Сафиуллина Р.В.,
воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»
Полевской городской округ
Детское волонтерство - как средство эффективности социализации дошкольников
Социализация дошкольников – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок.
В основе социализации, на наш взгляд, лежит детское волонтерство, построенное по принципу взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Также, волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность, развивает чувство сострадания, уважения, учит добру, пробуждает инициативу.
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство.
Цель нашей деятельности в освоении образовательной практики волонтерства: организация открытого образовательного пространства ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях (явлениях) общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
-Формировать начальные представления о волонтерском движении.
-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностно-субъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.
-Содействовать социальной активности в различных социальных ролях, новых видах взаимоотношений, действий и освоении позиции субъекта доступной культуротворческой деятельности.
Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно.
Предпосылкой для возникновения детского волонтерства в нашей группе стало проведение традиционной акции "Забота", когда дети и родители нашей группы оказали помощь семьям находящимся в трудной жизненной ситуации. В ноябре мы провели акцию "Подари радость", где дети группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.
Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Кому мы можем помочь сами? Кому поможем с помощью родителей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Внутри команду мы разбили на звенья, подобно «пионерским» звездочкам.
Совместно с родителями обсуждался вопрос о поощрении детей-волонтеров. Игровая форма поощрения, придуманная нами, не претендует на инновацию, но носит свой, «практический характер». У каждой «Звездочки» появилась «чековая книжка», в которую вклеивались наклейки за выполненную акцию или дело. По итогам месяца дети получали «отличительные знаки». Если участвовали во всех мероприятиях, то им присваивалось «звание» по типу от младшего к старшему. Например, Паша первым среди группы стал «Старшим волонтерам» и получил значок, который носит на верхней одежде.
Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерских акций. Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам:
Январь
Трудовой десант «Помогите зимующим птицам»
Февраль
Патриотическая акция «Рейд милосердия» (изготовление открыток ветеранам ВОВ, участникам локальных войн)
Март
Гуманистическая акция «Завтрак для зоопарка»
Апрель
Экологическая акция «Дом для птиц»
Май
Патриотическая акция «Георгиевская ленточка»
Июнь-август
«Фестиваль добрых дел»
Сентябрь
Экологическая акция «Посади дерево»
Октябрь
Гуманистическая акция «Поможем друзьям нашим меньшим»
Ноябрь
Гуманистическая акция «Подари радость»
Большую роль в волонтерском движении играет и элемент «взросления», когда дети старшего возраста учатся ухаживать за малышами, играть с ними, помогать осваивать элементарные навыки. Первым опытом была акция "Игрушки для малышей", где дети нашей группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Вторая акция прошла в неделю "Зимние забавы" и волонтеры вместе с детьми младшей группы проводили подвижные игры на прогулках. В неделю "В здоровом теле здоровый дух" Ксюша провела зарядку для детей младшей группы. В неделю "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры рассказали во второй младшей группе русскую народную сказку "Репка». Обязанностью детей - волонтеров стала постоянная забота о малышах: помощь в раздевании-одевании, дежурство- помощь при проведении НОД и приеме пищи, организация игр. Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей.
Получены положительные эффект от волонтерства:
- волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную;
- дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи;
- волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня.
- наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.
- педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
В этот интересный, насыщенный событиями год, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.