ЕГЭ. 11 класс. РАЗНОЕ 2.
1. (ЕГЭ 2) Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В профазе мейоза 1 НЕ происходит:
1) конъюгация и кроссинговер
2) растворение ядрышек
3) репликация ДНК
4) деспирализация хромосом
5) образование веретена деления
2. (ЕГЭ 2) Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
К разновидностям полового размножения относится:
1) шизогония
2) партеногенез
3) полиэмбриония
4) гермафродитизм
5) фрагментация
6) бинарное деление
3. (ЕГЭ 2) Выберите три верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Характерными особенностями митоза растений является:
1) при цитокинезе образуется перетяжка
2) образуется клеточная пластинка
3) у высших форм отсутствуют центриоли
4) протекает в большинстве органов и тканей организма
5) образуются половые клетки - гаметы
6) деление цитоплазмы происходит за счет образования фрагмопласта
4. (ЕГЭ 4) Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания представленного процесса: 1) на рисунке представлена анафаза мейоза 2 2) на рисунке представлена анафаза мейоза 1 3) гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам 4) хромосомы подвергались конъюгации и кроссинговеру 5) на рисунке представлен процесс цитокинеза |  |
5. (ЕГЭ 8) Установите соответствие между структурными элементами и их функцией: А) синтез и сборка рибосом Б) внутриклеточное пищеварение В) синтез белков клетки Г) обмен веществом с окружающей средой Д) клеточное дыхание и синтез АТФ Е) обеспечение фагоцитоза и пиноцитоза |  |
6. (ЕГЭ 8) Установите соответствие между органом и зародышевым листком, их которого он сформирован: А) хорда Б) сердечная мышца В) гладкая мускулатура пищеварительного тракта Г) эпителий желудка Д) бронхи Е) хрусталик глаза |  |
7. Установите соответствие между особенностями протекания митоза и живыми организмами, для которых этот процесс характерен:
А) при цитокинезе образуется борозда (перетяжка) 1) Растительная клетка
Б) в клетках отсутствует клеточный центр и центриоли 2) Животная клетка
В) образование кольцеобразного пояска из микротрубочек
Г) образование фрагмопласта из пузырьков
Комплекса Гольджи
Д) исходная оболочка родительской клетки разрушается
по мере роста дочерних клеток
Е)клеточный центр и центриоли присутствуют
8. (ЕГЭ 9) Известно, что растение омела белая – макроскопическое аэробное растение полупаразит. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков омелы белой.
(1) Растение может достигать высоты до 120 см. (2) Листья растения бледно-зеленого цвета, продолговатой формы, отличаются параллельным жилкованием листа. (3) Разветвлениями своих корней она проникает под кору и в древесину дерева-хозяина, образуя в ней многочисленные присоски. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Омела белая – растение двудомное, жизненная форма - кустарник. (6) Цветёт омела белая в марте — апреле; плоды созревают в августе — сентябре
9. (ЕГЭ 22) Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?
Ответ:
1) корни растений повреждают личинки;
2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.
10. (ЕГЭ 22) Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.
Ответ:
1) корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня;
2) корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов.
11. (ЕГЭ 25) В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное
количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково. Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Элементы ответа:
1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;
3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев
12. (ЕГЭ 26) Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ:
1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2) на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3) от корневища отходят придаточные корни;
4) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
13. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?
Ответ:
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы.