СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детство, опалённое войной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят года, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Просмотр содержимого документа
«Детство, опалённое войной»

Классный час « Детство, опалённое войной »

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: познакомить обучающихся о роли детей в годы войны; развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину; воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход классного часа

- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

( Слайд 2)

Ученик.

Такое всё дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких – то 5 минут осталось.


В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось … ( видео с Левитаном о начале Великой Отечественной войны–слайд 3 -https://vk.com/video-96924321_456239021 ).

(Выступают учащиеся )

1. ( слайд 4 )

Помните! Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень.

2. ( слайд 5 )

Помните! Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3. ( слайд 6 )

Помните! Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4. ( слайд 7 )

Помните! Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5. ( слайд 8 )

В первый день войны им было по 16 – 20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

Ученица. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.


Ученик. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки!

Постарайтесь вернуться назад! Б. Окуджава


( слайд 9 )

- В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13 – 15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат ( видео о зверствах немцев - слайд 10 -https://youtu.be/WwevSj2SB4s).

Кроме этого, фашисты в тылу совсем не стеснялись и со всей жестокостью расправлялись с детьми. Часто группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба. Дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди…

( слайд 11 )

Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии, чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков воевали против немцев наравне со взрослыми. Вот имена некоторых из них.


( Выступают учащиеся, которые от своего имени рассказывают о подвигах подростков)


1. ( слайд 12 )

Меня зовут – Борис Кулешин. На борту корабля я подавал зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними.

Более 2-х героических лет провел на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.Награждён орденом Красной звезды.


2. ( слайд 13 )

Я – Федя Самодуров. Мне 14 лет. Меня подобрали на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Я стал воспитанником многострелковой части, которой командовал гвардии капитан А. Чернавин. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчетом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, я вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемет. Долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Был награждён медалью «За отвагу».


3. ( слайд 14 )

Моё имя – Юта Бондаровская. Была разведчицей в подпольной партизанской бригаде. Переодевшись мальчишкой – нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как он охраняется, сколько пулеметов. Распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в рейдах отряда в тыл врага. В конце одного исключительно тяжелого перехода партизаны были вынуждены принять бой с фашистами. Это был мой последний бой.Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и орденом Отечественной войны.


4. ( слайд 15 )

Я – Оля Демеш. Вместе с сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. На девочек – подростков немцы не обращали внимания, поэтому мы брали корзинки или сумки и уходили на железнодорожные пути собирать уголь, тем самым добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если нас останавливали, объясняли, что собираем уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Потом Лиду схватили и расстреляли, а за мою голову фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии моих фотографий были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Мною были уничтожены 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, участвовала в «рельсовой войне». Была награждена орденом Славы III степени и медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.


5. ( слайд 16 )

Я – молодой моряк, член партизанского отряда Саша Ковалёв. Мой корабль получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода. Мотор мог заглохнуть в любую минуту. Я закрыл пробоину своим телом. Удалось сохранить ход катера, спасено два экипажа торпедных катеров.

9 мая 1944 я погиб в результате взрыва германской фосфорной мины. Награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени(посмертно).


6. ( слайд 17 )

Меня зовут Валя Зенкина. Фашисты заставили меня пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать ее защитникам требование сдаться в плен. Я пробралась в крепость, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и места их расположения. Мне пришлось остаться в крепости. Днём я перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. После эвакуации женщин и детей из осажденной крепости продолжила борьбу в партизанском отряде.Награждена орденом Красной звезды.


( слайд 18 )

- За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть её детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские.


Ученик. Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем.

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


( слайд 19 )

- По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебали горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рожденными…


( слайды 20 - 21 )

Во многих городах мира возвели памятники детям войны.В г. Воскресенске 22 июня 2011 года был открыт памятник несовершеннолетним узникам фашизма. В центре композиции из чёрного гранита - фигура ребенка, шагнувшего из застенков фашистского концлагеря. Мемориал создан по эскизу художника Михаила Широкова. На памятнике высечены слова, которые выражают всю горечь и слёзы тех лет:

Мы все войны минувшей дети
С тяжелой, горькою судьбой.
А сколько тех на белом свете,
Кто так и не пришел домой.
Мы помним нары, помним плети
И у печей предсмертный вой.
Мы лагерей фашистских дети
И долгим был наш путь домой.


В шахтерском поселке Лидице, что находится в 20 километрах от Праги, создан мемориал, увековечивший детей, которые были отравлены нацистами газом в концентрационных лагерях в ответ на политическое убийство их высокопоставленного чиновника.


- Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли – 9168 детей, каждый час – 382 ребёнка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребёнок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет.




(Выступают учащиеся)

1. Давайте все минуту помолчим,

Помянем с болью тех, кто не вернулся,

Кто в полный рост о пулемет споткнулся,

Идя в атаку сквозь огонь и дым.


2. Давайте все минуту помолчим,

Пусть слёзы навернутся на ресницы,

Фронтовикам война доныне снится

И тем, кого ничем не воскресим,

Давайте все минуту помолчим.


3. Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы, и даже наши дети

Их подвиг не забыт, не повторим.

Давайте все минуту помолчим.


( слайд 23 - Минута молчания)


- Напоследок, я хочу вам сказать, чтобы вы всегда уважали наших ветеранов. Они прошли через многие события той страшной войны. Берегите их, помогайте, уважайте и цените. В глазах этих людей – целая история того ужасного времени.

(Социальный ролик «Уходят ветераны» - слайд 24 - https://youtu.be/fhAUFea493I )






























МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА »








Классный час

« Детство, опалённое войной »






ПОДГОТОВИЛА

учитель начальных классов

Н. В. ГРЯЗЕВА











Г. ДОНЕЦК