СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диабетическая стопа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диабетическая стопа»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»


ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях


МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля



Учебно-методический комплект

междисциплинарного конкурса

по теме:

«Сестринская помощь при диабетической стопе»









г. Москва 2024





Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработчики:

  • преподаватели Московского областного медицинского колледжа,

Наро-Фоминского филиала Лагутова Галина Дмитриевна, Судоплатова Евгения Эдуардовна.

Методическая разработка междисциплинарного конкурса по теме: «Сестринская помощь при диабетической стопе» для преподавателей и студентов по ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или)состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. «Сестринское дело».

Направление – междисциплинарное.

Целевая аудитория – студенты 3 курса, «Сестринское дело».

Актуальность – контроль знаний студентов в форме конкурса.

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

4-5

2.

Методическая разработка открытого мероприятия

6-10

3.

Рекомендации для участников конкурса

11-13

4.

Список участников

14

5.

Ход конкурса

15-16

6.

Этапы конкурса

17-34

7.

Блок учебной информации для студента

34-66

8.

Таблицы учета баллов

66-69

9.

План площадки мероприятия

69

10.

Оснащение

70

14.

Библиографический список

71-73

Место проведения конкурса – актовый зал.

Форма занятия – междисциплинарный конкурс.



Пояснительная записка

Междисциплинарный конкурс по теме: «Сестринская помощь при диабетической стопе» ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или)состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Задания ориентированы на будущую практическую профессиональную деятельность медицинской сестры при осложнениях сахарного диабета: диабетической стопе.

На этом учебно - развлекательном мероприятии студенты демонстрируют свои творческие способности, сообразительность, находчивость, а самое главное - знания и умение применять эти знания на практике по разделу «Сестринская помощь при диабетической стопе». Методическая разработка предназначена в помощь преподавателю в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».

Межгрупповой конкурс является формой стимулирования учебной деятельности обучающихся и эффективным средством повышения качества подготовки будущих специалистов. Конкурс осуществляет несколько функций.

Во-первых, это мощный стимул развития и мотивации учебно-творческой деятельности обучающихся:

  • междисциплинарный конкурс способствует самоутверждению личности;

  • развивает чувство собственного достоинства, стремление к достижению высоких результатов;

  • уверенность в своих силах;

  • развивает интерес и любовь к предмету, по которому проводится викторина;

  • способствует выявлению способных, склонных к данному предмету обучающихся;

  • развивает умение мобилизовать все знания, сообразительность, внимание.

Во-вторых, междисциплинарный конкурс способствует лучшей организации учебного процесса за счет обмена опытом между преподавателями, способствуют повышению квалификации преподавателей.

В-третьих, междисциплинарный конкурс осуществляет контролирующие функции: он подводит итог изучения сестринской помощи при диабетической стопе в терапии и хирургии, являются показателем качества учебного процесса.

Безусловно, комплекс знаний, навыков, опыта, приобретаемых в процессе обучения, очень важен. Важно и умение будущего специалиста реализовать весь этот комплекс в профессиональной деятельности.

Основой междисциплинарного конкурса является команда студентов, члены которой входят в её состав по желанию, стремятся узнать новое, хотят общаться с увлеченными людьми, имеют потребность самоутвердиться.

Участники междисциплинарного конкурса стремятся - добиться победы не столько над соперниками, сколько победить свои слабости, проявить максимум своих способностей. И поэтому удовлетворение участникам приносит в первую очередь – радость нахождения оригинального способа решения задачи, во вторую – радость общения с творческими людьми, и только в третью – радость победы в соревновании.

Методическая разработка внеаудиторного занятия для преподавателя и студентов.

Дисциплина: ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля

Специальность: 34.02.01.Сестринское дело

Вид занятия: открытое внеаудиторное мероприятие

Форма: междисциплинарный конкурс

Тип занятия: контроль знаний, умений и навыков

Продолжительность: 90 минут

Участники конкурса: студенты 3 курса 31, 32, 33, 34 группа.

Место проведения: актовый зал

Форма работы: коллективная.

Время проведения: октябрь 2024г.

Оснащение:

  • методическая разработка;

  • ноутбук;

  • колонки;

  • презентации по теме:« Сестринская помощь при диабетической стопе», в виде «Наша игра»;

  • задания;

  • оснащение для манипуляций;

Цель: развитие и углубление знаний студентов по профессиональному модулю ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или)состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля активизация познавательной деятельности, повышение профессионального интереса, формирование творческой личности.

Образовательная: уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая: развитие творческих способностей и навыков по обследованию пациента, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности, развить речь студентов, самостоятельное мышление, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества студентов, привитие интереса к дисциплине. Умение рационально организовывать учебную деятельность. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса и готовности к работе в лечебно-профилактическом учреждении

Задачи:

  • привитие интереса к избранной профессии;

  • повышение заинтересованности обучающихся в качестве полученных знаний;

  • контроль умений и навыков при выполнении манипуляций по обследованию пациента;

  • освоение профессиональных компетенций по профессиональному модулю ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или)состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля.

  • формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности;

обоснование своей точки зрения.

В результате подготовки и участия в межгрупповом конкурсе у обучающихся будут формироваться следующие компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Междисциплинарный конкурс проводиться среди студентов третьего курса по результатам изучения профессионального модуля ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или)состояниях МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля.

Проверка выполненных заданий проводиться на основании разработанных критерий. По итогам определяется общая сумма баллов, набранная каждой командой. Победителями междисциплинарного конкурса является команда, набравшая наибольшее количество баллов.

План проведения междисциплинарного конкурса:

  • Вступительное слово.

  • 1 этап: Сестринская помощь при диабетической стопе: «Наша игра».

  • 2 этап: «Оказание сестринской помощи при диабетической стопе».

  • Подведение итогов.

  • Награждение победителей и участников викторины

Викторину оценивают компетентное жюри.

Начало междисциплинарного конкурса.

Преподаватель:

  • Вступительное слово.

  • Представление участников междисциплинарного конкурса.

  • Условия проведения.

Добрый день, уважаемые коллеги и студенты!

Сегодня мы проводим междисциплинарный конкурс на тему: «Сестринская помощь при диабетической стопе» по профессиональному модулю ПМ02. МДК 02.01. «Сестринская помощь в терапии», «Сестринская помощь в хирургии».

Безусловно, комплекс знаний, навыков, опыта, приобретаемых в процессе обучения, очень важен. Важно и умение будущего специалиста реализовать весь этот комплекс профессиональной деятельности.

Основой междисциплинарного конкурса является команда студентов, члены которой входят в её состав по желанию, стремятся узнать новое и показать свои знания. Конкурс проводиться между студентами 31, 32, 33, 34 групп.

Представляем вам членов жюри:

Дорогие участники, уважаемое жюри и болельщики наш междисциплинарный конкурс будет проходить в 2 этапа.

И так, междисциплинарный конкурс по теме: «Сестринская помощь при диабетической стопе» начинается. Дорогие участники приглашаем Вас. Разрешите представить Вас уважаемому жюри и болельщикам:

1 команда 31 группы:

2 команда 32группы:

3 команда 33группы:

4 команда 34группы:

Рекомендации

для участников междисциплинарного конкурса:

«Наша игра»

Уважаемый студент!

Подробно изучив тему 6 семестра «Сестринская помощь при сахарном диабете» и методический материал для подготовки к конкурсу, Вы узнали много по сестринской помощи при диабете и его грозном осложнении: диабетическая стопа. Узнали новую терминологию, повторили изученную ранее тему, научились:

  • понимать механизм развития и клиническое проявление осложнения сахарного диабета: диабетическая стопа;

  • принципы сестринского ухода при диабетической стопе;

  • систематизировать свои знания по теме.

В результате выполнения задания по изучению вопросов, выданных для подготовки к конкурсу (самостоятельная внеаудиторная работа) Вы смогли не только повторить, но и закрепить полученные ранее знания и Вы достигли желаемого успеха и стали участником междисциплинарного конкурса. Для того, чтобы участвовать в конкурсе Вы должны знать правила игры. Познакомьтесь с ними. Ваша задача - быстро и правильно отвечать на вопросы каждого раунда, и зарабатывать, как можно больше баллов. Вопросы для команд конкурса будут появляться на экране, их зачитает вслух ведущий, и Вы должны быстро поднять табличку для ответа. Отвечать на него будет та команда, которая после музыкального сигнала, через 5 сек. первой подняла табличку.

В начале игры у каждой команды будет нулевой счет. Обратите внимание! После истечения времени на раздумье (5 сек) звучит музыкальный гонг и Вы обязаны дать ответ.

