Бутовская СОШ №2
Доклад
на тему:
на тему: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе »
Выполнила:
Васильцова Марина Владимировна
Воспитатель ГПД
г. Москва
2020
Содержание
Введение 3
1 Инновационная направленность здоровьесберегающей деятельности 4
1.1 Сущность инновационной здоровьесберегающей направленности педагогической деятельности 5
1.2 Классификация здоровьесберегающих технологий 13
2 Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе 15
2.1 Инновационные подходы и основные направления здоровьесберегающей деятельности 19
2.2 Формы организации здоровьесберегающей деятельности 25
Заключение 29
Список использованных источников 29
Приложение 30
Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясни им, и они будут беречься
Януш Корчак
Введение
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий.
1 Инновационная направленность здоровьесберегающей деятельности
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у младших школьников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в школе без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе: детей, педагогов и родителей.
Актуальность определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.
В Концепции школьного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Сущность инновационной здоровьесберегающей направленности педагогической деятельности
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов - практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и другие виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов школьного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в школе.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в начальной школе - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры школьников:
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка школьника», «Запрещённые физические упражнения для детей школьного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с школьниками», «Профилактика утомляемости школьников в школе», «Работа по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей: работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
2 Организация здоровьесберегающей деятельности в начальной школе
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровье сберегающих пед технологий | Время проведения в режиме дня | | Особенности методики проведения | Отв |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | | | | |
Ритмо-пластика | | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | педагоги |
Динамические паузы (физкультминутки) | | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Педагоги |
Подвижные и спортивные игры | | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в комнате - малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения | педагоги |
Релаксация | | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | педагоги , психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др | | Осуществляется на занятиях по программе, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги |
Гимнастика пальчиковая | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | | Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Все педагоги, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика | Ежедневно | | Форма проведения различна: упражнения, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий | Педагоги |
Оздорови-тельный бег | в теплый период на улице или на прогулке. | | Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. | педагоги |
Технологии обучения здоровому образу жизни | | | | |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. физ.зале - 10 мин. | | Занятия проводятся в соответствии с программой,. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | педагоги |
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | педагоги |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. | | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | педагоги |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. | | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Педагоги |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Коррекционные технологии | | | | |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах | | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста | | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Педагоги ДОУ, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Педагоги ДОУ, психолог |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. | Педагоги ДОУ, психолог |
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Заключение
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.