СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская психология Обмен вещами и игрушками

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезные советы от ГК Просвещение о том, как правильно реагировать на детскую щедрость или жадность.

Просмотр содержимого документа
«Детская психология Обмен вещами и игрушками»

Это вообще законно, или Почему дети обмениваются личными вещами и игрушками

«Я тебе — листик, а ты мне — формочку в виде медвежонка». Разбираемся, что делать, если ребёнок постоянно совершает невыгодные сделки в песочнице.


Щедрость или наивность?



Какой-то ребёнок начинает кричать, если кто-то покушается на его игрушку. Родители объясняют: надо делиться, иначе можно остаться без друзей. Но тот кричит громче. Другой малыш, наоборот, слишком щедрый, готов раздать игрушки всему двору, объясняя, что у друзей нет такого развлечения, а теперь будет.

Почему так бывает?

Ребёнок раздаёт свои личные вещи, игрушки, сладости по нескольким причинам:

  • понимает, что получать подарки приятно;

  • подражая персонажу сказки, мультфильма, например, доброму Лунтику, счастлив чувствовать себя хорошим;

  • или не хочет ощущать себя плохим, жадным;

  • хочет порадовать, отблагодарить;

  • из-за изобилия развлечений не осознает их ценность;

  • не сформировано понятие «моё — не моё / чужое»;

  • не может отказать сверстникам, особенно привыкшим выпрашивать;

  • «покупает» дружбу, не осознавая этого.



Понаблюдайте за малышом: как происходит процесс дарения, какие эмоции проявляет ребёнок, как меняется настроение, поведение.

Первые три причины показывают: ребёнок растёт чутким, внимательным, великодушным человеком. Следите, чтобы с возрастом это не превратилось в угодливость. Профилактикой злоупотребления его добротой со стороны окружающих станет обсуждение историй, мультфильмов, рассказов про то, что дружба подразумевает равноценный вклад в отношения.

При большом количестве игрушек ребёнок не понимает, что родители вложили в покупку крупную сумму. Объясните: родители много работают, чтобы радовать малыша, поэтому раздавать игрушки так легко не стоит.

Воспользуйтесь старым секретом: спрячьте часть игрушек, через какое-то время верните их хозяину, убрав остальные развлечения. Когда количество развлечений уменьшится, ребёнок отнесётся к ним с бо́льшим интересом.


Если ребёнок плохо понимает «моё — чужое», даже может отдать вашу вещь, приучайте разграничивать вещи: папин кошелёк, мамино украшение, карандаши брата, дедушкины очки, общая посуда. Повторяйте это при прогулках, покупках, посещениях мероприятий. Объясняйте, что у каждой вещи есть хозяин, и разрешить воспользоваться ею может только он.

Выделите отдельную полку под личные вещи малыша и спрашивайте разрешения воспользоваться чем-то, что вам «понадобилось». Показывайте, что вы не берёте чужое без позволения.

Если малыш безотказный — раздаривает вещи всем подряд — это свидетельствует о том, что он не умеет выстраивать границы, становится жертвой манипулирования.

Обратите внимание на два момента:

1. умеете ли вы сами отказывать окружающим?

2. не слишком ли суровые вы родители, позволяете ли ребёнку возражать, не соглашаться, отказывать?

В окружении взрослых, умеющих отказывать в неудобных ситуациях, ребёнок растёт уверенным, способным легко выстраивать гибкие границы.

Если взрослые не прислушиваются к мнению ребёнка, считают его непонятливым, глупым, не уважают его собственность, отчитывают на глазах у друзей, он быстро поддаётся чужому влиянию, не сопротивляется. Учите его конкретным фразам: «Мы не дадим тебе машинку, мы хотим сами с ней играть», «Нет, не бери мою лошадку, мне это не нравится».

Часто ребёнок раздаривает игрушки и сладости, чтобы с ним дружили. Если источник изобилия иссякает, малышу больше нечем делиться, дружеские отношения прекращаются. Кроха старается привлечь внимание, которое ему недостаточно уделяют взрослые. Больше общайтесь, интересуйтесь жизнью, мыслями, переживаниями ребёнка, делитесь с ним своими «секретиками».


Проследите, легко ли ему заводить знакомства, поддерживать общение с ровесниками, участвовать в совместной игре. Помогите развить коммуникативные навыки с помощью детского психолога или самостоятельно, репетируя с малышом фразы: «Пошли вместе играть», «Давай поиграем в песочнице». Расскажите сказку про ёжика, который проводил время с зайчонком, белочкой. Как ёжик обращается к ним, что говорит, с какой интонацией? Какие качества ёжика притягивают к нему зайчонка и белочку? При затруднениях продолжите: к ёжику прилетела мудрая сова, поделилась секретами дружбы, объяснила, как надо делать подарки.

Надо ли делиться, если совсем не хочется? Как научить ребёнка беречь своё; делиться, если он чувствует избыток; не брать лишнее? Только опытным путём: с помощью игр, которые помогают столкнуться с непростой ситуацией, когда можно немножко поссориться, а потом помириться, когда можно пожадничать или, наоборот, проявить немыслимую щедрость.

Неравноценный обмен

Как быть, если ребёнка просят обменять дорогой предмет — гаджет, украшение — на игрушку, которая малышу понравилась? Объясните: обмениваются только тем, на что есть одобрение родителей с обеих сторон. Предложите устроить обмен рисунками, поделками.

Общайтесь с ребёнком доброжелательно, спокойно, с пониманием. Ругая ребёнка за щедрость, вы рискуете вырастить скупого, мелочного человека.

Ольга Иванова

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 173 г. Уфы; детский и семейный практикующий психолог


Источник: https://prosv.ru/articles/pochemu-deti-obmenivautsya-igrushkami/?utm_campaign=news_april_2025_vypusk_1&utm_medium=email&utm_source=Sendsay