Ложечку за маму: как быть, если ребёнок отказывается кушать в детском саду
Помогаем малышу выстроить здоровые отношения с едой.
Проблемы с аппетитом у детей ‒ достаточно распространенное явление в детских садах, где ребёнок сталкивается с новыми условиями, коллективом, распорядком дня. Нежелание малыша употреблять пищу ‒ источник беспокойства родителей. Понимание причин отказов от еды поможет справиться с этой ситуацией.
Ольга Иванова Педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 173 г. Уфы
Почему ребёнок не хочет есть в детском саду?
Стресс от новой обстановки: в начале адаптации дошкольное учреждение ‒ это незнакомое, часто пугающее место.
Тимофей недавно начал посещать детский сад. Здесь нет мамы, с которой он привык быть постоянно; игрушки отличаются от домашних; много детей; обилие окон; три незнакомые тётеньки; нет отдельной комнаты; едят за теми же столами, где рисуют; спать приходится ложиться рядом с шумным мальчиком. Тяжело привыкнуть к происходящему, кушать не хочется совсем.
Непривычная еда: дети отказываются от пищи, не соответствующей их уже выработанным вкусам.
Братьев Глеба и Марка мама часто балует вкусной пиццей, хот-догами, что отличается от пищи в детском саду. Мальчикам сложно объяснить, что овсяная каша полезнее, чем пицца, яблоко лучше колы, а творог организму нужнее конфет.
Рассеянность из-за суеты: шумная обстановка, присутствие других детей могут отвлекать малыша от еды.
У Мирона здоровый аппетит, мальчик всё съедает с удовольствием и дома, и в детском саду. А Варвара отвлекается на Злату: та забавно чавкает, ещё от усердного жевания у соседки по столу становится смешное выражение лица. Про это никто не знает, кроме Вари, но как можно съесть первое, второе и компот, когда хочется смеяться?
Сложности социализации: стеснительный ребёнок ощущает дискомфорт в детском коллективе.
Лиза — тихая, спокойная девочка, способная занять себя самостоятельно. Ей не нужна компания ни в играх, ни во время приёма пищи: присутствие других детей, особенно разговорчивых, шумных, эмоциональных, вызывает у неё беспокойство.
Психологические факторы: иногда отказ от еды связан с тревожностью, протестом против изменений.
Семьи Кирилла и Арсения дружат давно, ведь они жили в соседних квартирах. Мальчики часто оставались под присмотром то одной, то другой мамы, одновременно начали посещать детский сад. Когда семья Арсения переехала в новый дом, в детском саду стало неинтересно, Кирилл заскучал по другу, начал отказываться от еды.
Влияние на поведение взрослых: малыш манипулирует родителями для достижения целей.
Сообразительная Арина поняла: чтобы проводить в садике меньше времени, надо мало есть. Когда воспитательница рассказывает маме, что девочка не ела в детском саду, та начинает переживать, что дочь весь день ходит голодная. На следующее утро тревожная родительница кормит Арину завтраком дома, из детсада забирает раньше, покупает особенно вкусную еду.
Что делать родителям?
Организуйте здоровый образ жизни
Здоровые привычки в семье влияют на поведение ребёнка в детском саду. Физическая активность, прогулки на свежем воздухе, употребление тех же блюд, которые готовят в образовательных учреждениях, помогут укрепить здоровье, аппетит и сформировать здоровое отношение к еде.
Соблюдайте единый режим дня и питания
Когда приёмы пищи дома и в дошкольном учреждении совпадают по времени, чувство голода появляется чётко в определённые моменты. Не перебивайте аппетит сладкими мучными перекусами: гораздо полезнее съесть яблоко или морковь.
Наблюдайте за малышом
Изучайте поведение ребёнка во время еды. Если он ведёт себя неуверенно, стесняется, попытайтесь выявить источник дискомфорта. Возможно, кроху отвлекает что-то на столе, пугают громкие голоса, беспокоит поведение более жизнерадостных детей.
Играйте (но не с едой)
Разыгрывайте сценки с игрушками, фантазируйте про детский сад: повара готовят вкусную кашу на завтрак и ужин (какие это каши?), а на обед — суп и второе (какие?), компот (из чего?). Младшие воспитатели сервируют стол, раскладывают еду. Дети моют руки перед приёмом пищи, садятся за стол, слышат «приятного аппетита», благодарят и съедают всё полностью. Повторяйте эту игру с членами семьи, надев на ребёнка фартук. Придумывайте забавные названия для блюд: ребёнок охотнее съест «белое море», «солнечный пляж», чем молочный суп, кашу «Дружба».
Обсуждайте меню
В детских садах меню ежедневно вывешивается на стенде в раздевалке. Расскажите малышу, какие сегодня будут блюда, какие они полезные, что ему понравится больше всего.
Проконсультируйтесь со специалистом, если понимаете, что это необходимо
Имеет смысл проконсультироваться с педиатром, детским психологом, если привычные методы не работают. Возможно, у ребёнка есть проблемы медицинского / психологического характера, которые необходимо учесть.
Дети нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей и воспитателей. Будьте терпеливы и отзывчивы к их потребностям. Приёмы пищи в детском саду для ребёнка могут стать и вызовом, и возможностью научиться быть более открытым к новым вкусам, текстурам, впечатлениям.
Автор статьи
Ольга Иванова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 173 г. Уфы; детский и семейный практикующий психолог
Источник: https://prosv.ru/articles/rebenok-otkazyvaetsya-kushat-v-detskom-sadu/?utm_campaign=news_april_2025_vypusk_1&utm_medium=email&utm_source=Sendsay