МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РД
по теме:
«Десятичные дроби»
Урок провёл учитель
математики
Асилдаров Якуб А.
Вычислительные упражнения по теме «Десятичные дроби».
Учащиеся, имеющие навыки устного счета, хорошо справляются со многими заданиями по математике, поскольку у них хорошо развиты память и внимание.
Но без тренировок вычислительные навыки ослабевают. Следовательно, устный счет необходимо проводить на каждом уроке во всех классах, с пятого по одиннадцатый. Для этого учителя должны иметь систему устных упражнений.
Желательно предлагать классу упражнения в разных формах.
Если в задании требуется произвести одно арифметическое действие и само это действие указано, то учителю достаточно продиктовать задание и тут же выслушать ответы учащихся.
Примеры
Найдите сумму:
1,6 + 2 ; 5 + 4 ; 1,3 +1,8 ; 3,7 + 2,3 ;
1,7 + 2,03 ; 6,05 + 5,4 ; 9,1 + 1,9 .
Найдите разность :
1 – 0,3 ; 0,35 – 0,15 ; 4,9 -3,1; 5,5 – 0,5 ;
0,4 – 0,28 ; 5,4 – 1,02 ; 2,5 – 2,08 .
Найдите произведение :
0,8
0,7 ; 0,9
0,6 ; 1,2
0,3 ; 1,3
0,5 ;
1,7
3 ; 1,7
0,3 ; 1,7
0,03 ; 0,68
10 ;
3,05
100 ; 3,05
10 ; 3,05
0,1 .
Найдите частное :
1 : 2 ; 3 : 11 ; 7: 2 ; 11 : 3 ; 1 : 4 ; 2 : 4 ;
1,4 : 7 ; 1,5 : 3 ; 3,6 : 9 ; 4,8 : 3 ; 6,5 : 13 ;
7 : 10 ; 3 : 100 ; 2,5 : 10 ; 34 : 100 ; 2,7 : 10 ;
3,4 : 0,1 ; 2,7 : 0,01 ; 1,1 : 0,05 ; 0,4 : 0,2 ;
9 : 0,3 ; 6,5 : 1,3 ; 2 : 0,5 ; 7 : 0,2 ; 2,4 : 0,3 .
Некоторые простые примеры целесообразно записывать на доске. Тем самым удается избежать дополнительных трудностей, которые могут возникнуть при совместных действиях с обыкновенными и десятичными дробями, ведь они как на слух , так и визуально воспринимаются по- разному.
Примеры
Выполните действия:
0,8 +
; 0,5 +
; 1,6 +
; 2,9 + 1
;
1,7 –
; 3,7 – 2
; 4
+ 6,2 + 1
;
2,8 + 1
+ 3,2 ; 2
0,5 ; 3
;
6.6
; 10,32
; 4
3,6
25 ;
2,5
6.36
4 ; 1,5
2,7
2 ; 2,5
2
1,7 ;
0,8
9,7 + 0,2
9,7 ; 2,5
3,68 + 7,5
3,68 ;
+
;
+
;
+
;
+
;
+
; 2,5 : 5 + 0,5 ; 10
( 8,4 : 4 ) ; ( 24 : 0,8 = 0,3 ) : 1,01 ;
4,9 :
; 75 :
; 150 :
; 2,8
; 3, 2 :
.
Устные задания желательно подавать в занимательной форме, чтобы сама необходимость считать ( которую дети часто воспринимают отрицательно ) не бросалась в глаза.
Примеры.
Восстановите потерянные запятые, чтобы данные ниже записи стали верными:
32 + 18 = 5 ; 42 + 17 = 212 ; 63 – 27 = 603 ; 3 + 108 = 408 ; 736 – 336 = 4 ;
57 – 4 = 17 ; 25
4 = 10 ; 363,6 : 9 = 404 ; 545454 : 6 = 9090,9
К занимательным задачам вычисления можно отнести и логические тесты. Они тренируют у учащихся не только вычислительные навыки, но и способности сравнивать, свои догадки и самостоятельно проверять их.
Примеры.
Найдите на рис. 1-4 числа, зашифрованные знаком « ? » , чтобы закономерность в расстановке на левой фигуре каждого рисунка выполнялась и на его правой фигуре.
8,5
6,4 5,2 4,3 7,2
2,5 3,1 3,4 ?
4,5
1
?
2
8,5
10
3,2оггшшшгннрпрпонег76,ждл,кен4,,,,,2
2,3
5
1,2
1,5
4,3
3
6
6,5
3
0,6
?
1
4
0,024
0,12
0,04
0,2
Рис. 1-3 объединены общим принципом : число, записанное в самой верхней части рисунка, является результатом действий, проделанных с 2 числами, которые расположены ниже. Число на рис. 1 (слева) объединены равенством 3,7 + 2,3 – 1,5 = 4,5.
Тогда должно быть 5 + 1,2 – 4,3 = 1,9 На рис. 2 видим, что слева получается равенство 8,5 = 1,6 + 3 + 1,5 + 2,4. Тогда справа должно быть: 10 = 1,7 + 2,8 + 3,2 + 2,3.
На рис. 3 левую схему можно прочитать так 6 = 6,4 + 5,2 – (2,5 + 3,1). Значит схема справа такая же 6,5 = (4,3 + 7,2) – 3,4 + 1,6.
На рис. 4 придется воспользоваться умножением, чтобы получить две аналогичные схемы.
СЛЕВА | СПРАВА |
3 3 =0,6 | 5 5 =1 |
0,024 0,024 5=0,12 | 0,04 0,04 5=0,2 |
Для контроля за вычислительными навыками учащихся использую карточки, в которых записаны задания для устного счёта. Каждую карточку делю на шесть блоков и фиксирую, до какого блока сумел добраться ученик за определенное время. Если кто-то из ребят отстает от других, то ему даются дополнительные карточки – задания в специально отведенное время урока.
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 |
1) 7-1,8 : 4 + 0,5 : 2 10 | 1) 4,5 + 1,5 : 5 : 3 - 0,1 100 | 1) 8,1 – 0,9 : 9 3 + 1,06 : 0,1 | 1) 4,9 + 1,4 : 0,7 - 0,01 + 0,7 |
2) 50 0,3 : 100 + 0,3 - 0,1 : 0,01 | 2) 40 0,4 : 10 + 0,8 - 2 100 | 2) 4,2 : 7 3 + 2,3 - 1,1 | 2) 0,4 20 : 0,2 : 100 + 2,6 - 1,6 |
3) 56 : 80 + 9,8 - 2,5 : 0,01 | 3) 10 – 6,1 : 1,3 0,4 + 4 | 3) 40 0,01 + 2,3 : 0,9 - 1,7 100 | 3) 1 – 0,4 100 : 40 + 3 : 0,1 |
4) 0,5 4 : 0,1 - 17,5 + 3,5 | 4) 2 – 0,6 0,3 + 0,28 : 0,1 | 4) 7: 100 + 0,33 1,5 - 0,2 | 4) 4,4 10 : 22 +5,2 - 7 : 0,1 |
5) 57 0,1 : 3 + 4,4 - 1,3 | 5) 6 : 1,2 - 5 + 2,9 + 3,15 100 | 5) 0,6 5 0,1 + 0,28 : 0,29 - 1,9 | 5) 0,12 – 0,4 : 0,6 + 0,1 100 |
6) 1,25 2 : 0,5 + 0,6 - 0,3 | 6) 14 : 70 100 + 2 - 1,6 | 6) 6 – 1,2 : 8 10 + 0,4 : 0,1 | 6) 8,7 : 3 + 5,6 - 1,5 0,001 |