«Наша игра» состоит из двух разделов: сестринская помощь при диабетической стопе и профилактика диабетической стопы. Каждый из основных раундов в этих разделах содержит 4 варианта по 5 вопросов. Каждый вопрос имеет свою бальную стоимость от 10 до 50 баллов.

Максимально - 400 баллов.

Обратите внимание!

Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Вопросы по уровню сложности рассчитаны на средний базовый уровень подготовки студентов.

В случае правильного ответа баллы начисляют на счёт команды, игроки команды получает право выбрать следующий вопрос. В случае не верного ответа очки снимают со счёта отвечавшей команды. В этом случае другая команда имеет право поднять табличку и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Правила ответа те же. Если в течение пяти секунд на вопрос никто не ответил, то ведущий задает его студентам в зале.

Таким образом, студентам группы поддержки предоставляется право в процессе игры накопить баллы для своей команды. Если правильного ответа не прозвучало, то ведущий озвучивает правильный ответ. Следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала предыдущий вопрос.

За каждый вопрос студент из зала получит призовые фишки стоимости вопроса.

Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы или пока не истечёт отведённое на него время (15 минут).

В момент завершения раунда (перед выбором очередного вопроса) звучит музыкальный гонг, означающий конец раунда.

Фиксирование (не учет!) баллов Вы будете вести самостоятельно, зачеркивая в счетной таблице баллов (см. приложение № 8) вопросы, которые уже прозвучали.

Если Вам достался вопрос «Аукцион», то в соответствующей графе дополнительно запишите букву «А», то Вы должны «торговаться» за него, и в результате он достанется тому, кто сделал наибольшую ставку.

Ставки кратны 10 баллам, не должны быть ниже начальной стоимости вопроса и не должны превышать суммы у Вас на счету (это правило работает и в финальном раунде), а ва-банк (ставка, при которой Вы можете поставить на кон все имеющиеся у Вас баллы) перебивается только большим ва-банком.

Начинает делать ставку команда, выбравшая «Вопрос-аукцион». Если сумма баллов у неё на счету меньше начальной стоимости вопроса, она может играть только на эту стоимость. Вторая команда может повысить ставку, тем самым перебивая ставку первой команды. Далее спрашивают - по кругу (то есть, снова возвращаются к тому, кто открыл вопрос). Любая команда в любой момент, кроме самой первой ставки, может сказать «Пас» и выбыть из торгов. Либо же ставка другой команды превысит их счёт, и команда говорит «Пас» автоматически. Если у команд суммы равны, команду выбирает ведущий.

Если Вам достался вопрос «Кот в мешке», то в соответствующей бальной графе дополнительно запишите букву «К» и этот вопрос Вы обязаны передать его сопернику. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой «подбросили» «Кота». Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к не верному ответу и снятию того количества баллов, которое соответствовало вопросу.

Если Вы открыли «Блиц-опрос», то Вы и будете отвечать на этот вопрос. Исходная стоимость вопроса удваивается, однако, в случае не правильного ответа Вы потеряете заявленные баллы. Если Вы не может ответить на «Блиц-опрос», то на этот вопрос может ответить любой игрок, первым поднявшим табличку.

После завершения каждого раунда звучит музыкальный гонг, в перерыве - песни о сестринском уходе, о медсестре и игра с залом! Итак, Вы дошли до финала! Будьте внимательны!

Желаю успеха

СПИСОК УЧАСТНИКОВ МЕЖГРУППОВОГО КОНКУРСА

Организаторы конкурса:

  1. Преподаватель: Лагутова Галина Дмитриевна, Судоплатова Евгения Эдуардовна.

  2. Конкурсанты:

  1. Студенты 31 мс/о группы

  2. Студенты 32 мс/о группы

  3. Студенты 33 мс/о группы

  4. Студенты 34 мс/о группы

Ведущие:

  1. Преподаватель

  2. Студент

Технический исполнитель: (работа с компьютером)

  1. Студент

Эксперты игры:

  1. Преподаватели профессиональных модулей

Счетная комиссия:

  1. Председатель счетной комиссии – преподаватель математики.

  2. Члены счетной комиссии: - студенты

Помощники:

  1. Студент, фиксирующий студентов из зала, первых поднявших руку для ответа

  2. Студент раздающий призовые фишки студентам в зале, давшим правильный ответ


ХОД КОНКУРСА «Наша игра»


мин

Содержание действий

1.Ведущий конкурса

1

Предоставляет слово преподавателю.

2.Вступительное слово преподавателя

Озвучивает название конкурса, «Наша игра» и главные цели этого мероприятия (оценка выживаемости знаний, вовлечение в творческий процесс как можно больше студентов, развитие воображения и творческих идей, подготовка студентов к сдаче квалификационного экзамена по ПМ04);

3.Ведущий конкурса

2

Представляет:

  • членов жюри;

  • членов счетной комиссии;

  • знакомит с общими правилами игры;

  • творческого и технического исполнителя;

  • участников конкурса (студентов из групп);

  • ведущих конкурса;

4.Ведущий конкурса знакомит с конкретными правилами игры


10

Знакомит аудиторию с правилами игры:

  • игра состоит из 2 заданий, охватывающих изученную в 4-5 семестрах тему: - трёх основных раундов « Наша игра».

Каждый из основных раундов первого задания содержит вопросы, которые имеет свою бальную стоимость:

  • за ответ на первый вопрос раунда студент получает десять баллов,

  • за ответ на второй вопрос - сорок баллов и т. д. соответственно.

Максимально – пятьдесят баллов.

Второе задание это алгоритм неотложной помощи при заболеваниях органов дыхания по жребию.

5.Реализация сценария

50

Ведущий озвучивает каждый вопрос первого этапа «Наша игра», получает ответ и констатирует правильный или неправильный ответ.

Озвучивает правила выполнения 2 этапа.

6.Перерыв между раундами «Наша игра» и 2 этапом.

15

Музыкальная пауза.

Счетная комиссия подсчитывает полученные командами баллы.

7.Председатель

счетной комиссии

2

Объявляет количество баллов.

8.Ведущий

3

Благодарит участников конкурса, всех приглашенных.

Общее время игры - 1,5 часа (90 мин)

I этап «Наша игра»

Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Ну, вот с условиями, конкурса вы ознакомились.

Итак, конкурс начинается, удачи вам, дорогие студенты.

Выступление команд.

Для определения очереди выступления проведем жеребьевку? (вытягивают номер) - 1, 2, 3,4.

Первой выступает команда:

Второй выступает команда:

Третьей выступает команда:

Четвертой выступает команда:

1.«Наша игра» по теме:

«Сестринская помощь при диабетической стопе »

Конкурс оценивается от 0 до 5 баллов.

Диабетическая стопа: вопросы и ответы.

1 Определение «диабетическая стопа» - инфекция, язва и/или деструкция глубоких тканей, связанная с неврологическими нарушениями и снижением магистрального кровотока в артериях нижних конечностей различной степени тяжести».

2. Диабетическая ангиопатия (ДАП) — это генерализованное поражение кровеносных сосудов при сахарном диабете, распространяющаяся на мелкие сосуды (микроангиопатия) и на сосуды среднего и крупного калибра (макроангиопатия).

3.Нейропатическая инфицированная стопа - это наличие длительного диабетического анамнеза, других поздних осложнений диабета, отсутствие болевого синдрома, обычная окраска и температура кожных покровов, сохраненная пульсация на артериях стоп, снижение всех видов периферической чувствительности.

4.Ишемическая гангренозная стопа -это выраженный болевой синдром, бледность кожных покровов и снижение их температуры, резкое снижение пульсации на артериях стоп с сохраненной чувствительностью.

5.Смешанная форма (нейро-ишемическая) это сочетание симптомов ангиопатии и нейропатии.

6. Диабетическая стопа степени 0 - кожные покровы интактны, могут быть костные деформации, группа риска развития синдрома диабетической стопы.

7.Диабетическая стопа степень 1 - поверхностная язва

8. Диабетическая стопа степень 2 - глубокая язва, проникающая в сухожилия, кость, сустав

9. Диабетическая стопа степень 3 - остеомиелит или глубокий абсцесс

10.Диабетическая стопа степень 4 - локализованная гангрена

11.Диабетическая стопа степень 5- распространенная гангрена, требующая большой ампутации.

12. Осложнения диабетической дистальной полинейропатии – нейроостеоартропатия, нейропатические язвы стоп.

13. Для болевой диабетической дистальной полинейропатии типично - колюще-режущие боли, поражение по типу носков.

14. Для болевой диабетической полинейропатии характерно - дистальная локализация симптомов, сопутствующие микрососудистые осложнения сахарного диабета, усиление симптоматики вечером и ночью.

15.Для диабетической дистальной полинейропатии характерны-

зябкость стоп, парестезии, симптом «простыни»

16. Для нейропатической боли типично - возникновение и/или усиление вечером и ночью, нарушения сна из-за болей, ослабление при ходьбе

17. Для оценки выраженности болевого синдрома при болевой диабетической полинейропатии применяется - ВАШ (визуально-аналоговая шкала боли), опросник NSS

18. Для периферической диабетической полинейропатии характерно - болезненность стоп при давлении на них, наличие боли в кистях и стопах по типу перчаток и носков, снижение температурной, болевой и вибрационной чувствительности конечностей

19. Для подтверждения диагноза диабетической дистальной полинейропатии в клинической практике используется- биопсия кожи с оценкой плотности нервных окончаний, конфокальная корнеальная микроскопия, электронейромиография

20. К целям лечения болевой диабетической дистальной полинейропатии относятся - сохранение социальной активности, улучшение качества жизни, улучшение сна.


«Наша игра» по теме: «Сестринская помощь при диабетической стопе».

Конкурс оценивается от 0 до 5 баллов.

Профилактика диабетической стопы: вопросы и ответы

1.Что делать при порезах, ссадинах или потертостях на ногах?

Промыть рану раствором перекиси водорода, фурацилина или диоксидина. Наложить на рану стерильную повязку или специальную салфетку (но не пластырь!) типа Колетекс. Зафиксировать повязку бинтом. Не применять: спирт, йод, марганцовку и зеленку, которые дубят кожу и замедляют заживление.

2.Какая мазь лучше всего подходит для заживления ран?

Мази – затрудняют отток отделяемого и создают среду для размножения бактерий, поэтому применяют современные перевязочные материалы — салфетки с повышенной впитывающей способностью и коллагеновые губки для заполнения раны.

3.Если ранка не заживает, к кому обращаться: к эндокринологу или хирургу?

Обращаться лучше всего — в специализированный кабинет «Диабетическая стопа».

4.Что делать с трещинами на пятках?

Обрабатывать кожу пемзой, чтобы она не была утолщенной, и смазывать жирным кремом (чтобы не была сухой).

5.Обязательно ли удалять мозоли?

Да, мозоль создает повышенное давление на кожу и может превратиться в трофическую язву.

6.Если мозоли чернеют?

Значит под мозолью образовалось кровоизлияние (гематома). Срочно обратиться к врачу! (возможно нагноение). Если нет — мозоль следует за несколько сеансов удалить пемзой.

7.Вскрывать ли водяные мозоли (пузыри)?

Нужно аккуратно проколоть пузырь стерильной иглой и выпустить жидкость, а затем наложить стерильную повязку. Покрышку пузыря не срезайте. До заживления как можно меньше ходите (оставайтесь дома и не выходите на улицу). Не надевайте обувь, которая натерла ногу!

8.Что делать, если пузырь вскрылся, и обнажилось его дно?

Промыть, лучше — диоксидином или фурацилином и наложить стерильную повязку или салфетку типа Колетекс.

9.Можно ли обрезать ногти или их надо только подпиливать?

Подрезать ногти можно тем, у кого сохранены чувствительность ног и хорошее зрение.

10.Если ногти утолщаются (или растут вверх), что делать ?

Обычно это грибковое поражение ногтей. Грибок можно излечить, но это достаточно сложно. Ногтю нужно придать нормальную форму. С помощью пилки для ногтей его надо стачивать сверху, оставив лишь 1-2 мм толщины . Иначе при ходьбе ноготь будет давить на палец и вызовет язву.

11.Если ноготь врастает?

Единственный способ – дать уголку ногтя вырасти, чтобы он не травмировал кожу и подложить под него тонкий жгутик из ваты.

12.Как правильно вытирать ноги?

Во-первых, не растирая, а промокая (иначе можно повредить кожу). Во-вторых, тщательно просушивая (а при избыточной влажности присыпая тальком) все межпальцевые промежутки (при повышенной влажности там может появиться грибок).

13.Как проверить, правильно ли подобраны туфли по размеру?

Надо поставить ногу на лист плотной бумаги, обвести по контуру и вырезать стельку — отпечаток подошвы, вложить эту стельку в обувь. Если она где-то загнулась — значит, там обувь будет сильно давить и вызовет образование мозоли или потертости.

14.Можно ли носить лечебные стельки с выступами (пупырышками)?

Нельзя, т.к. при диабете выступы за счет точечного давления на кожу вызывают пролежни и трофические язвы.

15.Сколько нужно ходить?

Пешие прогулки полезны, но есть некоторые исключения.

Во-первых, обувь должна быть правильно подобрана. Во-вторых, при отеках на ногах, быстром образовании мозолей и тем более свежих потертостях ходьба ухудшает состояние ног. В этих случаях ходьбу надо ограничить.

16.Что делать, если при ходьбе болят подошвы стоп?

Нужно посмотреть, нет ли там мозолей или трещин (в таком случае действовать по вышеописанным правилам). Если кожа не повреждена, уменьшают нагрузку на стопу с помощью мягкой стельки (войлочной или специально изготовленной ортопедической стельки), уменьшают высоту каблука.

17.Почему опасно ходить в баню?

Во-первых, в бане легко заразиться грибковой инфекцией. Во-вторых, при диабете часто снижается чувствительность ног, в том числе температурная. Так можно легко обжечь ноги (о горячий пол, каменку и т.п.) и даже не почувствовать этого.

18.Что делать, если резинка от носков врезается в кожу?

Такое сдавливание ноги наносит большой вред. Нужно надрезать резинку или взять маленькие ножницы и разрезать часть нитей резинки.

19.Может ли натирать обувь, если она на 2 размера больше?

Может. Для обуви важен не только размер, но также полнота и ширина. Обувь может также натереть, если загнулась стелька, и если она слишком велика и болтается на ноге, и если носки слишком велики и собираются в складки.

20. Не противопоказаны ли при диабете операции на ногах ?

Противопоказания определяются хирургом, перед проведением операции необходимо достичь стойкой нормализации уровня сахара.

Образец викторины «сестринская помощь при диабетической стопе»


II – этап:

« Оказание сестринской помощи при диабетической стопе»


Приложение №1

Определение уровня глюкозы в крови экспресс - методом


Условие: Определение уровня глюкозы в крови экспресс - методом в процедурном кабинете медицинской организации. Пациент способен выполнять указания медицинской сестры.


п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении

Да/нет

Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозначить свою роль)

Сказать


Идентифицировать пациента (попросить пациента представиться, чтобы сверить с мед.документацией)

Сказать


Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. Объяснить ход и цель процедуры.

Выполнить/

Сказать


Предложить или помочь пациенту занять удобное положение, сидя на кушетке

Сказать


Проверить срок годности тест- полосок и игл для ланцета

Выполнить /

Сказать



Проверить герметичность упаковки и срок годности одноразовых спиртовых салфеток

Выполнить /

Сказать



Выложить на манипуляционный стол расходные материалы и инструменты

Выполнить


Надеть средства защиты (маску одноразовую

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом

Сказать


Открыть пенал или вскрыть пакет, извлечь из него тест-полоску, плотно закрыть крышкой.

Выполнить /

Сказать


Тест-полоску вставить в отверстие глюкометра до появления легкого щелчка.

Выполнить /

Сказать


На дисплее появляется код, который должен быть идентичен коду, нанесенному на тубус с тест-полосками.

Выполнить /

Сказать


Вставить иглу в автоматический ланцет

Выполнить /

Сказать


Надеть нестерильные перчатки

Выполнить


Выбрать и осмотреть предполагаемое место прокола( подушечка безымянного пальца руки)

Выполнить /

Сказать


Обработать двукратно выбранное место спиртовыми салфетками

Выполнить


Использованные спиртовые салфетки поместить в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить




Дождаться полного высыхания места прокола

Сказать


Взять автоматический ланцет в доминантную руку, проколоть кожу путем нажатия на кнопку ланцета

Выполнить


Первую каплю крови снять сухой асептической салфеткой

Выполнить


Выдавить каплю крови на цветное поле тест-полоски

Сказать


Дождаться появление результата на дисплее прибора

Сказать


Взять спиртовую салфетку прижать ее к месту прокола кожи

Выполнить


Попросить пациента держать спиртовую салфетку на месте прокола кожи

Сказать


Извлечь тест-полоску из прибора

Выполнить


Поместить использованную тест-полоску в контейнер отходов касса «Б»

Выполнить


Извлечь иглу из автоматического ланцета

Выполнить


Поместить использованную иглу в не прокалываемый контейнер отходов касса «Б»

Выполнить


Убедиться в отсутствии наружного кровотечения в области прокола кожи

Сказать


Поместить использованную спиртовую салфетку в емкость для отходов класса «Б»

Сказать


Уточнить у пациента о его самочувствии

Сказать


Обработать манипуляционный столик дезинфицирующим раствором

Сказать


Снять средства защиты (последовательно: перчатки, маску) и поместить их в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом

Сказать


Сделать запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений Истории болезни

Сказать



Приложение №2

Подкожное введение инсулина

Условие практического задания: Подкожное введение инсулина в процедурном кабинете

п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении

Да/нет

Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозначить свою роль)

Сказать


Идентифицировать пациента (попросить пациента представиться, чтобы сверить с мед. документацией)

Сказать


Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. Объяснить ход и цель процедуры.

