СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фольклорные произведения народа с раннего детства приобщают детей к духовным ценностям и учат добру и справедливости. В детском саду закладывается фундамент и происходит накопление знаний и музыкальных впечатлений.
Детский музыкальный фольклор
как средство воспитания современных детей
Опыт работы музыкального
руководителя МКДОУ «д/с №27»
Хвостовой Л.В.
п. Красногорский 2022 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….. | 2-3 |
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | |
Возрастной портрет старшего дошкольника………………………. | 4-9 |
Сущность категории «воспитание»в современном мире………….. | 9-14 |
Педагогический потенционал детского музыкального фольклора как средства воспитания дошкольника………………………… |
14-19 |
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
2.1 Опыт использования детского музыкального фольклора как педагогического средства воспитания старших дошкольников…………………………………………………………. 2.2 Проект с использованием музыкального фольклора…………… 2.3 Экспериментальное исследование процесса музыкального развития детей средствами фольклора (констатирующий эксперимент) ……………………………………………………………. 2.4 Способы внедрения фольклорной составляющей и полученные результаты (формирующий и контрольный этапы)……… Заключение………………………………………………………… | 20-25 25-33 33-39 39-45 46 |
Литература………………………………………………………………. | 47-49 |
Приложение…………………………………………………………….. Фотоотчет……………………………………………………………….. | 50-58 59-62 |
|
|
Введение
Фольклорные произведения народа с раннего детства приобщают детей к духовным ценностям и учат добру и справедливости. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление опыта, знаний и музыкальных впечатлений. Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза музыки, хореографии народного танца, песенного творчества и театрализованной деятельности.
Ребенок дошкольного возраста живёт больше чувствами, чем разумом. На первом месте всегда стоят эмоции. Дети очень внимательны и готовы поверить в сказку, добро и справедливость, а народная музыка и создана, чтобы воспитывать, оберегать и учить прекрасному.
Знакомство с музыкальным фольклором развивает внимание и интерес к окружающему миру, народным традициям, воспитывает художественный вкус. Обогащается и развивается речь ребенка, формируются нравственные ценности, обогащаются знания о природе, быте людей. Период от рождения и до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного развития ребенка, первоначального накопления физических и психических качеств, необходимых человеку для всей дальнейшей жизни.
Музыкальный фольклор является важным средством воспитания детей и приобщения к народным истокам. Разнообразие русских народных мелодий обогащает мир ребенка, позволяет развивать творческие способности каждого, проявлять фантазию, заряжает положительной энергией. Важно, чтобы в этот период ребенок впитывал самое лучшее, что создала культура русского народа. Необходимо пробуждать в детях лучшие чувства, уберечь от черствости, эгоизма и равнодушия..
Актуальность темы моего опыта заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение, гордость за родную землю. Это отражено в программе духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал народных традиций. Использую разнообразные виды занятий: познавательные беседы, развлечения, праздники, посиделки.
Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: детский музыкальный фольклор как педагогическое средство воспитания старшего дошкольника
Цель исследования – теоретически обосновать проблему и практически разработать проект по воспитанию старшего дошкольника средствами детского музыкального фольклора
В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи:1 Составить возрастной портрет старшего дошкольника;
2Выявить сущность детского музыкального фольклора;
3Раскрыть педагогический потенциал детского музыкального фольклора в воспитании старшего дошкольника;
4Проанализировать опыт использования детского музыкального фольклора в воспитании старшего дошкольника;
5Разобрать проект занятия с использованием детского музыкального фольклора.
Поставленные задачи решались с помощью основных, и специализированных методов: наблюдение, исследование, беседа, педагогическое наблюдение, анализ литературы.
Глава 1: Теоретические основы воспитания старшего дошкольника
Возрастной портрет старшего дошкольника
Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.
К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной "Я – концепции". Границы мира ребенка расширяются. Кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье существует чужой человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним.
Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих. В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным "я", он исследует свое тело – это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, уступают место девочкам, девочки не дерутся и т.д.
К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола. Образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.
К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия "плохо-хорошо", "правда-неправда", у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. К шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться "агрессивные фантазии". Ребенок может сказать: "Мама, ты плохая, я тебя не люблю". Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации. В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности – она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил жестко контролируется. Игровые действия сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение – предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.
Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками. В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами "выяснять отношения" с другими. Ребенок осознает особенности своего "я" через то, как сверстники относятся к его игровым качествам. При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком – только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого.
В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности – тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми. В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.
Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста. Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ.
Социальное развитие. В возрасте 6 – 7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, они стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменения в настроении взрослых.
Организация деятельности. Дети 6 – 7 лет способны воспринимать инструкцию и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкая задача действий, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.
Речевое развитие. Дети 6 – 7 лет могут правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет 3,5 – 7 тысяч слов. Дошкольники стилистически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, способны передавать интонацией различные чувства, использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие. Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10 -15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов мало (1 – 2). Они не могут быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.
Развитие памяти. У детей 6 – 7 лет преобладает непроизвольная память, но они способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания.
Развитие мышления. К поступлению в школу у детей должно быть сформировано наглядно – действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно – образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.
Зрительно – пространственное восприятие. Дети 6 – 7 лет могут различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, могут различать и выделять простые геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме и величине. Старшие дошкольники различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры. Достраивать фигуры по схеме, конструировать их.
Развитие зрительно – моторных координаций. Для детей 6 – 7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением пропорций, соотношений штрихов.
Развитие слухо – моторных координаций. Для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
Развитие движений. Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе сверстников. Старшие дошкольники могут освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе, выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, могут делать простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.д.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка. У детей выявлена способность осознавать свое положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте они стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, в которых участвуют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Для них не характерна адекватная самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (воспитателей, родителей).
Мотивы поведения. Выделяется интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремление быть похожими на них, характерны познавательные интересы. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность. Развитие произвольности – одно из основных показателей готовности к школе. У дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности: способность к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, способность проявлять настойчивость. Преодолевать трудности.
1.2 Сущность категории "воспитание" в современной педагогической науке
Сущность воспитания - это процесс целенаправленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которого осуществляется воздействие на сознание и подсознание, на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, жизненных ценностей и идеалов, высоких нравственных, гражданских и профессиональных качеств, его личностного формирования и развития.
Воспитание, как педагогическая категория, может характеризоваться, по мнению В.В. Ягупова, следующими присущими ей наиболее существенными характеристиками:
1) целенаправленность, предполагающая наличие определенного примера, некоторого эталона или социально-культурного идеала;
2) соответствие процесса воспитания определенной системе жизненных, социально-культурных и нравственно-этических ценностей;
3) наличие определенной системы организованных воспитательных воздействий, отличающихся целостностью принципов, форм и методов;
4) гуманность, в соответствии с которой в основу воспитания положена его четкая ориентация на общечеловеческие ценности;
5) целостность, непрерывность и длительность, то есть воспитание должно касаться всех сфер психики человека, творчески формировать и всесторонне развивать их на протяжении всей жизни.
Для реализации этих характеристик воспитание должно быть комплексным, планомерным и организованным
Теория воспитания как один из основных разделов педагогики представляет собой некоторую совокупность сравнительно однородных, внутренне согласованных и непротиворечивых научных педагогических положений, знание и понимание которых дает возможность формирования и личностного развития воспитуемых и целенаправленно влиять на коллектив в соответствии с выбранными целями общего, национального и профессионального воспитания. Положения теории воспитания призваны вооружить преподавателей и воспитателей профессиональными знаниями закономерностей и принципов воспитания, необходимыми педагогическими навыками и умениями, практическим опытом организации воспитательной работы. В.Г. Белинский утверждал, что “воспитание – великое дело: им решается участь человека”. Воспитание делает людей творцами, созидателями собственного счастья. И «музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта ,а воспитание, прежде всего человека» В.А. Сухомлинский.
Воспитание и обучение представляют собой два взаимосвязанных, хотя и относительно самостоятельных, направления педагогического воздействия на человека, различающихся по своим целям и задачам, методам и средствам осуществления. По сути, эти термины раскрывают содержание двух различных сфер педагогической деятельности. При этом взаимоотношение воспитания и обучения существенно меняется с возрастом и уровнем образования. Так, для детей младшего возраста существенное, если не доминирующее место в системе образования, в особенности дошкольного, занимают именно процессы воспитания. Это объясняется необходимостью интенсивной социализации подрастающей человеческой личности, ее подготовки к жизни и деятельности в условиях коллектива.
А.С. Макаренко отмечал, "методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно не зависящую от логики работы образовательной. И то, и иное – методика воспитания и методика образования, – по моему мнению, составляют два раздела, более или менее самостоятельных раздела педагогической науки. Понятно, что эти разделы должны быть органично связаны".
Как педагогическая категория, термин “воспитание” принято употреблять, по мнению Ю.К. Бабанского, в следующих четырех значениях.
Во-первых, в широком социальном значении воспитание понимается как воздействие на человека всего общества и всей действительности, которое в силу огромного разнообразия общественных процессов имеет не только положительную направленность. Ведь действительность полна противоречий, конфликтов и столкновений различных людей и социальных групп. Поэтому личность под ее воздействием приобретает не только положительный, но и в значительной мере отрицательный социальный и социокультурный опыт.
Во-вторых, в широком педагогическом смысле воспитание представляет собой специально организованную систему воспитательной деятельности различных образовательно-воспитательных учреждений, которые руководствуются определенными социальными целями, педагогическими теориями, принципами, методами и формами воспитания.
В-третьих, в узком педагогическом значении воспитание представляет собой целенаправленную деятельность педагога на основе принципов и закономерностей воспитания, направленную на успешное достижение определенных, заранее выбранных воспитательных целей.
В-четвертых, в предельно узком, или локальном смысле под воспитанием следует понимать решение педагогом конкретной индивидуальной проблемы воспитания или перевоспитания конкретного человека.
Рис. 1. Цели воспитания
Принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Воспитание должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от воспитателя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитатели должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия воспитанников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья и социальные институты, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.
1.3 Педагогический потенциал детского музыкального фольклора как средства воспитания старшего дошкольника
Педагоги в конце ХХ века доказали, что народную музыку — песню и мелодию — нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная музыка должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Музыкальный фольклор, как известно, является действенным средством воспитания национального характера, мышления, нравственности, патриотизма и эстетического самосознания у подрастающего поколения.
Исследователи ХХ века также не раз отмечали, что "развитый художественный вкус — ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика может сыграть крупнейшую роль"
У В. Ф. Одоевского можно найти высказывания и об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что многим ученым хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: "…В области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте"
Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, дисках оказывает, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, возникает у ребенка в момент участия в творческо-исполнительском акте.
Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы, поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. Импровизационная основа музыкального творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей, ведь воображение развивается только в творческой деятельности.
Творчество входит в обучение через мелодию, песню, через народную музыку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория "переноса" творческих способностей позволяет педагогам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в будущем обязательно. Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но надо отметить, что наибольший интерес у школьников вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук — всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:
- особый творческий подход к обучению;
- оригинальность (простые бытовые предметы, можно превратить в музыкальные инструменты.);
- занимательность ("игра в музыку" обозначает одновременно и ее процесс и результат);
- познавательность (где можно делая и играя, познавать мир и самого себя).
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности дошкольников способствует становлению и развитию их волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов — памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь учеников, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Игра на народных музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки. Игра на народных музыкальных инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка. С помощью народного музыкального инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать. Эмоциональное воздействие народного музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, ребенок входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.
Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми. Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её "поле", ощущают себя ее звеньями.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей детей и обогащает музыкальные впечатления. Сплачивает детский коллектив. В процессе игры на народных музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Наиболее простой, доступный для старших дошкольников оркестр — шумовой. Дети благодаря участию в этом оркестре учатся ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты, как колокольчик, барабан, бубен, ложки. Игра на народных музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности дошкольников.
Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста, потому что в произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы в разное время года. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для ребенка слова и поэтические образы. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Глава 2. Эксперементально-исследовательская деятельность
2.1 Опыт использования детского музыкального фольклора как педагогического средства воспитания старшего дошкольника
Музыкальные занятия в детском саду- это основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
В работе с дошкольниками используются следующие виды музыкального фольклора:
Слушание народной музыки;
Разучивание народных песен;
Разучивание народных танцев;.
Игра на детских музыкальных инструментах;
Детское исполнительство.
Музыкально-образовательная деятельность проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, игре на детских музыкальных инструментах.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
музыкальные занятия ,
использование музыки в повседневной жизни,
музыкальное образование дошкольников в семье.
Каждая из этих форм организации музыкальной деятельности дошкольников обладает своей спецификой и своими возможностями в музыкальном образовании ребенка.
Помимо музыкальных занятий музыка включается в разнообразную деятельность ребенка в течение всего дня. Использование музыки в повседневной жизни придает ей большую эмоциональную насыщенность, благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка. Наряду с музыкальными занятиями музыка используется в развлечениях, на праздниках, в нерегламентированных видах деятельности ребенка в свободное время.
В практике часто использую такую форму работы с детьми как музыкальное развлечение. Они определяются следующими видами:
- тематические музыкальные вечера,
- беседы-концерты,
- театрализованные представления,
- игры-драматизации,
- концерты детской самодеятельности и т.д.
Цель развлечений: обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств. Развлечение формирует творческую активность детей. Положительно влияет на интеллектуально-художественное развитие личности ребенка. В развлечениях участвуют как взрослые так и дети. В зависимости от степени их участия в развлечениях, в этой форме организации жизнедеятельности можно выделить три разновидности:
1. Зрелищное развлечение, организованное и показанное для детей взрослыми. Концерты из произведений народной музыки, музыкальные вечера, концерты-загадки, концерты-беседы, тематические концерты, посвященные знакомству с определенными музыкальными инструментами, представление кукольного театра, показанного взрослыми.
2. Развлечения, организованные взрослыми, при участии детей:
- музыкально-дидактические игры
- обрядовые развлечения ("Осенины", «Ярмарка», "Масленица", «Колядки» и т.д.)
В программу этих мероприятий включаются любимые песни и танцы детей, чтобы каждый ребенок испытал радость от участия в празднике.
3. Развлечения, проводимые самими детьми (с помощью взрослых при подготовке). Всевозможные хороводы, игры-драматизации, инсценирование сказок и т.д.
Музыка является неотъемлемым компонентом развлечений. Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, должен обладать художественными достоинствами, быть разнообразным и интересным по содержанию. При подборе репертуара учитываю эмоциональный опыт детей, их способность сопереживать чувствам, которые выражены в музыкальном произведении.
Продолжительность развлечений (в зависимости от их видов) составляет от 15-20 минут для детей младшего и среднего дошкольного возраста; до 25-30 минут для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Программы развлечений тщательно продумываются, чередуются зрелищные моменты с играми, танцами и аттракционами.
Сроки проведения развлечений. праздников и их тематика отражаются в перспективном плане.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЙ, ДОСУГОВ.
