Классный час « Детство, опалённое войной »
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи: познакомить обучающихся о роли детей в годы войны; развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину; воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ход классного часа
- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
( Слайд 2)
Ученик.
Такое всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких – то 5 минут осталось.
В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось … ( видео с Левитаном о начале Великой Отечественной войны–слайд 3 -https://vk.com/video-96924321_456239021 ).
(Выступают учащиеся )
1. ( слайд 4 )
Помните! Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень.
2. ( слайд 5 )
Помните! Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. ( слайд 6 )
Помните! Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. ( слайд 7 )
Помните! Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5. ( слайд 8 )
В первый день войны им было по 16 – 20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
Ученица. Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ученик. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад! Б. Окуджава
( слайд 9 )
- В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13 – 15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат ( видео о зверствах немцев - слайд 10 -https://youtu.be/WwevSj2SB4s).
Кроме этого, фашисты в тылу совсем не стеснялись и со всей жестокостью расправлялись с детьми. Часто группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба. Дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди…
( слайд 11 )
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии, чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков воевали против немцев наравне со взрослыми. Вот имена некоторых из них.
( Выступают учащиеся, которые от своего имени рассказывают о подвигах подростков)
1. ( слайд 12 )
Меня зовут – Борис Кулешин. На борту корабля я подавал зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними.
Более 2-х героических лет провел на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.Награждён орденом Красной звезды.
2. ( слайд 13 )
Я – Федя Самодуров. Мне 14 лет. Меня подобрали на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Я стал воспитанником многострелковой части, которой командовал гвардии капитан А. Чернавин. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчетом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, я вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемет. Долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Был награждён медалью «За отвагу».
3. ( слайд 14 )
Моё имя – Юта Бондаровская. Была разведчицей в подпольной партизанской бригаде. Переодевшись мальчишкой – нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как он охраняется, сколько пулеметов. Распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в рейдах отряда в тыл врага. В конце одного исключительно тяжелого перехода партизаны были вынуждены принять бой с фашистами. Это был мой последний бой.Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и орденом Отечественной войны.
4. ( слайд 15 )
Я – Оля Демеш. Вместе с сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. На девочек – подростков немцы не обращали внимания, поэтому мы брали корзинки или сумки и уходили на железнодорожные пути собирать уголь, тем самым добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если нас останавливали, объясняли, что собираем уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Потом Лиду схватили и расстреляли, а за мою голову фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии моих фотографий были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Мною были уничтожены 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, участвовала в «рельсовой войне». Была награждена орденом Славы III степени и медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.
5. ( слайд 16 )
Я – молодой моряк, член партизанского отряда Саша Ковалёв. Мой корабль получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода. Мотор мог заглохнуть в любую минуту. Я закрыл пробоину своим телом. Удалось сохранить ход катера, спасено два экипажа торпедных катеров.
9 мая 1944 я погиб в результате взрыва германской фосфорной мины. Награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени(посмертно).
6. ( слайд 17 )
Меня зовут Валя Зенкина. Фашисты заставили меня пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать ее защитникам требование сдаться в плен. Я пробралась в крепость, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и места их расположения. Мне пришлось остаться в крепости. Днём я перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость. После эвакуации женщин и детей из осажденной крепости продолжила борьбу в партизанском отряде.Награждена орденом Красной звезды.
( слайд 18 )
- За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть её детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские.
Ученик. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем.
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
( слайд 19 )
- По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебали горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рожденными…
( слайды 20 - 21 )
Во многих городах мира возвели памятники детям войны.В г. Воскресенске 22 июня 2011 года был открыт памятник несовершеннолетним узникам фашизма. В центре композиции из чёрного гранита - фигура ребенка, шагнувшего из застенков фашистского концлагеря. Мемориал создан по эскизу художника Михаила Широкова. На памятнике высечены слова, которые выражают всю горечь и слёзы тех лет:
Мы все войны минувшей дети
С тяжелой, горькою судьбой.
А сколько тех на белом свете,
Кто так и не пришел домой.
Мы помним нары, помним плети
И у печей предсмертный вой.
Мы лагерей фашистских дети
И долгим был наш путь домой.
В шахтерском поселке Лидице, что находится в 20 километрах от Праги, создан мемориал, увековечивший детей, которые были отравлены нацистами газом в концентрационных лагерях в ответ на политическое убийство их высокопоставленного чиновника.
- Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли – 9168 детей, каждый час – 382 ребёнка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребёнок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет.
(Выступают учащиеся)
1. Давайте все минуту помолчим,
Помянем с болью тех, кто не вернулся,
Кто в полный рост о пулемет споткнулся,
Идя в атаку сквозь огонь и дым.
2. Давайте все минуту помолчим,
Пусть слёзы навернутся на ресницы,
Фронтовикам война доныне снится
И тем, кого ничем не воскресим,
Давайте все минуту помолчим.
3. Мы жизнью им обязаны на свете –
И сами мы, и даже наши дети
Их подвиг не забыт, не повторим.
Давайте все минуту помолчим.
( слайд 23 - Минута молчания)
- Напоследок, я хочу вам сказать, чтобы вы всегда уважали наших ветеранов. Они прошли через многие события той страшной войны. Берегите их, помогайте, уважайте и цените. В глазах этих людей – целая история того ужасного времени.
(Социальный ролик «Уходят ветераны» - слайд 24 - https://youtu.be/fhAUFea493I )
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА »
Классный час
« Детство, опалённое войной »
ПОДГОТОВИЛА
учитель начальных классов
Н. В. ГРЯЗЕВА
Г. ДОНЕЦК