Детские общественные структуры в воспитательных системах школ
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т. д.), органично включенных в их воспитательные системы.
Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:
· разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);
· школьными (ученическими) организациями;
· детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;
· временными детскими объединениями – советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;
· профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).
Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они – союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности – школа, ученик, отношения «учитель-ученик», учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей – один из показателей результативности воспитательной системы школы.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.
Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений с детскими общественными объединениями:
• партнерство;
• содействие детским общественным объединениям;
• равенство возможностей;
• поддержка общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.
Важным инструментом взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений становятся комплексные региональные воспитательные программы, в которых ДОО выступают в качестве главного соисполнителя. Опыт показывает, что в ходе реализации подобных программ происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на разных уровнях: областном, районном ; взаимодействие образовательных учреждений (Дом детского творчества, школа) и ДОО.
Учитывая особенности современного подростка, органы управления образованием совместно с другими структурами исполнительно власти проводят долговременные социально-ролевые игры на основе федеральных программ ДОО, разработанных крупнейшими организациями : СПО-ФДО, Ассоциацией учащейся молодежи и т.д. («Игра - дело серьезное», «Свой голос», «Я - гражданин», «Детский орден милосердия», Духовное возрождение села» и др.)
Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных организаций подразумевает предоставление детям в условиях образовательного учреждения возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для творческого развития личности ребенка. Он предполагает также наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы . Данные программы реализуют возрастной подход, учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Существенным моментом в информационно-методическом обеспечении взаимодействия общественных структур и государственной системы образования стало создание специализированных учреждений. Подобные учреждения координируют вопросы информационно-методического обеспечения и взаимодействия системы образования и детских организаций.
Региональные структуры сильны прежде всего своими первичными объединениями.
Анализ деятельности свидетельствует и о том, что эффективности развития взаимодействия органов управления образованием и ДОО способствует наличие в регионе лагерей, приоритетным направлением деятельности которых является организация профильных смен актива детских общественных объединений.
В целях совершенствования развития детского движения как равноправного партнера в решении общих образовательных задач в ряде регионов приняты управленческие решения, способствующие:
• выделению в штате общеобразовательного учреждения или учреждения
дополнительного образования детей ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый и др.); • созданию надлежащих материально-технических условий для работы ДОО (выделение помещения для работы во внеурочное время, предоставлены оргтехника, телефонная связь и т.п.);
• созданию условий для проведения занятий по интересам в рамках ДОО, а также мероприятий самого ДОО (сборов, встреч актива и т.п.);
• проведению совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
• созданию и развитию методической службы по оказанию помощи активу ДОО и педагогам, работающим с ними;
• разработке и реализации совместно с педвузами, ИПКРО программ по подготовке , переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов - организаторов для работы с ДОО;
• проведению совместных с ДОО фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования.
Важно подчеркнуть, что взаимодействие ДОО с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в ДОО в целях:
• выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;
• оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
• осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;
• обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;
• вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых ДОО и обеспечения преемственности в их деятельности;
• создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;
• разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;
• обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях.
Вместе с тем дальнейшее развитие взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и ДОО нуждается в решении ряда актуальных проблем, что нашло отражение в решении коллегии Министерства образования России, а именно:
• формировании и реализации государственного заказа детским общественным объединениям на всех уровнях по воспитанию детей, гражданскому становлению личности;
• научного обоснования существующих методик, поиске новых технологий воспитательного воздействия на личность обучающегося, ориентированных на индивидуальные особенности, создание условий для их реализации;
• расширении информационно-методического поля по проблемам взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных объединений;
• развитии научных исследований по проблемам развития детского движения;
• подготовке кадров организаторов детского движения на всех уровнях и
другие.
3) В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Субъекты партнерства (школа, ОО и О) совместно разрабатывают социально ориентированные программы, обновляют содержание воспитания, выводят воспитательную систему за стены школы. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений и организаций, четко выраженной спецификой деятельности. В настоящее время подобная практика партнерских отношений школы и общественных объединений и организаций находится в стадии зарождения и, как правило, свойственна школам инновационного типа развития, опыт которых по данному направлению будет описан в последующих главах.
Вторая модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.
Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум
Таким образом, детское движение – это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.
Высокий индекс значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.
При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института необходимо определить их основные социальные функции: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую координационную, социализирующую.