Месяц | Виды развлечений | Ответственные |
сентябрь | 1.День знаний 2 По дороге в теремок драматизация по пдд . | Воспитатель Ерофева Е.В. Муз.рук Хвостова Л.В. |
Октябрь | 1.Осенние праздники, совместные проекты.
| Воспитатели, Муз. рук.
|
Ноябрь
| 1. «День матери»- праздник в подготовительной группе | Воспитатели старших групп и муз.рук |
Декабрь | 1.«Наум-грамотник 2. Праздник ёлки. | Учитель –логопед ХвороваЕ.В. Муз.рук. и воспитатели
|
Январь | 1 Рождественские колядки 2.«Прощание с ёлкой» - творческий концерт. | Учитель-логопед Хворова Е.В. Муз.рук.Хвостова Л.В. |
Февраль | 1..Музыкально-спортивное развлечение «Масленица пришла!». 2..Подготовка к Фестивалю сказок. 3. 3.День защитника Отечества. | Воспитатели и муз рук |
Март | 1.Фестиваль сказок (все группы ДОУ). 2.Тематический день "Мамочка любимая моя". 3.Международный день театра – 27 марта 4.«Весна пришла – нам веселье принесла» "Русские народные игры" 5.«Воробышки - пташки, серые рубашки» 6.Праздник мам и бабушек 8 марта. | Муз.рук. Хвостова Л.В. Воспитататели групп
|
Апрель | 1.День смеха «Смех собирает друзей» 2. Интеллектуальный конкурс «Знай-ка!» 3.Праздник Пасхи. 4.Фестиваль Образовательных идей. | Муз.рук.Хвостова Л.В. и воспитатели |
Май | 2. « Этот день победы!» 3. Международный день семьи (Папа, мама, Я) – 15 мая
|
|
Июнь | Летние развлечения . | Музыкальный руководитель |
Эта форма организации жизнедеятельности детей развивает их коммуникативные качества, сплачивают детский коллектив и в то же время позволяет каждому ребенку проявить свои способности.
Организация процесса реализации образовательной программы в разрезе воспитания на основе детского музыкального фольклора в ДОУ представлена различными формами. Эффективным в плане эмоциональности воздействия на дошкольников является использование в образовательном процессе разнообразных форм музыкальных развлечений,
основанных на народных традициях, такие как «Капустные посиделки», «Веселая ярмарка», «Осенняя ярмарка» и другие
Рис.2 Динамика проведения музыкальных мероприятий МКДОУ
В подборе репертуара соблюдается логика, учитывая все основные художественно-педагогические требования, возрастные особенности, круг интересов ребенка. Песни по содержанию доходчивые и понятные детям, вызывают у них живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. Через песню дети знакомятся с окружающей действительностью.
Рис. 3 Критерии и уровни оценки развития музыкальных способностей детей МКДОУ
Рис. 4 Используемые в воспитательном процессе музыкальные произведения
2.2 Проект занятия по воспитанию старшего дошкольника с использованием детского музыкального фольклора
Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Целью предлагаемого проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
устойчивый интерес к культуре русского народа;
знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Аннотация проекта
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.
План мероприятий
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Организационно-подготовительный | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май-сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Основной
| Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»
| Октябрь | Музыкальный руководитель |
Мастер-класс « Народные игры как средство патриотического воспитания» | Ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | Декабрь | Музыкальный руководитель
| |
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» | Февраль | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» | Март | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в | Апрель | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» | Май | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Рефлексивно-диагностический | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май | Музыкальный руководитель, воспитатели |
| | | | |
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление |
Осенняя ярмарка» | Праздник | Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | Костюмы, музыкальные инструменты | Социально-личностное развитие |
Рождественские Посиделки | Музыкальная гостиная | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. | Иллюстрации с изображением ряженных | Художественно-эстетическое развитие
|
Колядки | Развлечение | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.
| Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты | Познавательное развитие |
Эх, да Масленица! | Русские гулянья | Разучивание русских народных игр,закличек | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты
| Физическое развитие |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки вербы, народные костюмы | Художественно-эстетическое развитие
|
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Костюмы, музыкальные инструменты макет горки, пасхальные яйца, | Познавательное развитие |
Березка-русская красавица | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрац. материал | Художественно-эстетическое развитие |
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомились: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей сформировалось умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Развилась сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. У некоторых детей сформировалась выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
2.3. Экспериментальное исследование процесса музыкального развития детей средствами фольклора (констатирующий эксперимент)
Проблема использования регионального компонента на занятиях музыки, внедрение в занятие фольклорной составляющей, позволили проследить путь музыкального развития детей. Мы решили провести экспериментальную проверку результатов деятельности детей.
Цель эксперимента: доказать положительное воздействие фольклорного материала и выявить его развивающий потенциал.
Задачи:
- выявление знания детей подготовительной группы по музыкальному фольклору;
- развитие музыкальных способностей детей с помощью элементов фольклора;
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора;
- приобщение к народным традициям и обычаям;
- развитие нравственной культуры детей.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатируюшего, формирующего и контрольного.
Констатирующий эксперимент проводился, чтобы выявить уровень знаний о народном творчестве, эмоциональной отзывчивости и музыкальных способностях у детей.
Для эксперимента была разработана анкета для родителей, с помощью которой мы постарались выяснить, какое значение придают родители музыкальному воспитанию своего ребёнка
1. Анкета №1.
Цель: определить, что считают родители наиболее значимым для музыкального воспитания своего ребёнка.
Суть анкетирования: родители должны ответить на вопросы анкеты, не задумываясь.
По результатам анкеты выяснилось следующее:
Таблица №1
1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка? | |||
а | Считаю частью его будущей образованности. | 13 | 52% |
б | Отвожу одну из главных ролей. | 7 | 28% |
в | Особого значения не придаю. | 5 | 20% |
2.Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения? | |||
а | Поет детские песни с удовольствием. | 16 | 64% |
б | Предпочитает копировать песни взрослых. | 4 | 16% |
в | Совсем не поет и не говорит о детских песнях. | - | - |
г | Поет только со взрослыми. | 5 | 20% |
3. Как вы приобщаете ребенка к музыке? | |||
а | Посещаю с ним концерты | 5 | 20% |
б | Беседую с ним о музыке. | 8 | 32% |
в | Считаю, что это должны делать в учреждениях, которые посещает ребёнок (д/сад, школа). | 4 | 16% |
г | Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу | 8 | 32% |
4. Каков интерес вашего ребенка к музыке? | |||
а | Интереса не проявляет. | - | - |
б | Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии. | 15 | 60% |
в | Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю | 10 | 40% |
5. Как ребенок реагирует на музыку? | |||
а | Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню | 14 | 56% |
б | Внимательно слушает музыку | 3 | 12% |
в | Пытается движением воспроизвести характер музыки. | 8 | 32% |
г | Равнодушен к музыке. | - | - |
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования? | |||
а | Не занимаюсь этим. | 3 | 12% |
б | Есть музыкальный инструмент. | 6 | 24% |
в | Есть фонотека с детским репертуаром. | 16 | 64% |
Анкета №2.
Цель: выяснить, как родители относятся к включению фольклора в занятие по музыке.
Суть анкетирования: Ответить родителям на вопросы анкеты не задумываясь. Выяснилось следующее:
Таблица №2
1. Нужны ли вашим детям знания о народном творчестве? | |||
а | Да | 19 | 73% |
б | Нет | 1 | 4% |
в | Скорее да, чем нет | 4 | 15% |
г | Скорее нет, чем да | 2 | 8% |
2. Обсуждаете ли вы с детьми вопросы народного творчества в семье? | |||
а | Да | 13 | 50% |
б | Нет | 2 | 8% |
в | Скорее да, чем нет | 6 | 23% |
г | Скорее нет, чем да | 5 | 19% |
3. Ваше отношение к включению фольклора в занятие по музыке? | |||
а | Положительное | 17 | 65% |
б | Отрицательное | 2 | 8% |
в | Скорее положительное, чем отрицательное | 5 | 19% |
г | Скорее отрицательное, чем положительное | 2 | 8% |
4. Как вы думаете, пригодятся ли Вашему ребёнку знания о народном творчестве, полученные на уроках музыки, в дальнейшей жизни? | |||
а | Да | 16 | 61% |
б | Нет | 3 | 12% |
в | Скорее да, чем нет | 7 | 27% |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
Анкета №3
Цель: определить уровень знаний детей подготовительной группы о народной музыке.
Суть анкетирования: Ответить детям на вопросы, не задумываясь.
Таблица №3
Как ты думаешь, может ли человек обойтись без музыки? | |||
а | Да | - | - |
б | Нет | 19 | 76% |
в | Скорее да, чем нет | 1 | 4% |
г | Скорее нет, чем да | 5 | 20% |
Как ты думаешь, нужна ли нам народная музыка сегодня? | |||
а | Да | 16 | 64% |
б | Нет | 2 | 8% |
в | Скорее да, чем нет | 4 | 16% |
г | Скорее нет, чем да | 3 | 12% |
Разговаривают ли в вашей семье о музыке? | |||
а | Да | 11 | 20% |
б | Нет | 3 | 12% |
в | Скорее да, чем нет | 9 | 36% |
г | Скорее нет, чем да | 2 | 8% |
Звучит ли народная музыка в вашей семье? | |||
а | Да | 8 | 32% |
б | Нет | 2 | 8% |
в | Скорее да, чем нет | 12 | 48% |
г | Скорее нет, чем да | 3 | 12% |
Празднуете ли вы с семьёй народные праздники? | |||
а | Да | 17 | 68% |
б | Нет | 1 | 4% |
в | Скорее да, чем нет | 5 | 20% |
г | Скорее нет, чем да | 2 | 8% |
Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице:
Таблица (на начало эксперимента)
Высокий | Средний | Низкий |
10 % | 20 % | 70 % |
Экспериментальная проверка показала, что знания в области народного творчества и музыкального фольклора достаточно низкие. Вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают, какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо вести систематическую планомерную работу по музыкальному развитию детей (для нас формирующий эксперимент), в процессе которой познакомить детей с развитием музыки и ее творцами.
2.4.Способы внедрения фольклорной составляющей и полученные результаты (формирующий и контрольный этапы)
На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали музыкальные занятия, которые помогли детям заинтересоваться народной музыкой.
Игра –является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Так, например, игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
развитие творческой индивидуальности,
эмоциональное развитие,
воспитание эстетических, патриотических чувств,
развитие музыкальных способностей,
развитие самостоятельности, физическое развитие.
Во время игры использовали такие методы обучения:
упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении,
упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений,
творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Формирующий эксперимент.
Предпочтение мы отдавали народным играм с пением и движением. Почему они так необходимы на наших занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, «Берёзка», «Заинька», «Веночек» и другие.
Также детям на занятиях музыки очень помогают в освоении фольклора музыкально-развивающие игры. Они направлены на формирование дыхания, естественной манеры звучания голосов; на развитие памяти и музыкального слуха, чувства ритма, знание музыкальной грамоты и формирование эмоциональной отзывчивости.
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. Поэтому игра на основе фольклорных традиций может быть включена в любой вид деятельности.
Вовлечение детей в ролевую игру, драматизацию, музыкально-исполнительскую деятельность заставляет их действовать, создавать художественные образы, пропуская через себя разнообразную гамму чувств, переживаний. Это не исключает возможности аккуратно и незаметно направлять их действия, чтобы они были созвучны передаваемому художественному образу, но первый свой «ход» дети должны сделать самостоятельно.
Народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.
На занятиях музыки мы предлагали детям ознакомиться с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание песен и закличек, а также введение в занятие элементов детских народных игр, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых наигрышей, оформление кабинета народными орнаментами, поделками и рисунками на тему этих праздников, выполнение в семье с родителями несложных элементов народного костюма придавали соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.
Возродить традиции устного народного творчества, когда накопленное в народе музыкально-поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из уст в уста, и потому оно живёт так долго и передаётся из поколения в поколение.
Контрольный этап эксперимента был направлен на доказательство положительного воздействия фольклорного материала на практику работы и выявление его развивающего потенциала.
Задачи:
выявление знания детей подготовительной группы по музыкальному
фольклору;
развитие музыкальных способностей детей с помощью включения элементов фольклора;
развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора;
приобщение к народным традициям и обычаям;
развитие нравственной культуры детей.
Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности заданных параметров.
Анкета для родителей.
Цель: выяснить, насколько изменилось отношение родителей к включению фольклора в занятия по музыке.
Суть анкетирования: ответить на вопросы анкеты не задумываясь.
Выяснилось следующее:
Таблица
1. Нужны ли вашим детям знания о народном творчестве? | |||
а | Да | 23 | 88% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | 3 | 12% |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
2. Обсуждаете ли вы с детьми вопросы народного творчества в семье? | |||
а | Да | 21 | 81% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | 5 | 19% |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
3. Изменилось ли отношение в Вашей семье к народному творчеству? | |||
а | Положительное | 19 | 73% |
б | Отрицательное | - | - |
в | Скорее положительное, чем отрицательное | 7 | 27% |
г | Скорее отрицательное, чем положительное | - | - |
4. Как вы думаете, пригодятся ли Вашему ребёнку знания о народном творчестве, полученные на уроках музыки, в дальнейшей жизни? | |||
а | Да | 20 | 77% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | 6 | 23% |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
Анкета для детей.
Результаты представлены в таблице:
Таблица № (данные на конец эксперимента)
1. Нравится ли тебе посещать музыкальные занятия? | |||
а | Да | 26 | 100% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | - | - |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
3. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах? | |||
а | Да | 24 | 92% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | 2 | 8% |
г | Скорее нет, чем да | - | - |
|
|
|
|
5. Поете ли вы песни своим родителям? | |||
а | Да | 23 | 88% |
б | Нет | - | - |
в | Скорее да, чем нет | 1 | 4% |
г | Скорее нет, чем да | 2 | 8% |
Из ответов видно, что дети заинтересованы фольклором. Наибольшее предпочтение дети отдают концертной деятельности (исполнение песен и танцев) и участию в инсценировании произведений. Дети рассказывают о народных обрядах дома. Следует отметить и тот факт, что повысилась заинтересованность родителей. Поэтому и в дальнейшем планируем проведение фольклорных праздников.
Полученные результаты можно обозначить в таблице:
Таблица (на конец эксперимента)
Высокий | Средний | Низкий |
66 % | 32 % | 2 % |
Согласование музыкально-практической деятельности с природной эмоциональностью детей и использование в работе с детьми новых подходов и форм музыкального фольклора позволило реализовать эмоциональный компонент образования.
Такая работа сопровождалась изменениями в развитии и эмоциональном поведении детей и в целом отмечается положительная динамика развития ребенка:
положительная динамика развития каждого ребенка,
заложены основы музыкальности:
- активный эмоциональный отклик на музыку,
- определенный музыкальный опыт,
- первичные вокализации, певческие интонации,
- совершенствуется речь,
- развивается двигательная активность.
Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира малыша, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Заключение
Данный опыт является необходимым, т.к. дети проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
Участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музыка, танцы, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Литература
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников.-М.,2008г
Закон РФ «Об образовании» редакция 2007г
Дошкольное образование. 2006, № 6.
Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1999
Зимина А.Н., Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М, 2000
Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000
Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера2005
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.-М.:ТЦ Сфера 2006г
Скоролупова О.А.Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством.-М.:Скрипторий,2003г
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990
Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.,1986
Метлов Н.А. Музыка – детям. М., 1985
Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театра. М., 1999
Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, 2002
Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А., М, 1989
Музыкальная палитра //журнал. , 2003 г., №2 , стр.14
Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В.. М., 1992
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998
Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор.- М., 1999
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. -Спб., 1998
Разина Т.М. Русское народное творчество . М., 1999.
Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001
Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца. СПБ, 2006
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5 с. 109.
Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.Картушина М.Ю. «Проблемы современного музыкального воспитания»Управление дошкольным образованием №5-2005г
Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры»// «Музыкальный руководитель»2005-№1-с.3
Радынова О.П. «Дошкольный возраст-задачи музыкального воспитания»
Скопинцева О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников»-Волгоград ,2010
Приложения
План проведения праздника "Масленица"
Дети входят в зал с хороводом Хоровод " Вдоль по улице метелица метёт"
Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах — разноцветные колпаки.
1-й Скоморох. Добрый день, гости дорогие, званые и желанные.
2-й Скоморох. Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки! Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох. Мы рады гостям, как добрым вестям! Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
2-й Скоморох. Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.
