СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детям о правилах здорового образа жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит обобщенный опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в ГПД с примерами и разработками мероприятий.

Ориентирована на учителей начальной школы и воспитателей ГПД

Просмотр содержимого документа
«Детям о правилах здорового образа жизни»

Бутовская СОШ №2







Доклад

на тему:

на тему: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе »







Выполнила:

Васильцова Марина Владимировна

Воспитатель ГПД









г. Москва

2020



Содержание

Введение 3

1 Инновационная направленность здоровьесберегающей деятельности 4

1.1 Сущность инновационной здоровьесберегающей направленности педагогической деятельности 5

1.2 Классификация здоровьесберегающих технологий 13

2 Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе 15

2.1 Инновационные подходы и основные направления здоровьесберегающей деятельности 19

2.2 Формы организации здоровьесберегающей деятельности 25

Заключение 29

Список использованных источников 29

Приложение 30
























Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясни им, и они будут беречься 

Януш Корчак




Введение

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий.



1 Инновационная направленность здоровьесберегающей деятельности

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у младших школьников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

  • организация образовательного процесса в школе без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе: детей, педагогов и родителей.

Актуальность определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

В Концепции школьного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.



    1. Сущность инновационной здоровьесберегающей направленности педагогической деятельности

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов - практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и другие виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом.


    1. Классификация здоровьесберегающих технологий

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

 ·        медико-профилактические;

 ·        физкультурно-оздоровительные;

 ·    технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 ·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов школьного образования;

 ·        валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в школе.

         Медицинские здоровьесберегающие технологии в начальной школе  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

•   технологии профилактики заболеваний,

•   углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•   коррекция возникающих функциональных отклонений,

•   отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

•   реабилитация соматического состояния здоровья,

•   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

•   витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

•   санитарно-гигиеническая деятельность всех служб.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников:

  • закаливание КГН;

  • беседы по вылеологии;

  • спортивные праздники;

  • спортивные развлечения и досуг;

  • недели здоровья;

  • соревнования;

  • игры;

  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка школьника», «Запрещённые физические упражнения для детей школьного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с школьниками», «Профилактика утомляемости школьников в школе», «Работа по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

  • Практикум для педагогов «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей: работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми;

  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей с родителями-спортсменами и др.);

  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.



2 Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе


 Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды здоровье

сберегающих пед технологий

Время проведения в режиме дня


Особенности методики проведения

Отв

Технологии сохранения и стимулирования здоровья





Ритмо-пластика


Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка        

педагоги

Динамические паузы

(физкультминутки)


Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагоги

Подвижные и спортивные игры


Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения

педагоги

Релаксация        


В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

педагоги , психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др


Осуществляется на занятиях по программе, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса        

Все педагоги

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)        


Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки


Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

Все педагоги

Гимнастика дыхательная        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы


Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика

Ежедневно


Форма проведения различна: упражнения, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий        

Педагоги

Оздорови-тельный бег

в теплый период на улице или на прогулке.


Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

педагоги

Технологии обучения здоровому образу жизни





Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. физ.зале - 10 мин.


Занятия проводятся в соответствии с программой,. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение        

педагоги

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)        

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом


Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

педагоги

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.


Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

педагоги

Занятия из серии «Здоровье»        

1 раз в неделю по 30 мин.


Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития        

Педагоги

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы


Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму        

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии





Технологии музыкального воздействия        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах


Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста


Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка        

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения        

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста        


Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагоги ДОУ, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста


Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

 

Этапы  внедрения здоровьесберегающих технологий





Заключение

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.