СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дети с нарушениями интеллекта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дети с нарушениями интеллекта»

Просмотр содержимого документа
««Дети с нарушениями интеллекта»»

«Дети с нарушениями интеллекта» Подготовила: студентка 2 курса 272 группы направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое)образование, профиль подготовки «Логопедия» факультета ППиСО Колесникова Анастасия

«Дети с нарушениями интеллекта»

Подготовила: студентка 2 курса 272 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое)образование,

профиль подготовки «Логопедия»

факультета ППиСО

Колесникова Анастасия

Умственно-отсталые дети - это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятие, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: НАРУШЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: Повышенная возбудимость или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Умственно-отсталые дети

- это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятие, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.)

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

НАРУШЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ:

Повышенная возбудимость или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

Дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Клинические формы нарушений при умственной отсталости ОЛИГОФРЕНИЯ – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомной аберраций, при родовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития (до 2 –х, 2,5 лет). При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. ДЕМЕНЦИЯ - стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция может иметь резидуально-органический  (остаточные явления после перенесенных травм, нейроинфекций) или прогредиентный характер, т.е. наблюдается снижение интеллектуальной деятельности на фоне текущих заболеваний (гидроцефалия, ревматич. заболевание, заболевание ЦНС, шизофрения, эпилепсия, сифилитическое поражение ЦНС.

Клинические формы нарушений при умственной отсталости

ОЛИГОФРЕНИЯ – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомной аберраций, при родовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития (до 2 –х, 2,5 лет). При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер.

ДЕМЕНЦИЯ - стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция может иметь резидуально-органический (остаточные явления после перенесенных травм, нейроинфекций) или прогредиентный характер, т.е. наблюдается снижение интеллектуальной деятельности на фоне текущих заболеваний (гидроцефалия, ревматич. заболевание, заболевание ЦНС, шизофрения, эпилепсия, сифилитическое поражение ЦНС.

Международная классификация болезней МКБ-9 Дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость Идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. Имбецильность – глубокая умственная отсталость МКБ-10 Легкая умственная отсталость Умеренная умственная отсталость Глубокая умственная отсталость Тяжелая умственная отсталость

Международная классификация болезней

МКБ-9

Дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость

Идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

Имбецильность – глубокая умственная отсталость

МКБ-10

Легкая умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость

Глубокая умственная отсталость

Тяжелая умственная отсталость

  В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой, 1956). Первая группа –  неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза. Вторая группа –  патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм). Третья группа –  родовая травма и постнатальные поражения ЦНС. Три диагностических критерия умственной отсталости: Клинический (наличие органического поражения головного мозга) Психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности) Педагогический (низкая обучаемость)

В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой, 1956).

  • Первая группа –  неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
  • Вторая группа –  патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).
  • Третья группа –  родовая травма и постнатальные поражения ЦНС.

Три диагностических критерия умственной отсталости:

  • Клинический (наличие органического поражения головного мозга)
  • Психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности)
  • Педагогический (низкая обучаемость)
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта  Семейно-общественный подход к воспитанию: Принцип вариативности – организация различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно-отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Принцип системности – обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка.

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта

Семейно-общественный подход к воспитанию:

  • Принцип вариативности – организация различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно-отсталых детей, учет региональных и социальных условий.
  • Принцип системности – обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка.
Учреждения системы Министерства образования Специальные (коррекционные) ОУ: дошкольные отделения (группы), спецшколы, школы-интернаты, детские дома Дошкольные (коррекционные) ОУ для детей с нарушением интеллекта Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа

Учреждения системы Министерства образования

Специальные (коррекционные) ОУ: дошкольные отделения (группы), спецшколы, школы-интернаты, детские дома

Дошкольные (коррекционные) ОУ для детей с нарушением интеллекта

Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа

Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном (коррекционном) ОУ для детей с нарушениями интеллекта ( умственно отсталых) Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. 

Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном (коррекционном) ОУ для детей с нарушениями интеллекта ( умственно отсталых)

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. 

1 Диагностический блок : комплексное психолого-медико-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальной программы развития ребенка . Блок воспитательных задач: социализация, повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, воспитание у него положительных личностных качеств 2 Образовательный блок: обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Подготовка детей к школьному обучению.  3 Коррекционный блок: преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. 4

1

Диагностический блок : комплексное психолого-медико-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуальной программы развития ребенка .

Блок воспитательных задач: социализация, повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, воспитание у него положительных личностных качеств

2

Образовательный блок: обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Подготовка детей к школьному обучению.

3

Коррекционный блок: преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

4

Специальная программа для детей с нарушениями интеллекта Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой, предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.

Программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку и его близким, в данной программе представлены 6 разделов:

  • Раздел «Здоровье» нацелен на формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни и постижению различных форм поведения в разнообразных жизненных условиях.
  • Раздел «Социальное развитие » способствует формированию навыков социально приемлемого поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
  • Раздел «Физическое развитие и физическое воспитание» направлен на развитие и совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, становление моторных навыков и развитие зрительно-двигательной координации.
  • Раздел «Познавательное развитие» , включает в себя 6 подразделов, которые обеспечивают развитие познавательной сферы у детей с умственной отсталостью.
  • Раздел «Формирование деятельности» , направлен на формирование: предметной деятельности, продуктивных видов детской деятельности, элементов трудовой деятельности, становление игровой деятельности.
  • Раздел «Эстетическое развитие» способствует гармоничной социализации ребёнка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
 Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной защиты (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центы).  В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений – привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и учебных навыков.

Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной защиты (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центы).

В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений – привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и учебных навыков.

Обучение и воспитание умственно отсталых школьников С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в первом или подготовительном классах специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Количество учеников в подготовительном классе не более 6-8 человек, а остальных - не более 12 человек. В таких школах могут быть созданы классы для детей с глубокой умственной отсталостью (не более 5-6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Обучение и воспитание умственно отсталых школьников

С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в первом или подготовительном классах специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Количество учеников в подготовительном классе не более 6-8 человек, а остальных - не более 12 человек. В таких школах могут быть созданы классы для детей с глубокой умственной отсталостью (не более 5-6 человек). Дети принимаются в возрасте до 12 лет и обучаются до 18 лет. Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные). Большое место в специальной (коррекционной) школе отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

Большое место в специальной (коррекционной) школе отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе.

В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи  интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц.  Для детей с незначительной и умеренной  степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи 

интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц. 

Для детей с незначительной и умеренной 

степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Профессиональная подготовка При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики.  Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда. При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве.

Профессиональная подготовка

При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда. При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве.

Лица с умеренной умственной отсталостью имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. Так, лица этой категории способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда.

Лица с умеренной умственной отсталостью имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. Так, лица этой категории способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!