1-й Скоморох. У нас сегодня представленье — всем на удивленье.
2-й Скоморох. Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
1-й Скоморох. Приходите все без стесненья: Билетов не надо — предъявите хорошее настроение!
2-й Скоморох. Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!
1-й Скоморох. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Вместе скоморохи: Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Ведущая: Наш сегодняшний праздник посвящен проводам зимы и называется Масленица. Маслена - честная, веселая, широкая — так называли всю масленичную неделю. Праздновали масленицу песнями, обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами.
Вместе скоморохи: Итак, Масленицу начинаем. Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!
Хоровод "Как на тоненький ледок".
Ведущая: А ну, ребята, кто позовёт масленицу к нам в гости?
Ребёнок: Масленица-кривошейка!
Повстречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И поджаренным блином!
Звенят колокольчики, скоморохи вывозят Масленицу.
Все: Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На кониках вороных.
1-й: Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла, и веселье принесла.
(Устанавливают чучело).девочки вокруг расхваливают ее по очереди.
1-я девочка. Дорогая наша гостья Масленица,
2-я девочка. Коса длинная, триаршинная,
3-я девочка. Лента алая, двуполтинная!
4-я девочка. Платок беленький, новомоднекький,
5-я девочка. Брови черные, наведенные.
6-я девочка. Шуба синяя, латки красные,
7-я девочка. Лапти частые, головастые,
8-я девочка. Портянки белые, набеленные!
Вместе. Ух, красавица!
Ведущая: Молчит наша Масленица, не отвечает! Лишь рукавами соломенными качает! Не иначе вас честной люд просит ответить на ее вопросы.
Проводится викторина:
1. Что встречает Масленица? (Весну).
2. А что провожает? (Зиму).
3. Что является символом Масленицы? (Блины)..
4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет. Не житье-бытье, а Масленица; и т. д.).
1-й Скоморох. Есть у нас одна затея для самых ловких умелых. Все готово здесь сейчас для забавы этой. Постарайтесь пробежать в мешке эстафету. Игра "Бег в мешках".
Ведущая: Живёт Масленица семь деньков, оставайся, Масленица, семь годков!
Игра "Гори, гори ясно!"
Входят поводырь с медведем.
2-й Скоморох: Эй, добрые люди! Смотрите сюда! Вы такого не видели никогда!
Поводырь: Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, народ собрался подивиться, да твоим заморским потешкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (кланяется) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трёт морду, другой на голове кукиш вертит). А ну-ка, Михайло Потапыч, представь, как парни на работу собираются? (Идёт, еле передвигая ноги). А как с работы возвращаются домой? (Медведь бежит, косолапя). Мишенька, а как Бабка-Ёжка в бане парится, на полке валяется? (Медведь падает на спину, машет лапами). Ой, бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела-то, Мишенька? (Медведь показывает попу). Да нет, Мишенька, не это! Где головушка-то? (Медведь берётся за виски, покачивается). Ну-ка, Мишка, попляши! У тебя ножки хороши!
Пляска Медведя. Пляска Медведя переходит в общую пляску.
Поводырь: Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, благодари за почёт, за глядение. Кланяются, уходят.
1-й: Эй, честной народ! Раскрывай пошире рот!
Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!
Вот идёт по дороге Ероха – полюбуйся, народ, на скомороха!
2-й: Ты чего это так раскричался, будто в ухо тебе мух попался?
1-й: Кто попался?
2-й: Мух!
1-й: Кто это: мух?
2-й: Ребята, он не знает муха!
Вот у воробьихи муж – воробей,
У соловьихи муж – соловей,
У курицы муж – петух,
А у мухи муж будет … - мух!
1-й: Эх, Ероха, ты чудак!
Говоришь ты всё не так!
Вот потеха так потеха!
Люди падают от смеха!
Ты, Ероха, длинный нос,
Ухватил коня за хвост!
2-й: А будешь дразниться – не буду с тобой водиться!
1-й: Ну, ладно, не серчай, а загадки начинай!
2-й: Слушайте, ребятки, новые загадки:
Шар воздушный золотой над рекой остановился, Покачался над водой, а потом за лесом скрылся. (Солнце)
1-й: Рассыпала Лукерья Серебряные перья. (Метель)
2-й: Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно.(Лед)
1-й: Хлеба краюшка висит над избушкой. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
2-й: Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова?(Огонь)
1-й: Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля-озерушки Белый снег да перышки. (Снежная туча)
2-й: В году у дедушки четыре имени. (Весна, Лето, Осень, Зима)
1-й: Хорошее, доброе на всех смотрит, а людям на себя смотреть не дает. (Солнце)
2-й: Без рук рисует, Без зубов кусает. Не огонь, а жжется. (Мороз)
1-й: Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. (Мороз)
2-й: Рогатый, бородатый, спешит играть к ребятам. Он носит шубу налегке, и говорит ребятам: "Ме-е-е!" (Козёл).
Игра "Шёл козёл".
Ведущая: Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели!
Игра "Карусель".
2-й: Как у наших у ворот, стоит ряженый народ.
А ребята удалые, в те ворота расписные
Змейкой быстро пробегут, смех, забавы принесут!
Оркестр шумовых инструментов р.н.мелодия "Как у наших у ворот"
А вот и ворота золотые, да высокие какие!
Игра "Золотые ворота".
2-й: Эй! Весёлый наш народ, ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат, протянуть вперёд-назад
И сказать при этом "Эх!", победит, наверно, смех!
Перетягивание каната.
2-й: Ах, как Петя-петушок, отморозил гребешок!
Чтоб его скорей согреть, нужно снегом потереть.
1-й: Поскакать, попрыгать боком, то с налёту, то с наскоком!
"Бой петухов".
2-й: Что за крепость, что за чудо? Как забраться на неё?
То ли всем ползти ползком, то ли молча, кувырком?
Может, с криками "Ура!" будет взята та гора?
"Взятие крепости".
1-й: Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая.
2-й: Ты пришла с добром, сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами, да с оладьями.
1-й: А сегодня, к сожаленью, наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Сжигают чучело Масленицы.
2-й: Масленица зиму замыкала, весну зазывала.
Давайте и мы с вами Весну встречать.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".
1-й Скоморох. Для вас готово угощенье, Всем на удивленье!
2-й Скоморох. Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!
Вместе. А за праздник вам спасибо!
Угощение блинами
Развлечение «Веселая ярмарка» во 2младшей группе
Цель: развивать творческие способности детей в доступной игровой форме.
Задачи: приобщать детей к устному народному творчеству.
Зал оформлен в русском стиле, на столах музыкальные инструменты, самовар, красивые
салфетки, деревянные ложки.
*** Под русскую народную мелодию(по выбору муз.рук) дети с родителями входят в зал.
Их встречает ЗАБАВУШКА
Забавушка Здравствуйте ,детишки –девчонки и мальчишки!
Я гостей ждала, наряжалася,
Бусы красные надела, украшалася.
Вижу ,и вы к празднику готовы,
На вас новые обновы,
Сарафаны расписные да рубашки льняные.
Сядем рядком ,да поговорим ладком.
Я –Забавушка. Люблю песни петь, плясать да ребяток забавлять.
А вы мне песенку споете?
Дети Да
Муз.рук. Слушай, Забавушка, слушайте гости, мы вам про весну споем.
ИСП. Песня « Тает снег, тает лед к нам весна –красна идет»
Забавушка Спасибо. А теперь про вас мне ваши мамы расскажут.
Выходит мама с ребенком
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Денис у нас хороший,
Денис_пригожий!
2мама с ребенком
Наша Настенька в дому,
Что оладушек в меду,
Красно солнышко в саду.
3мама с ребенком
Расти ,Даша ,здоровая,
Как яблонька садовая
Роток-говорок, а в голове- разумок!
4 мама с ребенком
Не плачь, Ксюша,не плачь,
Я куплю текбек калач,
Не плачь, не кричи-куплю тебе три.
5 мама с ребенком
У Мишутки руки в бок, глазки в потолок.
Пошел за порог, упал поперек.
Забавушка Вот молодцы,и приласкали ,и насмешили!
Послушайте-ка!
Золотое яблочко по небу катается. Всем, всем. улыбается,
А улыбки –то лучи-очень-очень горячи! Что это?
Дети Солнышко
На экране СОЛНЦЕ
Ребенок Солнышко-солнышко, выгляни в окошечко,
На ребяток погляди, всем ребятам посвети.
Исп. Песня «Есть у солнышка дружок»
Проводится игра «Солнечные лучики»
Забавушка Посмотрите ,петушок!
На ребенка надеть шапочку петуха
Петушок Петушок рано встает и другим спать не дает.
На заборе сидит, громче всех кричит –КУ-КА-РЕ-КУ!
Все встают в кружок проводится игра «Петушок»
Петушок
Тух-тух-тух! Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит, кто услышит –тот бежит.
Забавушка А теперь на ярмарку пойдем,
Что на ярмарке купим?
Звучит песня «Купим мы, бабушка, тебе …курочку, уточку,гусочку
На ширме кукольного театра появляется ПЕТРУШКА
Петрушка Здравствуйте, гости дорогие!
Милости прошу к нам на ярмарку,приходите,
приезжайте, все что надо-покупайте!
Здесь на ярмарке игрушки, бубенцы и погремушки, ложки, барабаны, дудочки ,баяны!
Что же вы купить хотите?
Вот на дудки посмотрите!
Дети Нет, подайте ложки нам,
Мы сейчас сыграем вам!
Исполняется пляска « В круг ребята встали, ложки застучали
Ложкари, ложкари, мы играем раз, два, три»
Петрушка Вот как весело играли и нисколько не устали.
Ребенок Мы- ребята озорные, вот веселые какие
Дайте нам платки скорей
Мы станцуем веселей.
Испоняется пляска с платочками под русскую народную мелодию (по выбору)
Петрушка Собирайся, народ, карусель всех нас зовет.
Игра на карусели (пояс с разноцветными лентами)
Петрушка Вам спасибо за уменье, за улыбки ,за веселье,
На прощанье в этот час угостить хочу я вас.
Прянички, коврижки!
Кушайте. детишки!(подает корзинку с угощением)
Забавушка Хорошо мы погуляли, отдохнули хорошо. А пока что «До свиданья!»
Приходите к нам еще.!
Уходят из зала.
ФОТООТЧЕТ
Развлечение «Веселая ярмарка»
Развлечение «Капустник»
Музыкально - логопедическое «Гости ходят в огород»
НОД «Люблю тебя, мой Урал»
Добрые встречи
2