Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Тема: Детские страхи как психолого-педагогическая проблема
Выполнил: Михайлова Татьяна Николаевна
Специальности:44.02.02 Препадование в начальных классах
Актуальность
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко особое место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, среди которых большое значение играет страх.
Актуальность
Однако в большинстве случаев можно говорить не об одной эмоции страха, а о целом комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, делая их весьма неэффективными. Поэтому страх является наиболее опасной из всех эмоций, который нарушает привычное устройство жизни ребенка.
страхи детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
Объект
способы преодоления
страхов у младших
школьников
Предмет
Цель
изучить механизмы образования страхов у младших школьников и пути их преодоления
Задачи
Охарактеризовать психологические особенности детей младшего школьного возраста
Выявить причины возникновения и основные типы страхов у детей младшего школьного возраста
Выявить способы преодоления страхов у младших школьников и разработать рекомендации по преодолению страхов
Основные понятия исследования
Страх – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности. (Ю.А. Неймер)
Страх – проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. (И.П. Павлов)
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, вполне реальную опасность, тревога часто беспредметна.( К. Изард
Страхи
В условиях социальной защищенности повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно
В условиях нестабильности, неизвестности страх служит предупреждением о грозящей опасности, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации
Страх
это специфическая эмоция (психический процесс)
Страх
это психическое (эмоциональное) состояние
Страх
Тревога
четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное с реальностью
недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением угрозы
эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия
комбинация, или паттерн эмоций, и эмоция страха – лишь одна из них
Особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина охватывает период от 7 до 11-12 лет.
Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Дж. Боулби выделяет две группы причин страха
Природные стимулы. Природные причины страха обусловлены ситуациями, когда возрастает вероятность опасности
Производные природных стимулов. Произвольные причины обусловлены уровнем культуры и ситуации
К.Э. Изард также выделил две причины страха
Внешние причины. Связаны с событиями, которые происходят в окружающем человека мире
Внутренние. Вызваны сформированными представлениями или образами об опасности или их предвидение
Для младших школьников характерны следующие страхи: боязнь воды, высоты, боязнь животных, боязнь за здоровье родных и близких.
Страхи младших школьников
Боязнь темноты, недовольства взрослых
Мнимые страхи
Страх получения плохой отметки, выступления перед большой аудиторией и др.
Престижные страхи
Для преодоления страхов у младших школьников используют следующие способы
Арт-терапия
обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей
Игровая терапия
психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр
Песочная терапия
позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках
Сказко-терапия
задаются темы, организуется наблюдение за поведением ребёнка и его интерпретация
Танцевально-двигательная терапия
движения приводят к экспрессивному освобождению чувств, снятию напряжения
Телесно-ориентированная терапия
специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение
Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов
- 1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей на проведение диагностики страхов у ребенка.
- 2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
- 3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с педагогоми родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.
- 4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
- 5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с педагогами и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.
Заключение
- Страх представляет собой внутреннее состояние, которое обусловлено грозящим предполагаемым или реальным бедствием.
- Причины возникновения страха у младших школьников связаны как с системой обучения в школе, конкретной ситуацией в классе, личностными особенностями и уровнем профессионализма педагога, отношениями с родителями, так и с индивидуальными особенностями самого ребенка.
- Для преодоления страхов у младших школьников педагог может использовать следующие способы: игровая терапия; арт-терапия; песочная терапия; сказкотерапия; игры и упражнения.
Спасибо за внимание