Деревенские угодья
Слово «деревня» произошло от древнерусского«деру», «драть» - расчищать землю от леса, распахивать целину. Это населенный пункт с несколькими десятками или сотнями домов. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей.
- Основное занятие жителей – это сельское хозяйство, промысел. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами. В старину в деревне и селе текла жизнь, полная трудов. В рубленных избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь.
Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жилье.
- Основным отличием села от деревни является наличие церкви. Храм Божий является центром и душой каждой деревни и села.
- Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права была сельскохозяйственной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Природа для крестьянина была средой жизненной необходимости. Она определяла уклад его жизни, занятий. Под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать. Крестьянин полностью зависел от природы.
Поселение славян
- Планировка деревни складывалась постепенно. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально-уличную планировку деревень.
- Центральной осью деревни являлась транспортная магистраль:река, дорога.
- В деревне «все бревенчато, досчато, гнуто» - начинается с дерева. Деревня – это мир в миниатюре, в котором вначале находим всё то, что затем найдем в большом мире.
Славяне жили племенными общинами,
поселениями,
деревнями,
городами.
Деревня начинается с крестьянского дома, где «красный угол подобен заре, потолок – небесному своду, а матица – млечному пути. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В зависимости от количества стен дома делились на 4, 5, 6 стенки.
Жилая часть – это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Размеры жилой части невелики – 4 на 4 метра.
- Русская печь первоначально топилась по- черному, т.е. дым выходит через окна и двери
- Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали большаков (родителей), гостей, а на свадьбу – молодых. У входа стояла лавка для приходящих и нищих, рядом – мужская , для работы
Для строительства важно было
взять "правильное" дерево
Недобрыми - считались места
старых пожарищ
Места с искаженными деревьями
Места с искаженными деревьями
Места со странными,
страшными деревьями
Для поселения
выбирали светлые
,
"чистые",
без дурной славы
места
Что нам стоит
дом построить!
Верили,
что деревья
живые,
все видят
и слышат
Могучие, старые деревья не срубали
Славяне верили, что в них живут души мудрецов
Гардарика
Свои поселения славяне обносили стенами
Нельзя было
срубать молодые,
подрастающие
деревья
Прежде чем
срубать дерево,
к нему шли
на поклон,
просили у него
прощения и
объясняли необходимость сруба.
- Свой дом русские люди строили, заранее тщательно выбрав место: нельзя было строить на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдет вскоре из этого дома
Деревянные дома строили простые – одноэтажные и более сложные, двухэтажные
Археологические раскопки дают самую интересную и достоверную информацию о жизни поселений наших древних и не очень далеких предков
Троицкий раскоп 12 век. Новгород
Чтобы сохранить
дома старинной
постройки, их бережно
разбирали и перевозили
в музеи под открытым
небом, где снова
собирали
в прежнем виде,
чтобы заботиться
и охранять их
Музеи деревянного зодчества
Юрьево городище
Новгород
Кижи
Свои первые дома славяне устраивали в земле (землянки)
Землянка без стен и с печкой каменкой
Землянка со стенами, кровлей и глинобитной печкой с жаровней
Укрепляются стены и кровля землянки
Дом выбрался из-под земли, появляется волоковое оконце и крыльцо
Совершенствуется конструкция крыши, укрепляется фундамент, увеличивается окно
Рабочая артель
- Большое место в доме играла печь. Она и грела, и лечила. На ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут. Здесь женщины стряпали и ели. У окна на зиму прятали ткацкий станок.
Мебели почти не было, только лавки и сундуки. На стенках висели полки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Спали взрослые на полу, дети – на полатях, старики – на печи. В середине 19 века стали иметь дымоходы,
единое пространство разделилось на отдельные комнаты.
Крестьяне жили в гармонии с природой. Строили и ремонтировали дороги всей общиной, чистили лес, берега рек и озер, следили за севооборотом полей, давая земле отдых и удобряя ее навозом и золой.
- Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым. С малых лет отец готовил сына стать будущим главой семьи и кормильцем. Мальчикам дарили личный инструмент и не разрешали его никому давать
Сыновья были главными помощниками отца. С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил. К 15 годам сын становился главным помощником и работал наравне с отцом. Тот всегда помогал, подсказывал и поддерживал своих детей.
В 7 лет девочек учили прясть. Первую нарядную прялочку ей дарил отец.
- С 5-7 лет мать и старшие сестры обучали девочек уходу за грудными детьми. Мать на целый день в поле и девочки почти полностью заменяли мать. Они целый день проводили с ребенком: играли, баюкали, кормили.
К 16 годам девушка была готова самостоятельно вести хозяйство
праздники
В деревне праздники справлялись как языческие так и христианские. Проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца, погребение ярилы.
Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства.