СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети с ОВЗ в дошкольной образовательной организации: особенности и подходы к работе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования стремится к созданию инклюзивной среды, где каждый ребёнок, независимо от его особенностей, имеет возможность получить качественное образование и развиваться в соответствии со своими потребностями и возможностями. Дошкольный возраст является критически важным периодом для развития личности, формирования базовых навыков и социализации.

Просмотр содержимого документа
«"Дети с ОВЗ в дошкольной образовательной организации: особенности и подходы к работе"»

Введение.

Современная система образования стремится к созданию инклюзивной среды, где каждый ребёнок, независимо от его особенностей, имеет возможность получить качественное образование и развиваться в соответствии со своими потребностями и возможностями. Дошкольный возраст является критически важным периодом для развития личности, формирования базовых навыков и социализации. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) – это не только требование законодательства, но и гуманистический принцип, направленный на обеспечение равных прав и возможностей для всех детей. Работа с дошкольниками, имеющими ОВЗ, требует от педагогов специальных знаний, умений и, конечно, особого подхода, основанного на понимании их индивидуальных особенностей и потенциала.

Кто такие дети с ОВЗ в дошкольном возрасте?

Категория "дети с ОВЗ" включает в себя дошкольников с различными нарушениями в развитии, которые затрудняют освоение образовательных программ без создания специальных условий. Это могут быть дети с:

  • Нарушениями речи: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), заикание и другие.

  • Нарушениями слуха: слабослышащие или глухие дети.

  • Нарушениями зрения: слабовидящие или слепые дети.

  • Нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА): дети с ДЦП, последствиями травм и др.

  • Задержкой психического развития (ЗПР): дети, у которых темп психического развития замедлен.

  • Нарушениями интеллекта: легкая, умеренная и другие степени умственной отсталости.

  • Расстройствами аутистического спектра (РАС): различные формы аутизма.

  • Тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР):сочетание двух и более выраженных нарушений.

Важно понимать, что каждый ребенок с ОВЗ уникален. У него есть не только ограничения, но и сильные стороны, интересы, потребности. Индивидуальный подход является основой успешной работы.

Значение ранней помощи и инклюзии в дошкольном возрасте

Дошкольный период – это время интенсивного развития мозга и формирования базовых психических функций. Раннее выявление нарушений развития и своевременное начало коррекционно-развивающей работы позволяют максимально эффективно использовать пластичность нервной системы ребенка, компенсировать имеющиеся дефициты и предотвратить вторичные отклонения.

Включение детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО (инклюзия) имеет неоценимое значение:

  • Для детей с ОВЗ: способствует развитию социальных навыков, формированию позитивной самооценки, освоению игровых и коммуникативных умений, подготовке к школьному обучению.

  • Для обычных детей: формирует толерантность, эмпатию, понимание многообразия человеческих особенностей, учит помогать и взаимодействовать с теми, кто отличается.

  • Для педагогов и родителей: расширяет профессиональный кругозор, стимулирует поиск новых методов работы, способствует сотрудничеству и обмену опытом.

Основные принципы и подходы к работе с дошкольниками с ОВЗ

Успешная работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОО базируется на нескольких ключевых принципах:

  1. Индивидуализация образовательного процесса: Главный документ, регламентирующий работу с ребенком с ОВЗ – это его Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПР/ИПРА), разработанная Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), на основе которой в ДОО может быть разработана Адаптированная основная образовательная программа (АООП) или индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Эти документы определяют специальные образовательные потребности ребенка, цели и задачи коррекционной работы, необходимые условия и специалистов.

  2. Комплексный, междисциплинарный подход: Работа с ребенком должна осуществляться командой специалистов: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский персонал. Важна скоординированная работа всех участников процесса.

  3. Создание специальной развивающей предметно-пространственнойреда должна быть доступной, безопасной, стимулирующей развитие и учитывающей особенности конкретного ребенка (например, наличие зон для уединения, специального оборудования, визуальной поддержки).

  4. Использование адекватных методов и приемов обучения: Применяются специализированные коррекционные методики, наглядные пособия, игры, учитывающие ведущий тип деятельности дошкольника – игру. Обучение строится на основе сохранных анализаторов, используются мультисенсорные подходы.

  5. Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса: Каждое занятие, каждая деятельность должны иметь не только образовательную, но и четко выраженную коррекционно-развивающую цель, направленную на преодоление или компенсацию имеющихся нарушений.

  6. Привлечение родителей: Семья – главный партнер ДОО в воспитании и развитии ребенка. Необходимо выстраивать тесное взаимодействие с родителями, обучать их методам коррекционной работы, консультировать, включать в образовательный процесс.

  7. Формирование инклюзивной культуры: Важно работать не только с ребенком с ОВЗ, но и со всей группой, формируя у обычных детей положительное отношение к сверстнику с особенностями, уча их взаимодействию и взаимопомощи.

Роль педагога

Работа с детьми с ОВЗ ставит перед педагогами серьезные вызовы: необходимость постоянного профессионального роста, освоения новых методик, умение адаптировать программы и материалы, эмоциональное выгорание.

Роль педагога в этом процессе трудно переоценить. Он – ключевая фигура, создающая атмосферу принятия и поддержки. От педагога требуется:

  • Глубокие знания в области специальной педагогики и психологии.

  • Умение наблюдать, анализировать и оценивать динамику развития ребенка.

  • Гибкость, креативность и готовность к поиску нестандартных решений.

  • Терпение, эмпатия и безусловное принятие ребенка.

  • Готовность к сотрудничеству с коллегами и родителями.

Заключение

Включение детей с ОВЗ в дошкольные образовательные организации – это сложный, но чрезвычайно важный и благородный процесс. Он требует от всех участников – педагогов, специалистов, родителей, администрации – совместных усилий, профессионализма, гуманизма и терпения. Создавая благоприятные условия для развития каждого ребенка, мы не только помогаем конкретному малышу реализовать свой потенциал, но и строим более толерантное, принимающее и инклюзивное общество. Работа с дошкольниками с ОВЗ – это инвестиция в их будущее и будущее нашего общества.


Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. (или более поздние издания/аналогичные программы для других категорий ОВЗ).

4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. – М.: Печатный двор, 1996.

5. Назарова Н. М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. (или более поздние издания).

6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.

7. Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.