Конкурс компьютерных презентаций классных руководителей «Агрессивный ребенок: методы и приемы педагогической помощи».
Детская агрессия.
Как работать с агрессивными детьми.
Выполнила учитель
1, 3 классов
МБОУ МО Плавский район
«Сорочинская СОШ» Голомазова С. В.
КАК ХОРОШО, КОГДА ДЕТИ ТАКИЕ…
ИЛИ ТАКИЕ…
А ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТАКИЕ?
АГРЕССИЯ
Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам.
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку»
( Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального
мира детей») .
Агрессия
Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань)
Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)
Раздражение (грубость, вспыльчивость )
Негативизм (оппозиционная манера поведения)
Косвенная агрессия
Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.)
Направленная (сплетни, злобные шутки)
Критерии агрессивности детей
- Часто теряют контроль над собой.
- Часто спорят, ругаются с детьми
и взрослыми.
- Намеренно раздражают взрослых,
отказываются выполнять их
просьбы.
- Часто винят других в своем
«неправильном» поведении и
ошибках.
- Завистливы и мнительны.
- Сердятся и прибегают к дракам.
Причины агрессии детей
Биологические причины
- Генетическая наследственность.
- Родовые травмы (асфиксия, подвывих шейного позвонка, ММД, кесарево сечение, поздние роды…)
- Другие поражения нервной системы (соматические заболевания или заболевания головного мозга).
- Раннее искусственное вскармливание ребенка.
Агрессия как следствие психотравмы:
- Смерть родителя или родственника.
- Развод родителей.
- Рождение младшего ребенка.
- Длительная разлука ребенка с матерью до 3 лет.
- Сексуальное, психическое или физическое насилие.
Социальные причины агрессивного поведения детей
- Неправильное, негармоничное воспитание в семье.
- Характер наказаний и поощрений.
- Нарушение межличностных отношений. Провокации.
- Новая социальная ситуация.
- Агрессивное поведение самих родителей как обычная модель поведения.
- Модель воспитания или сценарий воспитания родителей.
- Реакция на чрезмерное давление со стороны родителей и др.
- Неудовлетворение базовых потребностей ребенка (в любви, понимании, общении, безопасности, уважении, физическом и психологическом комфорте и т.д.).
- Прессинг успеха.
Как предупредить агрессивные действия детей
- Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность.
- В необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины.
- Если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее.
- Если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
- Изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка учителя могут использовать следующие приемы:
- попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;
- предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие;
- переключить внимание на какое-либо задание;
- можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное;
- полить цветы;
- скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить;
- потопать ногами и др.
1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
3. Контроль педагогом собственных негативных эмоций.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Правила экстренного вмешательства
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей: Защитная агрессивность -
ребёнок часто конфликтует, дерётся;
громко говорит;
на занятиях и уроках выкрикивает;
стремится к лидерству.
Действия учителя при проявлении защитной агрессивности
- Проявите к ребёнку интерес и внимание.
- Научите его следовать правилам, обучите терпению.
- Разъясните справедливость наказания.
- Создайте на уроке ситуации успеха.
- Укрепляйте веру ребёнка в свои силы.
- Вызывайте у него сопереживание другим.
- Дайте поручения, воспитывая у него чувство ответственности.
Деструктивная агрессивность –
ребёнок неуверен в себе;
не организован;
играет роль классного шута;
использует ненормативную лексику;
склонен к разрушению .
Действия учителя при проявлении у ребенка защитной агрессивности
- Не требуйте от ребёнка жёсткого выполнения правил и не жалуйтесь родителям.
- Объясните ребёнку недопустимость агрессии.
- Обсуждайте причины и последствия такого поведения.
- На уроках предоставьте ему возможность самоопределения.
Демонстрационная агрессия -
ребёнок стремится привлечь к себе внимание;
проявляет вербальную агрессию, кривляние;
склонен к лживости или воровству;
большое внимание уделяет внешнему виду.
Действия учителя при проявлении демонстрационной агрессии
- Довести до сознания ребёнка, что вы его видите и понимаете, но есть и другие дети.
- Не реагируйте открыто на его негативное поведение.
- Подчёркивайте на уроках взрослость и выдержанность ребёнка.
- На уроках чтения специально обучайте пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения.
- Используйте воодушевляющие высказывания.
Способы выражения (выплескивания ) гнева, которые можно предложить родителям для работы с детьми
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Налить в ванну воды, запустить в неё несколько игрушек и бомбить их мячиком.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бой» с боксёрской грушей.
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.
- Подраться с подушкой.
- Порвать лист бумаги в мелкие куски.
- Поколотить стол надувным молотком.
- Потопать ногами.
- Смыть дурные чувства
- Сплясать «буйный» танец.
-
-
Педагогам необходимо вести с младшими школьниками специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Спасибо за внимание!