СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описано понятие конфликта, причины конфликтов, этапы протекания детских конфликтов. Даны рекомендации по правильному разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения»

ДЕТСКИЕ  КОНФЛИКТЫ  В ДОУ  И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ДОУ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

«Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра».                                                      К.  Фопель

«Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра».

                                                     К. Фопель

Понятие конфликта Конфликт  ( в переводе с латинского означает «столкновение») - это противоречие, которое возникает между людьми при решении значимых для них вопросов либо в социальной, либо в личной жизни.   Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами.

Понятие конфликта

Конфликт

( в переводе с латинского означает «столкновение») - это противоречие, которое возникает между людьми при решении значимых для них вопросов либо в социальной, либо в личной жизни.

Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами.

С конфликтами между детьми мы сталкиваемся достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет. Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать.   Воспитателю необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Под разрешением конфликта понимается минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться.

С конфликтами между детьми мы сталкиваемся достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет. Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Воспитателю необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Под разрешением конфликта понимается минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться.

Причины конфликтов - Разрушение игры По поводу выбора общей темы.  По поводу состава участников.  Из-за ролей  Из-за игрушек  Из-за сюжета игры  По поводу правильности  игровых действий. Д. Б. Эльконин высказал мнение, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста -  из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.

Причины конфликтов

- Разрушение игры

  • По поводу выбора общей темы.
  • По поводу состава участников.
  • Из-за ролей
  • Из-за игрушек
  • Из-за сюжета игры
  • По поводу правильности

игровых действий.

Д. Б. Эльконин высказал мнение, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек,

у детей среднего дошкольного возраста -

из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.

Вред конфликтов  Страдает достоинство человека.   На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.   Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.  Поэтому нужно научиться предотвращать конфликты и всячески избегать их.

Вред конфликтов

Страдает достоинство человека.

На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.

Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно научиться предотвращать конфликты и всячески избегать их.

Этапы протекания конфликта. 1 стадия – появление основной проблемы (объекта конфликта) и возникновение конфликтной ситуации. 2 стадия - объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками. 3 стадия - переход к конфликтному взаимодействию. 4 стадия - обострение эмоционального фона. 5 стадия - полное или частичное разрешение конфликта.

Этапы протекания конфликта.

1 стадия – появление основной проблемы (объекта конфликта) и возникновение конфликтной ситуации.

2 стадия - объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками.

3 стадия - переход к конфликтному взаимодействию.

4 стадия - обострение эмоционального фона.

5 стадия - полное или частичное разрешение конфликта.

Способы воздействия ребенка на участника конфликта . Физическое воздействие (Дерутся, кусаются, отнимают игрушки, толкаются и т.д.) Психологическое воздействие (Плач, крик, топанье ногами. Без объяснения притязаний сопернику ) Опосредованное воздействие (Действие через других людей. Жалобы воспитателю, крик для привлечения внимания взрослого) Словесное воздействие (Даются указания противнику : «Отдай!», «Уходи!», «Я буду врачом!») Аргументы (Попытка объяснить неправомерность. «Я первый!», «Я тоже хочу!» «Я доктор и сам знаю!») Угрозы и санкции (Предупреждение о последствиях. «Я все расскажу!», «Я не буду дружить!» и т.д.)

Способы воздействия ребенка на участника конфликта .

Физическое воздействие

(Дерутся, кусаются, отнимают игрушки, толкаются и т.д.)

Психологическое воздействие

(Плач, крик, топанье ногами. Без объяснения притязаний сопернику )

Опосредованное воздействие

(Действие через других людей. Жалобы воспитателю, крик для привлечения внимания взрослого)

Словесное воздействие

(Даются указания противнику : «Отдай!», «Уходи!», «Я буду врачом!»)

Аргументы

(Попытка объяснить неправомерность. «Я первый!», «Я тоже хочу!» «Я доктор и сам знаю!»)

Угрозы и санкции

(Предупреждение о последствиях. «Я все расскажу!», «Я не буду дружить!» и т.д.)

Возрастные аргументы От года до 3-х лет – происходит в  основном физическое воздействие. В 3-4 года - словесные воздействия В 5-6 лет - объяснение, обоснование своих действий. С возрастом происходит определенное  «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний.

Возрастные аргументы

От года до 3-х лет – происходит в

основном физическое воздействие.

В 3-4 года - словесные воздействия

В 5-6 лет - объяснение, обоснование своих действий.

С возрастом происходит определенное

«окультуривание» поведения детей

в процессе реализации своих желаний.

Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. 

Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. 

КОНФЛИКТЫ

КОНФЛИКТЫ

Умения необходимые для конструктивного решения конфликтов: Умение находить компромисс; Стремление к сотрудничеству (позитивное общение, ответственность); Умение выражать свои желания, чувства; Умение управлять эмоциями; Умение признавать свою вину и просить прощение; Умение выслушать другую сторону.