Выполнить/

Сказать


Предложить или помочь пациенту занять удобное положение (лёжа или сидя)

Выполнить/

Сказать


Проверить пригодность используемых расходных материалов (герметичность упаковки и срок годности одноразового шприца, герметичность упаковки и срок годности одноразовых салфеток)

Выполнить/

Сказать


Взять упаковку с лекарственным препаратом, сверить его наименование, проверить дозировку и срок годности

Выполнить/

Сказать


Выложить на манипуляционный стол расходные материалы и инструменты

Выполнить


Надеть средства защиты (маску одноразовую)

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком)

Выполнить


Надеть нестерильные перчатки

Выполнить


Подготовить шприц с иглой


Выполнить


Вскрыть поочередно 3 стерильные упаковки с салфетками не вынимая из упаковки оставить на манипуляционном столе

Выполнить


Прочитать на флаконе название препарата и дозировку;

Подогреть флакончик с инсулином до температуры 36-37 градусов.

Вскрыть крышку флакончика, прикрывающую резиновую пробку. Протереть резиновую пробку салфеткой со спиртом двукратно, отставить флакончик в сторону, дать высохнуть спирту.



Выполнить


Помочь пациенту занять удобное положение


Выполнить


Набрать в шприц заданную дозу инсулина в ЕД из флакончика и дополнительно набрать 1-2 ЕД инсулина, надеть колпачок.


Выполнить


Подготовить место к инъекции:

- выбрать и осмотреть предполагаемое место инъекции ;

- обработать двукратно место инъекции спиртовыми салфетками и дать спирту высохнуть;

- использованные спиртовые салфетки поместить в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить


Собрать кожу одной рукой в складку треугольной формы основанием вниз, взять шприц другой рукой

Выполнить


Ввести иглу быстрым движением правой руки по углом 45°, потянуть поршень на себя, чтобы убедиться, что игла не в сосуде

Выполнить


Освободить левую руку, отпустив складку

Выполнить


Медленно ввести лекарственный препарат в подкожную жировую клетчатку

Выполнить


Прижать сухую салфетку к месту инъекции и быстрым движением извлечь иглу

Выполнить


Поместить салфетку, использованную при инъекции, в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить


Шприц в неразобранном виде поместить в емкость для отходов класса «Б», а упаковку от него в емкость для отходов класса «А»

Выполнить


Снять средства защиты (последовательно: перчатки, маску) и поместить их в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом (кожным антисептиком)

Выполнить


Уточнить у пациента о его самочувствии и предупредить что он должен поесть в течении 30 минут

Выполнить/

Сказать


Сделать соответствующую запись о результатах процедуры в медицинской документации

Выполнить/

Сказать



Приложение №3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ практического задания «Возвращающаяся повязка на культю»

Условие: Наложение повязки на культю нижней конечности в перевязочном кабинете медицинской организации. Пациент расположен на кушетке в положении лежа на спине. Пациент способен выполнять указания медицинской сестры. Руки медицинской сестры обработаны гигиеническим способом, индивидуальные средства защиты (медицинский халат, шапочка, перчатки нестерильные, маска медицинская, очки медицинские защитные).


п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнени

Да/нет

Установить контакт с пациентом (поздороваться, представиться, обозначить свою роль)

Сказать

«Здравствуйте!»

«Меня зовут _______________ (ФИО)»

«Вам назначена процедура

наложение повязки на культю нижней конечности »


Идентифицировать пациента (попросить пациента представиться, чтобы сверить с мед.документацией)

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста»


Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. Объяснить ход и цель процедуры.

Выполнить/

Сказать

«У Вас нет возражений на выполнение данной процедуры?»

проговорить «возражений пациента на выполнение процедуры нет»


Предложить или помочь пациенту занять удобное положение, лежа на спине

Сказать

«Займите, пожалуйста, удобное положение, лежа на спине»


Проверить герметичность упаковки и срок годности одноразового бинта

Выполнить /

Сказать

«Упаковка расходных материалов не нарушена, срок годности соответствует сроку хранения»


Выложить на манипуляционный стол расходные материалы и инструменты

Выполнить


Надеть средства защиты (маску одноразовую, защитные медицинские очки)

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

«Руки обработаны гигиеническим способом и кожным антисептиком»


Надеть перчатки

Выполнить


Вскрыть упаковку одноразового бинта шириной 20 см

Выполнить


Вскрытую упаковку бинта поместить в непрокалываемый контейнер для отходов класса «А»

Выполнить


Взять начало бинта в левую руку, головку бинта – в правую, бинтовать слева направо

Выполнить


Сделать 2 закрепляющих тура бинта, вокруг конечности выше конца культи,

Выполнить


Перегнуть бинт под прямым углом, и вести в продольном направлении по культе.

Выполнить


Обогнуть конец культи, провести по задней поверхности и у основания сделать перегиб (правой рукой бинтовать, левой – придерживать конечность и туры бинта)

Выполнить


Закрепить перегибы спереди и с сзади круговым ходом бинта

Выполнить


Повторить те же туры бинта, до тех пор, пока вся культя не будет закрыта.

Выполнить


Закрепить повязку двумя закрепляющими турами вокруг

Выполнить


Снять средства защиты (последовательно: перчатки, очки,маску) и поместить их в емкость для отходов класса «Б»

Выполнить


Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

«Руки обработаны гигиеническим способом и кожным антисептиком»


Уточнить у пациента о его самочувствии

Сказать

«Уточнить у пациента о его самочувствии»


Сделать запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений Истории болезни

Выполнить




  • Максимально возможное количество набранных баллов–22 балл

  • Пороговое значение набранных баллов для оценки «сдано»–15 баллов и более.


Наложение повязки на культю.




Оснащение рабочего места для выполнения практического задания


  1. Фантом культи нижней конечности – 1 шт.

  2. Кушетка медицинская – 1 шт.

  3. Манипуляционный стол – 1 шт.

  4. Бинт, шириной 20 см – 2шт

  5. Ножницы

  6. Маска одноразовая

  7. Очки защитные медицинские

  8. Перчатки медицинские нестерильные

  9. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б», желтого цвета.

  10. Емкость для медицинских отходов класса «Б».

  11. Емкость для медицинских отходов класса «А»; любого цвета, кроме желтого и красного – 1 шт.

  12. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного – 1 шт. и более (замена по необходимости).

  13. Ручка шариковая для заполнения Листа назначения.

  14. Стол для размещения вышеуказанного оснащения – 1 шт.

  15. Формы медицинской документации:

Заполненные разделы истории болезни: паспортная часть и лист назначения на вымышленного пациента.


Приложение №4

Блок учебной информации

Тема: «Сестринская помощь при диабетической стопе»


Одним из серьезных осложнений сахарного диабета, является синдром диабетической стопы, которым поражены около 8-10 % больных сахарным диабетом, а 40-50 % из них могут быть отнесены в группы риска. В 10 раз чаще синдром диабетической стопы развивается у лиц со вторым типом сахарного диабета. По меньшей мере, у 47 % больных лечение начинается позднее возможного. Язвенные дефекты являются наиболее частым проявлением. Исходом язвенного поражения стоп является ампутация конечностей на уровне стопы, а нередко – на уровне бедра, увеличивающие смертность больных в 2 раза и повышающие дальнейшую стоимость лечения и реабилитации больных в 3 раза.

Несмотря на наличие разработанных протоколов и стандартов помощи, желаемой высокой эффективности лечения язв при диабетической стопе в настоящее время достичь не удается. Лечение в большинстве случаев остается длительным, дорогостоящим, трудоемким.

Наличие долго незаживающих язв сказывается на эмоциональном состоянии пациентов, вызывая чувство страха, гнев, снижение самооценки и в итоге социальную изоляцию. Пациентам с диабетической стопой необходима специализированная помощь, с правильным подбором ухода и медицинскими средствами. Совершенствование тактики диагностики, диспансеризации, лечения больных позволяют снизить частоту ампутаций у больных на 43-85 %.

