Это вообще законно, или Почему дети обмениваются личными вещами и игрушками
«Я тебе — листик, а ты мне — формочку в виде медвежонка». Разбираемся, что делать, если ребёнок постоянно совершает невыгодные сделки в песочнице.
Щедрость или наивность?
Какой-то ребёнок начинает кричать, если кто-то покушается на его игрушку. Родители объясняют: надо делиться, иначе можно остаться без друзей. Но тот кричит громче. Другой малыш, наоборот, слишком щедрый, готов раздать игрушки всему двору, объясняя, что у друзей нет такого развлечения, а теперь будет.
Почему так бывает?
Ребёнок раздаёт свои личные вещи, игрушки, сладости по нескольким причинам:
понимает, что получать подарки приятно;
подражая персонажу сказки, мультфильма, например, доброму Лунтику, счастлив чувствовать себя хорошим;
или не хочет ощущать себя плохим, жадным;
хочет порадовать, отблагодарить;
из-за изобилия развлечений не осознает их ценность;
не сформировано понятие «моё — не моё / чужое»;
не может отказать сверстникам, особенно привыкшим выпрашивать;
«покупает» дружбу, не осознавая этого.
Понаблюдайте за малышом: как происходит процесс дарения, какие эмоции проявляет ребёнок, как меняется настроение, поведение.
Первые три причины показывают: ребёнок растёт чутким, внимательным, великодушным человеком. Следите, чтобы с возрастом это не превратилось в угодливость. Профилактикой злоупотребления его добротой со стороны окружающих станет обсуждение историй, мультфильмов, рассказов про то, что дружба подразумевает равноценный вклад в отношения.
При большом количестве игрушек ребёнок не понимает, что родители вложили в покупку крупную сумму. Объясните: родители много работают, чтобы радовать малыша, поэтому раздавать игрушки так легко не стоит.
Воспользуйтесь старым секретом: спрячьте часть игрушек, через какое-то время верните их хозяину, убрав остальные развлечения. Когда количество развлечений уменьшится, ребёнок отнесётся к ним с бо́льшим интересом.
Если ребёнок плохо понимает «моё — чужое», даже может отдать вашу вещь, приучайте разграничивать вещи: папин кошелёк, мамино украшение, карандаши брата, дедушкины очки, общая посуда. Повторяйте это при прогулках, покупках, посещениях мероприятий. Объясняйте, что у каждой вещи есть хозяин, и разрешить воспользоваться ею может только он.
Выделите отдельную полку под личные вещи малыша и спрашивайте разрешения воспользоваться чем-то, что вам «понадобилось». Показывайте, что вы не берёте чужое без позволения.
Если малыш безотказный — раздаривает вещи всем подряд — это свидетельствует о том, что он не умеет выстраивать границы, становится жертвой манипулирования.
Обратите внимание на два момента:
1. умеете ли вы сами отказывать окружающим?
2. не слишком ли суровые вы родители, позволяете ли ребёнку возражать, не соглашаться, отказывать?
В окружении взрослых, умеющих отказывать в неудобных ситуациях, ребёнок растёт уверенным, способным легко выстраивать гибкие границы.
Если взрослые не прислушиваются к мнению ребёнка, считают его непонятливым, глупым, не уважают его собственность, отчитывают на глазах у друзей, он быстро поддаётся чужому влиянию, не сопротивляется. Учите его конкретным фразам: «Мы не дадим тебе машинку, мы хотим сами с ней играть», «Нет, не бери мою лошадку, мне это не нравится».
Часто ребёнок раздаривает игрушки и сладости, чтобы с ним дружили. Если источник изобилия иссякает, малышу больше нечем делиться, дружеские отношения прекращаются. Кроха старается привлечь внимание, которое ему недостаточно уделяют взрослые. Больше общайтесь, интересуйтесь жизнью, мыслями, переживаниями ребёнка, делитесь с ним своими «секретиками».
Проследите, легко ли ему заводить знакомства, поддерживать общение с ровесниками, участвовать в совместной игре. Помогите развить коммуникативные навыки с помощью детского психолога или самостоятельно, репетируя с малышом фразы: «Пошли вместе играть», «Давай поиграем в песочнице». Расскажите сказку про ёжика, который проводил время с зайчонком, белочкой. Как ёжик обращается к ним, что говорит, с какой интонацией? Какие качества ёжика притягивают к нему зайчонка и белочку? При затруднениях продолжите: к ёжику прилетела мудрая сова, поделилась секретами дружбы, объяснила, как надо делать подарки.
Надо ли делиться, если совсем не хочется? Как научить ребёнка беречь своё; делиться, если он чувствует избыток; не брать лишнее? Только опытным путём: с помощью игр, которые помогают столкнуться с непростой ситуацией, когда можно немножко поссориться, а потом помириться, когда можно пожадничать или, наоборот, проявить немыслимую щедрость.
Неравноценный обмен
Как быть, если ребёнка просят обменять дорогой предмет — гаджет, украшение — на игрушку, которая малышу понравилась? Объясните: обмениваются только тем, на что есть одобрение родителей с обеих сторон. Предложите устроить обмен рисунками, поделками.
Общайтесь с ребёнком доброжелательно, спокойно, с пониманием. Ругая ребёнка за щедрость, вы рискуете вырастить скупого, мелочного человека.
Ольга Иванова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 173 г. Уфы; детский и семейный практикующий психолог
Источник: https://prosv.ru/articles/pochemu-deti-obmenivautsya-igrushkami/?utm_campaign=news_april_2025_vypusk_1&utm_medium=email&utm_source=Sendsay