СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей природой в старшей группе "Дерево в снегу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ознакомлению с окружающей природой в старшей группе "Дерево в снегу"»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей природой в старшей группе «Дерево в снегу»


Цель: дать представление о приспособлениях растений к различным временам года (деревья хвойные и листопадные), уточнить понятия детей о состоянии хвойных и лиственных деревьев зимой (не деревья, стоят без листьев; ель, сосна- зеленые с хвоинками). Воспитывать интерес к окружающей природе.

Связи: мороз- береза без листьев, мороз - елочка зеленая с листьями. дерево- «дом» синицы, воробья. Словарь: хвоя, лист, ствол, ветви, корни, ель, береза

Материал: картины зимних пейзажей, панно - дерево зимой, сухие листья, веточки, вата, пластилин, воспитатель в костюме старичка-лесовичка.

Методические приемы: наблюдения, сравнительный анализ, моделирование изготовление макета дерева зимой педагогом совместно с детьми, художественное слово: болгарская песенка «Две сосны и ель»

Две больших сосны стояли рядом

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красива елочка была.


Е.Трутневой «Елка»

выросла елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах

Жил под елкой зайка с зайчихой своей,

Прилетела стайка чечеток с полей,

Приходили к елке и волки зимой,

Мы не взяли елку из лесу домой.


Ход занятия.

Дети приходят в зимний сад, где их встречает Старичок-лесовичок с корзиной. В корзине лежат шишки и веточки ели, сосны, кедра, сухие листья, вата, пластилин.

Лесовичок: Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычное занятие, а о чем мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Нога — одна,

Стоит на месте.

А рук вокруг —

Сто или двести.

Что это такое? И что это за удивительные руки? Конечно же, речь идет о деревьях.

Лесовичок: Взгляните-ка, ребятки, что у меня в корзинке лежит? (Шишки.)

Лесовичок: А почему они разные? (Они с разных деревьев).

Лесовичок: А как отличаются эти деревья? (У них разные иголки.)

Лесовичок: Верно. И шишки у них разные, и иголки.

Все-то вы верно подмечаете. Может, скажете мне, почему сосну и ель хвойными деревьями называют? (У сосны и ели вместо листьев хвоинки.)

Лесовичок: А какие еще деревья вы знаете? (Береза, осина.)

Лесовичок: А это тоже хвойные деревья?

Лесовичок: Чем же они отличаются от хвойных — от сосны, от ели? (Хвойные деревья — вечнозеленые. Они свои листья на зиму не сбрасывают. А лиственные осенью остаются без листвы, зимой стоят голыми, а весной на них снова распускаются листья.)

Лесовичок: А чем занимаются зимой растения?

Рассмотрите картину зимнего леса.

- Что видите?

Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Рассматривание с детьми почки на ветке деревьев.

Лесовичок: Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки.

- Какие деревья не сбрасывают листья?

Лесовичок: Изменились ли они с приходом зимы? (Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде.)

Лесовичок: Хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.

Обратите внимание на внешний вид дерева, на его кору. Березу сразу можно отличить по коре, иву - по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя - по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой. Посмотрите, много ли на рябине ягод. Говорят, что большой урожай рябины - к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина - настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири.

Физминутка:

Е.Трутневой «Елка»

выросла елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах

Жил под елкой зайка с зайчихой своей,

Прилетела стайка чечеток с полей,

Приходили к елке и волки зимой,

Мы не взяли елку из лесу домой. (дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Работа с панно “Дерево”.

Лесовичок: Вспомните, во что летом дерево было одето? (в зеленый наряд)

Дети “надевают “на дерево зеленые листочки.

Лесовичок: А осенью? ( листья начали желтеть и облетать)

Дети “надевают “на дерево желтые листочки.

Лесовичок: А зимой? (к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым.)

Лесовичок: Почему так происходит?

Лесовичок: Из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.

Давайте все вместе укутаем дерево снегом, чтобы ему было тепло.

Дети ватой обкладывают корни дерева.

Лесовичок: Раз вы так все хорошо знаете, можно с вами и поиграть немного.

Игра “Найди по описанию”.

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно находить описываемое дерево.
Игровая задача: найти картинку дерева по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением деревьев.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек.

1) Растут на ней иголки,

Тонкие и колкие,

И шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придет,

Стройная, пушистая,

С огнями золотистыми. (Елка) 

2) Есть сестричка у елки.

У нее НЕколючие иголки.

Но в отличие от елок

Стоит зимою без иголок. (Лиственница)

3) Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березки)

4) Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ... (Сосна)

5) Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополя)

Итог:

Лесовичок: Ребята, вам понравилось в зимнем саду?

А чем занимаются зимой растения? Почему?

Сейчас я вам подарю веточки, вы их поставьте у себя в группе в воду и понаблюдайте, как будет просыпаться природа.