Таким образом, осложнение сахарного диабета: диабетическая стопа, является актуальной в связи с высокой частотой ампутаций при поражении стоп у больных сахарным диабетом и необходимостью профилактики развития гнойно-некротических процессов, которые являются основной причиной инвалидизации и смерти пациентов. Для того, чтобы предупреждать развитие осложнений необходимо знать причины их возникновения. Особый интерес представляет определение значимости социальных и гигиенических факторов риска в возникновении и течении сахарного диабета, профилактических мероприятий и стандартизированный алгоритм технологий сестринского ухода.

Диабетическая стопа – инфекция, язва и/или деструкция глубоких тканей, связанные с неврологическими патологическими изменениями и ухудшением магистрального кровообращения в артериях нижних конечностей различной степени тяжести.

Патогенез представлен на схеме 1: дистальная нейропатия, микроангиопатия, артропатия, остеопороз и нарушение магистрального кровотока в сосудах нижних конечностях.

Схема 1. Патогенез синдрома диабетической стопы

Группы риска пациентов развития синдрома диабетической стопы:

  • пациенты с нарушением периферической чувствительности любого генеза;

  • лица с окклюзирующими заболеваниями периферических артерий;

  • больные с деформациями стоп любого генеза;

  • одинокие пациенты и лица старческого возраста;

  • больные с гипертонией;

  • злоупотребляющие алкоголем и табаком.

В 1991 г. в Голландии была принята классификация СДС, согласно которой выделяют три вида диабетической стопы, в зависимости от преобладания нейропатических изменений или нарушений периферического кровотока:

  • нейропатическая – поражение нервных тканей;

  • ишемическая – поражается кровоток;

  • нейроишемическая – проявляются признаки как нейропатической и ишемической формы. Самая тяжелая форма, которая не поддается терапии.

форма диабетической стопы наблюдается у большинства пациентов.

Клинические проявления нейропатической формы отражают поражение нервов при сохранном кровообращении в тканях. Выделяют три клинических варианта нейропатической стопы:

  • нейропатическая язва;

  • остеоартропатия;

  • нейропатический отек.

Нейропатическая язва развивается в местах интенсивного механического воздействия на кожу стопы, максимального приложения веса: на подошвенной поверхности, в межпальцевых промежутках. Сначала на этих участках появляются гиперкератоз, омозолелости, которые под воздействием механического раздражения мягких тканей преобразуются в язвенный дефект, что можно рассмотреть на рисунке 1.

Рисунок 1. Нейропатическая язва

Язва имеет округлую или овальную форму с омозолелыми краями. Может быть прикрыта остатками утолщенной кожи разрушенного натоптыша. Окружена неизменной кожей, локальный воспалительный процесс слабо выражен.

Язвенный дефект инфицируется бактериями, что приводит к распространению зоны некроза на обширные участки мягких тканей стопы. Боли при этом отсутствуют или незначительные из-за прогрессирующего поражения нервов. Кожа сухая на ощупь из-за атрофии потовых желез.

Диабетическая остеоартропатия (стопа Шарко) – является редкой, но тяжелой формой синдрома диабетической стопы. Проявляется: остеопорозом, плоскостопием, появлением подвывихов, дислокацией, костной резорбцией и фрагментацией, патологической подвижностью суставов, спонтанными внутрисуставными переломами. Первыми клиническими проявлениями являются отечность, гиперемия и местная гиперемия стопы. Важно знать, что вследствие наличия у пациентов выраженной диабетической нейропатии и значительного снижения периферической чувствительности, болевой синдром может отсутствовать, также возможно наличие неприятных ощущений при нагрузке на конечность (чувство «хруста» в стопе), температура тела не повышается. Внешне стопа приобретает кубическую форму или форму качалки. В ряде случаев выделяют в отдельную форму диабетической стопы – нейроостеоартропатическую, так как для нее характерна устойчивость к гнойным инфекциям и заживление ран первичным натяжением, что показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Диабетическая остеоартропатия

Нейропатический отек имеет мягко-эластичную или плотноватую консистенцию. Кожа стопы и голени при этом нормальной окраски, теплая на ощупь. Нейропатический отек представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Нейропатический отек

Клинические проявления ишемической формы встречается лишь у 5 – 10% больных. В данном случае главной причиной повреждения тканей стопы является нарушение их кровоснабжения вследствие поражения крупных и мелких кровеносных сосудов. Основной отличительной особенностью ишемической диабетической стопы является сильная боль в области голени или стопы. Боль возникает или усиливается во время ходьбы и ослабевает во время отдыха. Механизм возникновения боли в данном случае объясняется развитием тканевой ишемии, то есть недостаточного кровоснабжения тканей. Кроме того, при нарушении микроциркуляции отмечается накопление в тканях побочных продуктов обмена веществ, которые также способствуют развитию болевого синдрома. Ишемическая форма стопы можно увидеть на рисунке 4.

Рисунок 4. Ишемическая форма

Во время увеличения нагрузки (например, при ходьбе) потребность тканей (особенно мышц) в кислороде увеличивается. Обычно данная потребность восполняется за счет усиления кровотока, однако при поражении кровеносных сосудов ног этот компенсаторный механизм неэффективен, в результате чего развивается ишемия и появляется боль. При прекращении нагрузки потребность мышц в кислороде снижается, вследствие чего боль слегка стихает или вовсе исчезает.

Другими проявлениями ишемической диабетической стопы могут быть:

  1. Бледность кожных покровов. Привычный розоватый оттенок коже придает кровь, находящаяся в мелких кровеносных сосудах (капиллярах). При ишемической форме заболевания приток крови к сосудам стопы снижается, в результате чего кожные покровы будут иметь бледный оттенок.

  2. Снижение температуры кожи. Причиной снижения местной температуры также является нарушение кровоснабжения стопы (к тканям поступает меньшее количество теплой крови, в результате чего они быстрее охлаждаются).

  3. Атрофия (истончение) кожи. Происходит в результате недостаточного поступления питательных веществ и кислорода с кровью. Также может отмечаться выпадение волос в области стопы или голени.

  4. Болезненные язвы. Отличительной особенностью язв при ишемической форме заболевания является выраженная болезненность. Объясняется это тем, что нервные окончания хотя и повреждены, однако все-таки функционируют, в результате чего изъязвление кожи и мягких тканей сопровождается раздражением болевых нервных волокон и появлением болей.

Клинические проявления нейроишемическая формы характеризуется одновременным поражением нервного и сосудистого аппарата стопы. В результате этого могут отмечаться симптомы тканевой ишемии (легкая болезненность, бледность и снижение температуры кожи) и нейропатии (сухость кожных покровов, деформация костей и суставов). Нейроишемическая форма диабетической стопы показана на рисунке 5.

Рисунок 5. Нейроишемичсекая форма

Нейроишемическая диабетическая стопа встречается примерно в 20% случаев и характеризуется быстрым, агрессивным течением. Образующиеся при этом поверхностные язвы быстро прогрессируют, что может в короткие сроки привести к поражению более глубоких тканей (мышц, связок, костей) и стать причиной ампутации конечности.

Стадии развития. Популярна классификация диабетической стопы по Вагнеру, которая показана на рисунке 6.

Рисунок 6. Формы диабетической стопы

Обязательной и весомой частью эффективного лечения синдрома диабетической стопы является уход за больным.

Медицинская помощь пациентам с синдромом диабетической стопы осуществляется на трех этапах:

  • госпитальном;

  • поликлиническом;

  • амбулаторном.

Главным координирующим звеном системы помощи пациентам с синдромом диабетической стопы является кабинет диабетической стопы. В его функции входит:

  • научно-методическое руководство системой помощи больным с синдромом диабетической стопы;

  • контроль выполнения ОСТ ПВБ;

  • специализация кадров;

  • диспансеризация;

  • обучение пациентов;

  • контроль лечения диабета;

  • организация патронажа на дому;

  • медико-социальная адаптация пациентов.

При впервые выявленном сахарном диабете все пациенты направляются эндокринологом на подиатрический осмотр в кабинет диабетической стопы, а при его отсутствии к хирургу поликлиники. В кабинете формулируется диагноз или определяется группа риска синдрома диабетической стопы, с развитием осложнений пациент направляется в профильный стационар. Результат обследования скрининга стопы должен быть введен в инструменты оценки и рекомендуемый план управления, включая информацию о пациенте.

Выбор профиля стационара зависит от выраженности гнойно-некротических поражений. При декомпенсации углеводного обмена и интоксикационном синдроме пациент госпитализируется в отделение реанимации и интенсивной терапии.