Умения необходимые для конструктивного

решения конфликтов:

  • Умение находить компромисс;
  • Стремление к сотрудничеству (позитивное общение, ответственность);
  • Умение выражать свои желания, чувства;
  • Умение управлять эмоциями;
  • Умение признавать свою вину и просить прощение;
  • Умение выслушать другую сторону.
Приемы по предупреждению конфликтов: Обсудите примеры конфликтов с детьми. В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность); Установите чёткие правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорируйте негативные проявления (если они не опасны для окружающих) 4. Высокий авторитет воспитателя. 5. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере  своего поведения, каких действий вы от них ожидаете  в конфликтных ситуациях. 6. Поощряйте умение себя вести. 7. Учите детей идти на компромисс, причем делать это  без вмешательства со стороны взрослого в качестве  судьи.

Приемы по предупреждению конфликтов:

  • Обсудите примеры конфликтов с детьми.
  • В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);
  • Установите чёткие правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорируйте негативные проявления (если они не опасны для окружающих)

4. Высокий авторитет воспитателя.

5. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере

своего поведения, каких действий вы от них ожидаете

в конфликтных ситуациях.

6. Поощряйте умение себя вести.

7. Учите детей идти на компромисс, причем делать это

без вмешательства со стороны взрослого в качестве

судьи.

Приемы решения проблем: Игры на сплоченность и сотрудничество «Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука»; Игры на обучение эффективным способам общения : «Поделись игрушкой»; Игры на снятие конфликтности: «Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии; Игры на развитие эмпатии : «Сладкая проблема», «Обмен ролями» Драматизация  (проигрывание) конфликтных ситуаций; Чтение и обсуждение сказок , рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.

Приемы решения проблем:

Игры на сплоченность и сотрудничество «Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука»;

Игры на обучение эффективным способам общения : «Поделись игрушкой»;

Игры на снятие конфликтности: «Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;

Игры на развитие эмпатии : «Сладкая проблема», «Обмен ролями»

Драматизация  (проигрывание) конфликтных ситуаций;

Чтение и обсуждение сказок , рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.

Общие рекомендации по разрешению  конфликтной ситуации между детьми: Правило 1.  Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Правило 2.  Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Правило 3.  Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на

Общие рекомендации по разрешению

конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:  В решении проблем учитывать нужды каждого;  Использовать творческий подход к решению проблемы:  Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое  Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению  Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка  Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;  Нейтрализовать борьбу за власть  Учить детей управлять эмоциями  Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта  Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

  • В решении проблем учитывать нужды каждого;
  • Использовать творческий подход к решению проблемы:
  • Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое
  • Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению
  • Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка
  • Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
  • Нейтрализовать борьбу за власть
  • Учить детей управлять эмоциями
  • Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта
  • Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми: Прервать конфликт  Избавиться от зрителей  Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.  Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.  Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.  Оценить обстановку, выяснить что произошло  Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Рекомендации воспитателю по разрешению

конфликтных ситуаций между детьми:

  • Прервать конфликт
  • Избавиться от зрителей
  • Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
  • Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.
  • Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.
  • Оценить обстановку, выяснить что произошло
  • Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.
Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников. Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе развивая его физически, приучая его к независимости и самостоятельности. Другие лично встают на защиту своего чада.

Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников.

Одни пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе развивая его физически, приучая его к независимости и самостоятельности.

Другие лично встают на защиту своего чада.

Фразы родителей «Ах, какая это плохая девчонка (мальчишка)». «Я сама сейчас пойду и уши надеру  этому сорванцу! Он у меня попляшет!» «Я своему сказал, будут обижать – дай как следует, чтобы неповадно было».

Фразы родителей

«Ах, какая это плохая девчонка (мальчишка)».

«Я сама сейчас пойду и уши надеру

этому сорванцу! Он у меня попляшет!»

«Я своему сказал, будут обижать –

дай как следует, чтобы неповадно было».

Рекомендации родителям - как правильно поступить? С раннего детства обращайте внимание ребенка на конструктивные способы разрешения конфликтов;  Порицайте проявление ребенком агрессии; Хвалите, если он сумел противостоять другому;  Учите его говорить со сверстниками о своих чувствах ;

Рекомендации родителям - как правильно поступить?

С раннего детства обращайте внимание ребенка на конструктивные способы разрешения конфликтов;

Порицайте проявление ребенком агрессии;

Хвалите, если он сумел противостоять другому;

Учите его говорить со сверстниками о своих чувствах ;

Ребенок должен знать, что обзывать других, смеяться над ними – недопустимо.  Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, быть терпимым, ставить себя на место другого. Родители должны воспитать ребенка так, чтобы  он не стал ни гонителем, ни отверженным!

Ребенок должен знать, что обзывать других, смеяться над ними – недопустимо.

Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, быть терпимым, ставить себя на место другого.

Родители должны воспитать ребенка так, чтобы

он не стал ни гонителем, ни отверженным!

И напоследок… Характер детей в руках  взрослых. Пусть эти руки  будут нежными, добрыми и справедливыми.

И напоследок…

Характер детей в руках

взрослых. Пусть эти руки

будут нежными, добрыми

и справедливыми.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!   Если в Вашей жизни нет конфликтов – проверьте, есть ли у Вас пульс!

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Если в Вашей жизни нет конфликтов – проверьте, есть ли у Вас пульс!

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!