «образ» защитника Отечества средствами программы «облако слов» www.wordclouds.com
- Посмотрите, какие прекрасные «образы» получились.
- Слайд с «облаками слов», составленные обучающимися (Слайд 5).
3. Заключительный этап:
Обучающийся 6. (Слайд 6). Мы поздравляем военных. Они – наши главные защитники: находятся на боевом посту. Мы поздравляем мужчин и женщин, прошедших службу в армии. Они в опасное для Родины время встают на её защиту. Мы поздравляем ветеранов – они защищали страну и победили фашизм. Мы поздравляем мальчишек и юношей. Они – наши будущие защитники.
Рефлексия. Учитель. Сегодняшний разговор, надеюсь, заставит Вас задуматься о том, над чем нужно поработать над собой, чтобы стать достойным сыном и защитником Отечества. Посмотрите еще раз на рабочий лист, возьмите в руки зеленый карандаш и обведите качество, которое, по Вашему мнению, самое важное, а красной ручкой то, над которым Вам нужно потрудиться, чтобы воспитать в себе.
- Видеофрагмент («Разговоры о важном»).
- Спасибо за хорошую работу.
Источники:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-script.pdf
https://112.mos.ru/presscenter/news/detail/7901338.html
Рабочий лист:
Тема «День защитника Отечества»
«Образ» защитника Отечества в разные эпохи.
Качества характера, которыми обладали и обладают защитники Родины.
_____________________________________________________
| бесстрашие | | верность |
человечность | | трусость | |
| гуманность | | смелость |
| | доброта | |
честь | | | человеколюбие |
| твердость | | |
самолюбие | | решительность | |
| храбрость | | правдивость |
| | патриотизм | |
сообразительность | | | |
| подлость | | ответственность |
| | эгоизм | |
ум | | | непорядочность |
| смекалка | | |
| | мужество | |
| равнодушие | | отзывчивость |
терпение | | | |
| | сила | |
| порядочность | | сопереживание |
честность | | алчность | |
| отвага | | |
измена | | | достоинство |
| | преданность | |
бескорыстие | | | лень |
____________________________________________________
«Образы», полученные средствами программы www.wordclouds.com
7