При стабильном течении синдрома диабетической стопы больные лечатся амбулаторно. При ограниченной возможности самостоятельного передвижения патронаж на дому осуществляется сестринскими бригадами.

При ежегодном скрининге стоп пациенты должны получать устные и письменные рекомендации по следующим пунктам:

  • как сахарный диабет влияет на их стопы;

  • почему важно проходить скрининг стоп и оценку риска;

  • как ухаживать за стопами и когда необходимо обращаться к специалисту за помощью;

  • что делать в чрезвычайной ситуации?

Функции медицинской сестры при синдроме диабетической стопы:

  • Санитарное просвещение больных, обучение приемам самоконтроля, само- и взаимопомощи, правильному уходу за стопами.

  • Контроль диспансеризации больных синдромом диабетической стопы, планирование посещений врачей – специалистов, диспансеризация на дому для инвалидов со сниженной мобильностью.

  • Выполнение врачебных назначений и процедур на дому, оказание при необходимости неотложной помощи при угрожающих состояниях.

  • Социально-психологическая поддержка больных синдромом диабетической стопы, постановка сестринского диагноза и взаимодействие в ходе сестринского процесса с родными и близкими больного, его работодателями, органами управления здравоохранением и социальной защиты населения.

  • Ведение медицинской документации, участие в заполнении регистра больных с синдромом диабетической стопы и в научной работе, подготовка методических материалов для обучения больных и медицинского персонала.

При уходе за гериатрическими пациентами нужно учитывать степень ограничения мобильности и нуждаемости в постороннем уходе, следует организовывать наблюдение и помощь на дому.

Основные направления в лечении синдрома диабетической стопы:

  • компенсация сахарного диабета;

  • борьба с инфекцией;

  • коррекция ишемии;

  • при наличии язв – полная разгрузка пораженной области.

Основными принципами местного лечения трофических язв нижних конечностей у больных с синдромом диабетической стопы являются:

  • местная обработка язвенного дефекта;

  • обеспечение разгрузки пораженного отдела стопы4

  • использование оптимальной для данной стадии раневого процесса повязки.

Местная обработка язвенного дефекта является важным компонентом в лечении ран и направлена на устранение фибрина, некротически измененных тканей и гиперкератозов по краям раны. В ряде случаев для ускорения очищения раны могут быть использованы повязки, стимулирующие аутолиз.

Все манипуляции должны выполняться в условиях специально оборудованного кабинета («кабинет диабетической стопы») или перевязочной с обеспечением оптимального освещения пораженной зоны и ее доступности для врача и медицинской сестры. Необходимо обеспечить комфортное положение больного на специальном кресле или кушетке, что особенно важно для гериатрических пациентов с сопутствующими поражениями крупных суставов и позвоночника. Для обработки дефекта используются стерильные хирургические инструменты - скальпели, пинцеты, ножницы. Учитывая небольшой размер ран и, зачастую, их труднодоступность (в межпальцевых промежутках), можно рекомендовать для работы инструменты с укороченными браншами и лезвиями (скальпелями). При работе с язвами, возможно использование одноразовых стерильных хирургических инструментов.

Удаление окружающего раневой дефект гиперкератоза может быть выполнено скалером, что значительно сократит время перевязки и позволит добиться оптимального результата. Язва должна быть очищена от некротизированных тканей, сгустков крови, гноя, часто, при первичной обработке, и от инородных тел. В случае, если дефект закрыт плотным струпом или фибриновым налетом, возможно применение мазей, бальзамов и порошков с ферментами и коллагеназной активностью (ируксол, химотрипсин), гипертонических гелей до полного очищения поверхности. Препараты представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Препараты для ухода за стопой

Отличительной чертой нейропатических язв стоп у больных сахарным диабетом являются грубые гиперкератозные края, которые обязательно должны быть обработаны скальпелем.

Сохранение грубого рубцового раневого края будет препятствовать сокращению дефекта кожи и тормозить эпителизацию. После хирургической обработки полость/поверхность трофической язвы должна быть тщательно промыта. С этой целью можно использовать как жидкие антисептики (1% и 0,5% растворы диоксидина, 0,01% раствор Мирамистина, Бетадина и Пронтосана), так и стерильный физиологический раствор. На рисунке 8 представлены препараты, которые используют для промывания язв

Рисунок 8. Группа антисептических препаратов

В первой стадии раневого процесса необходимы атравматичные повязки и губки с высокой впитывающей способностью, позволяющие как можно скорее добиться полного очищения полости или поверхности раны от некротических масс и экссудата. На этом этапе лечения возможно комбинирование общей антибактериальной терапии с местным применением антибиотиков (в виде водорастворимых мазей Левомеколь, Диоксиколь) и протеолитических ферментов (ируксол). Если имеется глубокий раневой дефект небольшого диаметра, вызывающий трудности при механической очистке, желательно использовать препараты в виде порошка, гранул или геля, позволяющие облегчить и ускорить процесс удаления некротизированных тканей и избежать нарушения оттока экссудата.

Смена повязок в фазе экссудации должна проводиться не реже 1 раза в 24 часа, а при большом объеме отделяемого - каждые 8 часов. В этот период необходимо строго контролировать уровень гликемии, так как стойкая гипергликемия создает дополнительные трудности в борьбе с инфекционным процессом и способствует его генерализации.

Во вторую фазу раневого процесса, при купировании инфекции, в случае нейропатической формы синдрома диабетической стопы или другой сочетанной патологии, не связанной с нарушением артериального кровотока, можно переходить к использованию гидроколлоидных повязок, которые позволяют поддерживать оптимальную среду в ране, стимулировать рост грануляций. Эти перевязочные средства абсолютно противопоказаны больным с ишемической формой поражения. Для этой категории пациентов на стадии грануляции можно использовать жидкие антисептики (1% раствор диоксидина, Бетадина) в сочетании с атравматическими повязками. На данном этапе желательно проведение бактериологического контроля раневого отделяемого, так как проводимая антибиотикотерапия может утратить эффективность в связи с выработкой устойчивости микроорганизмов или присоединением другой, чаще микозной, флоры.

В третью фазу возможен перевод пациентов на амбулаторный режим наблюдения, чему способствуют современные гидроколлоидные повязки, смена которых может проводиться каждые 3–5 дней.

Эффективно применение мембраны «Коллост» - это стерильный биопластический коллагеновый материал с полностью сохраненной волокнистой структурой. Являясь эффективным средством местного лечения гнойно-некротических осложнений синдрома диабетической стопы, он способствует росту грануляционной ткани и стимулирует эпителизацию. Использование мембраны «Коллост» эффективно за счет защиты костной ткани от вторичного инфицирования и ускорения процессов репарации. При использовании мембраны не требуется полная санация раны, необходимо только очистить рану от фибрина и некротических тканей. Перевязки можно выполнять через 5–7 дней с увлажнением повязки каждые 2–3 дня без ее смены. При необходимости материал фиксируется узловыми швами. Мембрана представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Мембрана «Коллост»

Существует множество препаратов, которые использую для местного лечения ран на различных стадиях раневого процесса:

Атравматичные повязки: аксина фоам, TenderWet, Atrauman. Препараты представлены на рисунке 10.

Рисунок 10. Атравматичные повязки


Альгинатные повязки: Sorbalgon, Альгипор, представлены на рисунке 11.

Рисунок 11. Альгинатные повязки

Гели: аскина гель, Granugel. Показаны на рисунке 12.

Рисунок 12. Гели

Гидроколлоидные повязки и пасты: Аскина Биофилм, Comfeel Plus Ulcer Dressing, Duoderm их можно рассмотреть на рисунке 13.

Рисунок 13. Гидроколлоидные повязки

Любая повязка должна быть надежно фиксирована на ране, чтобы предотвратить ее сползание во время движения пациента и, при необходимости, покрыта достаточным количеством впитывающего материала (стерильные салфетки), не приводящего к нарушению оксигенации раны и не препятствующего оттоку экссудата. В качестве фиксирующего материала можно использовать, помимо традиционного бинта, гипоаллергенные воздухопроницаемые пластыри.

Методы разгрузки стопы. Механическая нагрузка (вследствие деформации стопы, ношения тесной обуви и часто является фактором, приводящим к образованию трофической язвы. Кроме того, если рана возникла по другой причине (например, в результате ожога), ходьба в большинстве случаев приводит к травматизации раны и делает заживление невозможным. Поэтому обязательное условие скорейшего заживления—полное устранение нагрузки на рану.

