СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские страхи как психолого-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детские страхи как психолого-педагогическая проблема»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького   Тема: Детские страхи как психолого-педагогическая проблема Выполнил: Михайлова Татьяна Николаевна Специальности:44.02.02 Препадование в начальных классах

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Тема: Детские страхи как психолого-педагогическая проблема

Выполнил: Михайлова Татьяна Николаевна

Специальности:44.02.02 Препадование в начальных классах

Актуальность Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко особое место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, среди которых большое значение играет страх.

Актуальность

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко особое место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, среди которых большое значение играет страх.

Актуальность Однако в большинстве случаев можно говорить не об одной эмоции страха, а о целом комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, делая их весьма неэффективными. Поэтому страх является наиболее опасной из всех эмоций, который нарушает привычное устройство жизни ребенка.

Актуальность

Однако в большинстве случаев можно говорить не об одной эмоции страха, а о целом комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, делая их весьма неэффективными. Поэтому страх является наиболее опасной из всех эмоций, который нарушает привычное устройство жизни ребенка.

страхи детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема Объект способы преодоления страхов у младших школьников Предмет

страхи детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

Объект

способы преодоления

страхов у младших

школьников

Предмет

Цель изучить механизмы образования страхов у младших школьников и пути их преодоления Задачи Охарактеризовать психологические особенности детей младшего школьного возраста Выявить причины возникновения и основные типы страхов у детей младшего школьного возраста Выявить способы преодоления страхов у младших школьников и разработать рекомендации по преодолению страхов

Цель

изучить механизмы образования страхов у младших школьников и пути их преодоления

Задачи

Охарактеризовать психологические особенности детей младшего школьного возраста

Выявить причины возникновения и основные типы страхов у детей младшего школьного возраста

Выявить способы преодоления страхов у младших школьников и разработать рекомендации по преодолению страхов

Основные понятия исследования Страх – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности. (Ю.А. Неймер) Страх – проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. (И.П. Павлов) Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, вполне реальную опасность, тревога часто беспредметна.( К. Изард

Основные понятия исследования

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности. (Ю.А. Неймер)

Страх – проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. (И.П. Павлов)

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, вполне реальную опасность, тревога часто беспредметна.( К. Изард

Страхи В условиях социальной защищенности повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно В условиях нестабильности, неизвестности страх служит предупреждением о грозящей опасности, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации Страх это специфическая эмоция (психический процесс) Страх это психическое (эмоциональное) состояние

Страхи

В условиях социальной защищенности повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно

В условиях нестабильности, неизвестности страх служит предупреждением о грозящей опасности, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации

Страх

это специфическая эмоция (психический процесс)

Страх

это психическое (эмоциональное) состояние

Страх Тревога четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное с реальностью недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением угрозы эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь одна из них

Страх

Тревога

четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное с реальностью

недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением угрозы

эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия

комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь одна из них

Особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст называют вершиной детства. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина охватывает период от 7 до 11-12 лет. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина охватывает период от 7 до 11-12 лет.

Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Дж. Боулби выделяет две группы причин страха Природные стимулы. Природные причины страха обусловлены ситуациями, когда возрастает вероятность опасности Производные природных стимулов. Произвольные причины обусловлены уровнем культуры и ситуации К.Э. Изард также выделил две причины страха Внешние причины. Связаны с событиями, которые происходят в окружающем человека мире Внутренние. Вызваны сформированными представлениями или образами об опасности или их предвидение

Дж. Боулби выделяет две группы причин страха

Природные стимулы. Природные причины страха обусловлены ситуациями, когда возрастает вероятность опасности

Производные природных стимулов. Произвольные причины обусловлены уровнем культуры и ситуации

К.Э. Изард также выделил две причины страха

Внешние причины. Связаны с событиями, которые происходят в окружающем человека мире

Внутренние. Вызваны сформированными представлениями или образами об опасности или их предвидение

Для младших школьников характерны следующие страхи: боязнь воды, высоты, боязнь животных, боязнь за здоровье родных и близких. Страхи младших школьников Боязнь темноты, недовольства взрослых Мнимые страхи Страх получения плохой отметки, выступления перед большой аудиторией и др. Престижные страхи

Для младших школьников характерны следующие страхи: боязнь воды, высоты, боязнь животных, боязнь за здоровье родных и близких.

Страхи младших школьников

Боязнь темноты, недовольства взрослых

Мнимые страхи

Страх получения плохой отметки, выступления перед большой аудиторией и др.

Престижные страхи

Для преодоления страхов у младших школьников используют следующие способы Арт-терапия обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей Игровая терапия психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр Песочная терапия позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках Сказко-терапия задаются темы, организуется наблюдение за поведением ребёнка и его интерпретация Танцевально-двигательная терапия движения приводят к экспрессивному освобождению чувств, снятию напряжения Телесно-ориентированная терапия специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение

Для преодоления страхов у младших школьников используют следующие способы

Арт-терапия

обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей

Игровая терапия

психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр

Песочная терапия

позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках

Сказко-терапия

задаются темы, организуется наблюдение за поведением ребёнка и его интерпретация

Танцевально-двигательная терапия

движения приводят к экспрессивному освобождению чувств, снятию напряжения

Телесно-ориентированная терапия

специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов 1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик. 3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с педагогоми родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем. 4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с педагогами и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов

  • 1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей на проведение диагностики страхов у ребенка.
  • 2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
  • 3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с педагогоми родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.
  • 4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
  • 5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с педагогами и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.
Заключение Страх представляет собой внутреннее состояние, которое обусловлено грозящим предполагаемым или реальным бедствием. Причины возникновения страха у младших школьников связаны как с системой обучения в школе, конкретной ситуацией в классе, личностными особенностями и уровнем профессионализма педагога, отношениями с родителями, так и с индивидуальными особенностями самого ребенка. Для преодоления страхов у младших школьников педагог может использовать следующие способы: игровая терапия; арт-терапия; песочная терапия; сказкотерапия; игры и упражнения.

Заключение

  • Страх представляет собой внутреннее состояние, которое обусловлено грозящим предполагаемым или реальным бедствием.
  • Причины возникновения страха у младших школьников связаны как с системой обучения в школе, конкретной ситуацией в классе, личностными особенностями и уровнем профессионализма педагога, отношениями с родителями, так и с индивидуальными особенностями самого ребенка.
  • Для преодоления страхов у младших школьников педагог может использовать следующие способы: игровая терапия; арт-терапия; песочная терапия; сказкотерапия; игры и упражнения.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание