СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Просмотр содержимого документа
«Дети с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог – дефектолог, социальный педагог Кутова Наталья Анатольевна

Педагог – дефектолог, социальный педагог

Кутова Наталья Анатольевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий .

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий

.

       Различают следующие  категории детей с  нарушениями в развитии : 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи ; 4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы ;  8) дети с множественными нарушениями (сочетание     2-х или 3-х нарушений).

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии :

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи ;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы ;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Задержка психического развития (ЗПР)  - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе, по специальной программе обучения.

Задержка психического

развития (ЗПР) -

это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе, по специальной программе обучения.

Характерные  особенности детей ЗПР снижение работоспособности; повышенная истощаемость; неустойчивое внимание; недостаточность произвольной памяти; отставание в развитии мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас слов; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; слабая техника чтения; трудности в счёте и решении задач по   математике.

Характерные особенности детей ЗПР

  • снижение работоспособности;
  • повышенная истощаемость;
  • неустойчивое внимание;
  • недостаточность произвольной памяти;
  • отставание в развитии мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • своеобразное поведение;
  • бедный словарный запас слов;
  • низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • слабая техника чтения;
  • трудности в счёте и решении задач по математике.
Олигофрения или  умственная отсталость это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (и в первую очередь коры головного мозга). При умственной отсталости страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Основным симптомом умственной отсталости является недоразвитие познавательной деятельности. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Их опыт крайне беден. Внимание и память ослаблены. Запас слов ограничен. Речь бедна. Они не могут подавить обиду, влечение, желание. Не способны критически оценить свое  поведение,    отстоять свои убеждения.

Олигофрения или умственная отсталость

это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (и в первую очередь коры головного мозга).

При умственной отсталости страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Основным симптомом умственной отсталости является недоразвитие познавательной деятельности. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире.

  • Их опыт крайне беден.
  • Внимание и память ослаблены.
  • Запас слов ограничен. Речь бедна.
  • Они не могут подавить обиду, влечение, желание.
  • Не способны критически оценить свое поведение, отстоять свои убеждения.
От того насколько правильным будет поставлен диагноз, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. В нашей стране обследованием детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, занимаются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), состоящие из специалистов – дефектологов, которые по результатам обследования дают рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. ПМПК компетентны поставить тот или иной     диагноз Вашему ребенку.

От того насколько

правильным будет поставлен диагноз,

будет зависеть дальнейшая судьба ребенка.

В нашей стране обследованием детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, занимаются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), состоящие из специалистов – дефектологов, которые по результатам обследования дают рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

ПМПК компетентны поставить тот или иной диагноз Вашему ребенку.

От того насколько правильным будет поставлен диагноз, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. В нашей стране обследованием детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, занимаются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), состоящие из специалистов – дефектологов, которые по результатам обследования дают рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. ПМПК компетентны поставить тот или иной     диагноз Вашему ребенку.

От того насколько

правильным будет поставлен диагноз,

будет зависеть дальнейшая судьба ребенка.

В нашей стране обследованием детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, занимаются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), состоящие из специалистов – дефектологов, которые по результатам обследования дают рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

ПМПК компетентны поставить тот или иной диагноз Вашему ребенку.

Основные задачи ПМПК проведение обследования в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей; подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранних данных комиссией рекомендаций; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций по вопросам воспитания и обучения и коррекции нарушений развития      детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно    опасным) поведением;

Основные задачи ПМПК

  • проведение обследования в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении детей;
  • подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранних данных комиссией рекомендаций;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций по вопросам воспитания и обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
Если Вы переведёте своего ребёнка на обучение по специальным адаптированным программам, то в обучении будут применяться следующие подходы: индивидуальный подход; предотвращение наступление утомляемости; активизация познавательной деятельности; проведение подготовительных занятий; обогащение знаниями об окружающем мире; коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; проявление педагогического такта.

Если Вы переведёте

своего ребёнка на обучение

по специальным адаптированным программам,

то в обучении будут применяться следующие подходы:

  • индивидуальный подход;
  • предотвращение наступление утомляемости;
  • активизация познавательной деятельности;
  • проведение подготовительных занятий;
  • обогащение знаниями об окружающем мире;
  • коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • проявление педагогического такта.
Если ребёнок не будет обучаться по специальным адаптированным программам, то возможно у него появятся: отрицательное отношение к учёбе; не усвоение учебной программы: пропуски уроков; психозы; агрессивное состояние; отсутствует возможность получения образования.

Если ребёнок не

будет обучаться по

специальным адаптированным программам, то возможно у него появятся:

  • отрицательное отношение к учёбе;
  • не усвоение учебной программы:
  • пропуски уроков;
  • психозы;
  • агрессивное состояние;
  • отсутствует возможность получения образования.
Закон камчатского края от 12 февраля 2014 г. № 390 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае» Ст. 1 Настоящий Закон устанавливает категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае.

Закон камчатского края

от 12 февраля 2014 г. № 390

«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае»

Ст. 1

Настоящий Закон устанавливает категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае.

Ст.2 Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края и законы Камчатского края.

Ст.2

Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края и законы Камчатского края.