Применяемые методы разгрузки зависят от того, какая из приведенных ниже ситуаций имеет место:

1. Если рана располагается не на опорной поверхности (голень, тыл стопы), разгрузочных приспособлений не требуется.

2. Если рана располагается на опорной поверхности (или на любой поверхности пальцев, которые всегда травмируются при ходьбе. «Золотым стандартом» разгрузки конечности является изготовление несъемной разгрузочной повязки из полимерных фиксирующих материалов (Тоtаl Соntасt Саst), позволяющей ходить, а также ежедневно обрабатывать раны через соответствующие отверстия. Разгрузка достигается за счет переноса значительной части веса пациента со стопы на мышцы голени. Несъемная разгрузочная повязка представдена на рисунке 14.

Рисунок 14. Несъемная разгрузочная повязка

В ряде случаев (при нетяжелых поражениях) эффективными в лечении ипоследующей профилактике рецидивов оказываются ортопедические корректоры - при язве на верхушке пальца, связанной с клювовидной деформацией), которые можно изготовить на месте из специального силикона. Используют полубашмаки, пневмоортезы, приспособления air cast которые представдены на рисунке 15.

Рисунок 15. Приспособления для разгрузки конечности

При язвах обеих стоп разгрузку пораженных конечностей выполнить значительно труднее. Два разгрузочных «башмака» пациенту носить не удается. Один из вариантов разгрузки в этом случае - строгий постельный режим. Но такие рекомендации обычно выполняются пациентами с большим трудом. Поэтому постельный режим можно сочетать с ношением разгрузочных повязок на обеих стопах или перемещением на кресле-каталке (в стационаре). Методы, которых следует избегать:

  • применение костылей, трости (разгрузка часто оказывается неполной, а также повышается нагрузка на другую стопу);

  • простое ограничение ходьбы («домашний режим»). При ранах на опорной поверхности (или между пальцами) этот метод не обеспечивает полноценную разгрузку, и рана либо не заживает, либо заживает слишком долго (2–3 месяца и более).

Таким образом, работа кабинета «Диабетическая стопа» направлена на скрининг позднего сосудистого синдрома со стороны нижних конечностей и динамическое наблюдение за пациентами с синдромом диабетической стопы, междисциплинарное взаимодействие с врачами и средним медицинским персоналом, активную организационно-методическую работу, все вышеперечисленные принципы позволяет снизить количество ампутаций у пациентов с сахарным диабетом.

Приложение №5

Тесты: «Сестринская помощь при диабетической стопе»

1. Тест толерантности к глюкозе проводится при диагностике

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипотиреоза

b) [ ] скрытого сахарного диабета

c) [ ] явного сахарного диабета

d) [ ] фенилкетонурии


2. При гипогликемической коме у пациента в выдыхаемом воздухе медсестра определяет

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] запах алкоголя

b) [ ] запах аммиака

c) [ ] запах ацетона

d) [ ] отсутствие запаха


3. При гипогликемической коме кожные покровы пациента

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] влажные

b) [ ] гиперемированные

c) [ ] желтушные

d) [ ] сухие


4. Заболевание, при котором суточный диурез может составить 5 литров

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипотиреоз

b) [ ] диффузный токсический зоб

c) [ ] сахарный диабет

d) [ ] эндемический зоб


5. Основные симптомы гипогликемического состояния

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] боли в области сердца, одышка

b) [ ] одышка, сухой кашель

c) [ ] отеки, головная боль

d) [ ] чувство голода, потливость


6. Симптомы сахарного диабета

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] жажда, кожный зуд

b) [ ] отёки, боли в пояснице

c) [ ] сухой кашель, одышка

d) [ ] снижение памяти, запоры


7. При лечении сахарного диабета I типа используется

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] букарбан

b) [ ] актрапид

c) [ ] манинил

d) [ ] диформин


8. При лечении сахарного диабета II типа используется

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] амарил

b) [ ] инсулин

c) [ ] хомофан

d) [ ] хоморап


9. При лечении пациента с сахарным диабетом I типа без сопутствующего ожирения медсестра рекомендует диету

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] вариант с повышенным содержанием белка

b) [ ] вариант с пониженным содержанием белка

c) [ ] вариант с пониженной калорийностью

d) [ ] основной вариант стандартной


10. Независимое сестринское вмешательство при гипогликемическом состоянии

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] введение дибазола

b) [ ] введение инсулина

c) [ ] напоить сладким чаем

d) [ ] напоить отваром шиповника


11. Зависимое сестринское вмешательство при гипогликемической коме - введение

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] инсулина

b) [ ] глюкозы

c) [ ] морфина

d) [ ] нитроглицерина


12. Высокая относительная плотность мочи при сахарном диабете обусловлена появлением в ней

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] белка

b) [ ] глюкозы

c) [ ] билирубина

d) [ ] лейкоцитов


13. Гликемический и глюкозурический профиль используют для оценки эффективности терапии при

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипотиреозе

b) [ ] эндемическом зобе

c) [ ] диффузном токсическом зобе

d) [ ] сахарном диабете


14. Нормальные показатели глюкозы в крови натощак (ммоль/л)

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] 1,1-2,2

b) [ ] 2,2-3,3

c) [ ] 3,3-5,5

d) [ ] 6,6-8,8


15. При сахарном диабете в анализе мочи отмечается

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] бактериурия

b) [ ] глюкозурия

c) [ ] фосфатурия

d) [ ] пиурия


16. При сахарном диабете в анализе крови отмечается

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гиперпротеинемия

b) [ ] гипопротеинемия

c) [ ] гипергликемия

d) [ ] гипербилирубинемия


17. Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] потеря зрения

b) [ ] остеопороз

c) [ ] легочное кровотечение

d) [ ] печеночная кома

18. Зависимое сестринское вмешательство при кетоацидотической коме – введение

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] инсулина, хлорида калия

b) [ ] клофелина, пентамина

c) [ ] папаверина, дибазола

d) [ ] морфина, гепарина


19. При кетоацидотической коме у пациента медсестра определяет в выдыхаемом воздухе

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] запах алкоголя

b) [ ] запах аммиака

c) [ ] запах ацетона

d) [ ] отсутствие запаха


20. Осложнение сахарного диабета

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] кетоацидотическая кома

b) [ ] гипертонический криз

c) [ ] отек легких

d) [ ] легочное кровотечение


21. При кетоацидотической коме кожные покровы пациента

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] влажные

b) [ ] гиперемированные

c) [ ] желтушные

d) [ ] сухие


22. Для диагностики диабетической ретинопатии у детей необходима консультация

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гематолога

b) [ ] окулиста

c) [ ] хирурга

d) [ ] фтизиатра


23. Для определения уровня глюкозы в крови следует направить в лабораторию

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] через 10 мин. после еды

b) [ ] через 20 мин. после еды

c) [ ] через 30 мин. после еды

d) [ ] натощак


24. Для выявления скрытого сахарного диабета проводится

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] общий анализ мочи

b) [ ] общий анализ крови

c) [ ] анализ мочи по Нечипоренко

d) [ ] тест толерантности к глюкозе


25. Гликемический и глюкозурический профиль исследуют детям при диагностике

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] болезни Дауна

b) [ ] пиелонефрита

c) [ ] сахарного диабета

d) [ ] фенилкетонурии


26. Гликемия натощак у детей в норме составляет (ммоль/л)

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] 3,3-5,5

b) [ ] 5,5-7,7

c) [ ] 7,7-9,9

d) [ ] 9,9-11,11


27. При лечении сахарного диабета из питания исключают

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] нежирное мясо

b) [ ] кефир

c) [ ] гречневую крупу

d) [ ] конфеты


28. При лечении сахарного диабета в питании разрешается

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] банан

b) [ ] виноград

c) [ ] свекла

d) [ ] хурма


29. Глюкотест используется для определения

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] ацетона в моче

b) [ ] ацетона в крови

c) [ ] сахара в моче

d) [ ] сахара в крови


30. Диета № 9 назначается при

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] бронхиальной астме

b) [ ] ревматизме

c) [ ] пиелонефрите

d) [ ] сахарном диабете


31. Клинические симптомы сахарного диабета

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] полифагия, полидипсия, полиурия,похудание

b) [ ] лихорадка, кашель с мокротой

c) [ ] боль в пояснице, отеки

d) [ ] тахикардия, тремор, экзофтальм


32. При сахарном диабете в общем анализе мочи наблюдаются

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] высокая относительная плотность, гематурия

b) [ ] высокая относительная плотность, глюкозурия

c) [ ] низкая относительная плотность, бактериурия

d) [ ] низкая относительная плотность, лейкоцитурия


33. К развитию сахарного диабета приводит хронический

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гепатит

b) [ ] холецистохолангит

c) [ ] гастродуоденит

d) [ ] панкреатит


34. Важнейший этиологический фактор сахарного диабета

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] переохлаждение

b) [ ] перегревание

c) [ ] избыточный прием белков

d) [ ] наследственная отягощенность


35. Недиагностированный сахарный диабет ведет к развитию комы

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипергликемической (диабетической)

b) [ ] гипогликемической

c) [ ] печеночной

d) [ ] уремической


36. При сахарном диабете на коже появляется

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] фурункулез

b) [ ] желтуха

c) [ ] анулярная эритема

d) [ ] акроцианоз


37. Передозировка инсулина при лечении сахарного диабета ведет к развитию комы

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипергликемической (диабетической)

b) [ ] гипогликемической

c) [ ] печеночной

d) [ ] уремической


38. При лечении сахарного диабета у детей сахар заменяют

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] фруктозой

b) [ ] медом

c) [ ] вареньем

d) [ ] конфетами


39. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе появляется при коме

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипергликемической

b) [ ] гипогликемической

c) [ ] печеночной

d) [ ] уремической


40. Липодистрофия развивается при подкожном введении

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] димедрола

b) [ ] кордиамина

c) [ ] гепарина

d) [ ] инсулина

41. После инъекции инсулина появились чувство голода, потливость, тремор. Это

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] гипергликемическая кома

b) [ ] гипогликемическая кома

c) [ ] первый период лихорадки

d) [ ] третий период лихорадки


42. При лечении сахарного диабета инсулин вводится

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] внутривенно

b) [ ] внутримышечно

c) [ ] подкожно

d) [ ] внутрикожно


43. К группе риска по сахарному диабету относятся

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] дети с наследственной отягощенностью

b) [ ] недоношенные

c) [ ] с аномалией конституции

d) [ ] с гипотрофией


44. При лечении сахарного диабета используют инсулин длительного действия

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] актрапид

b) [ ] инсулрап

c) [ ] хоморап

d) [ ] ультралонг


45. При лечении сахарного диабета используют инсулин короткого действия

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] актрапид

b) [ ] инсулонг

c) [ ] ультраленте

d) [ ] ультралонг


46. При лечении сахарного диабета рекомендуется растение, усиливающее действие инсулина

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] алтей

b) [ ] валериана

c) [ ] пустырник

d) [ ] черника


47. Инсулин необходимо хранить при температуре (˚С)

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] от +4 до +6

b) [ ] от -6 до -4

c) [ ] от +10 до +12

d) [ ] от -10 до +12


48. При проведении инсулинотерапии ребенок должен поесть через

Тип вопроса: Одиночный выбор

a) [ ] 15-20 минут до инъекции

b) [ ] 30-40 минут до инъекции

c) [ ] 15-20 минут после инъекции

d) [ ] 30-40 минут после инъекции



Критерии оценок тестового контроля:

5 "отлично" — 91-100% правильных ответов.

4"хорошо" — 81-90% правильных ответов.

3"удовлетворительно" — 71-80% правильных ответов

2 "неудовлетворительно" — 70% и менее правильных ответов.

Критерии оценки:


Критерии оценки в %

Количество баллов

Оценка

100-90%

16-14

5 (отлично)

89-80%

13-11

4 (хорошо)

79-70%

10-9

3(удовлетворительно)

Менее 70%

8 и менее

2 (неудовлетворительно)


Оценка __________________



Приложение №6

Кроссворд - цепочка

Этот кроссворд отличается от привычного тем, что в качестве подсказки можно использовать первую букву, которая обозначена в центре круга. Она же будет первой буквой каждого слова. Подобрав правильный ответ, впишите буквы в соответствующие кружочки.

1

2

Г

5

3

4

П

3

1

2













Начальная буква «Г»:

  1. Наличие глюкозы в крови – это……….

  2. Наличие глюкозы в моче – это…………….

  3. Относительная плотность мочи, превышающая норму ….

  4. Содержание глюкозы в крови ниже нормы – это…………..

  5. Прибор для измерения уровня сахара в крови ………….

Начальная буква «П»:

  1. Выделение мочи, значительно превышающее норму – это…..

  2. Синоним термина «булемия» - ………….

  3. Термин, обозначающий повышенную жажду - ………..


Правильных ответов:___________ из 8


Приложение №7

Таблица учета баллов « Наша игра»

«Сестринская помощь при диабетической стопе»

Команда №__

Вариант 1


10

20

30

40

50

Вариант 2

10

20

30

40

50

Вариант3

10

20

30

40

50

Вариант 4


10

20

30

40

50


Таблица учета баллов « Наша игра»

«Профилактика диабетической стопы»

Команда №__

Вариант 1


10

20

30

40

50

Вариант 2

10

20

30

40

50

Вариант3

10

20

30

40

50

Вариант 4


10

20

30

40

50



Таблица результатов конкурса «Наша игра» среди зрительской аудитории команды №__

Ф. И. О.

студента




СП при диабетической стопе

Профилактика диабетической стопы

Итого баллов

































































Таблица результатов выполнения манипуляции: «Определение уровня глюкозы в крови экспресс – методом»

__

Команды


Оценка

Итого баллов

1



2



3



4




Итоговая таблица учета баллов манипуляции:

« Подкожное введение инсулина»


__

Команды

Количество баллов


Итого баллов

1



2



3



4






Приложение №8

ПЛАН ПЛОЩАДКИ


Экран




Стол команды №2

Стол команды №3

Стол команды №1

Стол команды №4





Жюри счетная комиссия

Кафедра ведущего




Студенты



Приложение №9

ОСНАЩЕНИЕ КОНКУРСА «НАША ИГРА»

  1. Методические материалы для проведения конкурса.

  2. Компьютер.

  3. Экран.

  4. Таблицы учета баллов конкурсантов для счетной комиссии.

  5. Таблица результатов конкурса среди зрительской аудитории.

  6. Итоговая таблица результатов конкурса.

  7. Презентация

  8. Тумбы для участников конкурса.

  9. Цветные шарики для поощрения зрителей.

  10. Столы и стулья для:

▪ экспертной группы;

▪ счетной комиссии;

▪ помощников ведущих конкурса.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

- Нормативные правовые акты

        1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (Начало действия редакции - 01.10.2021 (за исключением отдельных положений, окончание действия редакции - 31.12.2021.

        2. Приказ Минздрава России от 01.10.2020 N 1054н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа"

        3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (редакция от 08.08.2020)

        4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.10.2020 № 1053н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа" (Зарегистрирован 13.01.2021 № 62082)

        5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»

        6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, от 15 ноября 2012 года №923н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»

        7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» с изм. и доп. от: 12 июля 2018 г., 16 апреля 2019 г. (редакция № 4 от 24.09.2020. Начало действия редакции 29.12.2020)

        8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 №834 н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (редакция № 3 от 02.11.2020. Начало действия редакции 08.12.2020)

        9. Приказ от 21 марта 2003 года № 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»

        10. СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» от 24.12.2020г. (Начало действия документа - 01.01.2021.)

- Медицинская литература и материалы периодической печати

        1. В. Н. Петров Сестринское дело в терапии: учебник для СПО / В. Н. Петров, В. А. Лапотников, В. Л. Эмануэль, Н. Г. Петрова; отв. ред. В. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 380 с.

        2. В.Г. Лычев, В.К. Карманов сестринский уход в терапии участие в лечебно диагностическом процессе – 2020

        3. Дедов И.И., Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом, 2021.

        4. Камынина Н., Островская И., Пьяных А., Бурковская Ю. Теория сестринского дела. Учебник - М.: ИНФРА-М, 2019.

        5. Лычев В. Г. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. - М.: Форум, 2018. - 544

        6. Лычев, В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий. Учебное пособие / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. Инфра-М - Москва: Высшая школа, 2020. - 744 c.

        7. Отвагина Т.В. Терапия. Оказание медицинских услуг в терапии. Учебное пособие. Ростов на Дону.:8-е изд. Феникс. 2019 - С. 394.

        8. Попова А.В., Беляева Ю.Н., Меликова С.А. Раннее выявление и коррекция преддиабета и сахарного диабета в условиях отделения профилактики городской поликлиники Бюллетень медицинских Интернет‐конференций 2019. Том 9. № 9 – С. 377

        9. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с.

        10. Р.Г. Сединкина, Л.Ю. Игнатюк Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2020 c/ 77

        11. Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов на Дону.: Феникс. 2020- С. 473.

        12. Филатова С.А. Сестринский уход в гериатрии. Учебное пособие. Ростов на Дону.:2-е изд. Феникс. 2018 - С. 494.