Ст.3

Категории граждан, которым

предоставляются меры социальной

поддержки в период получения ими

образования в государственных и муниципальных образовательных организациях предоставляется следующим категориям граждан, проживающих на территории Камчатского края:

1) обучающимся из семей, которым присвоен статус многодетной семьи в соответствии с Законом Камчатского края от 16.12.2009 № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» (многодетные семьи);

2) обучающимся из семей, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае (малоимущие семьи);

3) обучающимся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС);

4) обучающимся, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам;

6) обучающимся, нуждающимся в длительном лечении;

7) обучающимся из числа беженцев и вынужденных переселенцев;

8) обучающимся государственных профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, не относящимся к категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 7 настоящей статьи.

Ст.8

Меры социальной поддержки

обучающихся с ОВЗ, в том числе инвалидов

1. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидам:

1) в период получения ими общего образования в государственных образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в указанных организациях, предоставляется социальная поддержка в виде полного государственного обеспечения;

2) в период получения ими общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, не проживающим в государственных образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предоставляется социальная поддержка в виде:

а) обеспечения бесплатным двухразовым питанием (завтрак или полдник, обед);

б) частичной компенсации фактических расходов на приобретение одежды обучающихся и школьно-письменных принадлежностей в размере 2500 рублей;

3) в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков .

Постановление Правительства Камчатского края от 18 апреля 2014 № 183-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в период получения ими образования» 2.4. Для предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием родители, иные законные представители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) обучающихся общеобразовательных организаций представляют в общеобразовательную организацию один раз в течение учебного года: 1) заявление о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием обучающегося по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя); 3) документы, подтверждающие полномочия законного представителя обучающегося (при представлении заявления о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием иными законными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями,  приемными родителями) обучающегося);

Постановление Правительства

Камчатского края

от 18 апреля 2014 № 183-П

«Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в период получения ими образования»

2.4. Для предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием родители, иные законные представители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) обучающихся общеобразовательных организаций представляют в общеобразовательную организацию один раз в течение учебного года:

1) заявление о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием обучающегося по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

2) документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя);

3) документы, подтверждающие полномочия законного представителя обучающегося (при представлении заявления о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием иными законными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями) обучающегося);

4) документы, подтверждающие принадлежность обучающего общеобразовательной организации к соответствующей категории, установленной статьей 3 Закона Камчатского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае»:  документы, подтверждающие инвалидность (ограничения возможностей здоровья – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); 2.5. Документы, представляются в копиях с предъявлением оригинала либо в копиях, заверенных в установленном порядке.

4) документы, подтверждающие принадлежность обучающего общеобразовательной организации к соответствующей категории, установленной статьей 3 Закона Камчатского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае»:

документы, подтверждающие инвалидность (ограничения возможностей здоровья – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

2.5. Документы, представляются в копиях с предъявлением оригинала либо в копиях, заверенных в установленном порядке.

Директору МБОУ «Тигильская СОШ»

И.М. Ворсиной

Ивановой Марии Ивановны

Проживающего по адресу: Камчатский край,

Тигильский район, с. Тигиль,

ул. Партизанкая, 31

Паспорт серия 32 01 № 368789

Выдан: Отделом УФМС России по

Камчатскому край от 01.05.2005

Телефон8-914-785-1946

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить меру социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием (завтрак или полдник, обед) Иванова Ивана Сергеевича, 01.03.2005 г.р., уч-ка 4 класса

Прилагаю следующие документы, подтверждающие право на получение меры социальной поддержки:

1. документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя);

2. документы, подтверждающие полномочия законного представителя обучающегося (при предоставлении заявления иными законными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителя) обучающегося);

3. документы, подтверждающие инвалидность (ограничения возможностей здоровья);

Гарантирую своевременность и достоверность предъявления сведений при изменении основания для предоставления меры социальной поддержки.

11.01.2016_

______________/Иванова Мария Ивановна_

Директору МБОУ «Тигильская СОШ»

И.М. Ворсиной

Ивановой Марии Ивановны

Проживающего по адресу: Камчатский край,

Тигильский район, с. Тигиль,

ул. Партизанкая, 31

Паспорт серия 32 01 № 368789

Выдан: Отделом УФМС России по

Камчатскому край от 01.05.2005

Телефон8-914-785-1946

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу выплатить мне частичную компенсацию фактических расходов на приобретение одежды обучающихся и школьно-письменных принадлежностей Иванова Ивана Сергеевича, 01.03.2005 г.р., уч-ка 4 класса, путем перечисления денежных средств на л/с № 3212896632588111, в _________________________________________________________________________

(наименование кредитного учреждения, иные реквизиты)

Прилагаю следующие документы, подтверждающие право на получение меры социальной поддержки:

1. документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя);

2. документы, подтверждающие полномочия законного представителя обучающегося (при предоставлении заявления иными законными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителя) обучающегося);

3. документы, подтверждающие инвалидность (ограничения возможностей здоровья);

4. копия № л/с

11.01.2016_

______________/Иванова Мария Ивановна_

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации .

Получение детьми с

ограниченными возможностями здоровья

и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации .