СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа №3 в формате ЕГЭ 2017

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный тест поможет школьникам лучше подготовиться к ЕГЭ 2017

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа №3 в формате ЕГЭ 2017»

Н. 28.11.16

1. (ЕГЭ 7) Главные отличительные признаки мхов – это: Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) мхи произошли от бурых водорослей и имеют множество, сходных с ними, признаков

2) клетки листостебельного растения мхов всегда гаплоидны

3) споры мхов образуются путем мейоза

4) в жизненном цикле происходит смена поколений: полового и бесполого, но половое поколение преобладает

5) гаметы мхов образуются в антеридиях и архегониях путем митоза

6) все виды растительных тканей у мхов хорошо развиты

1

6


2. (ЕГЭ 7) Все перечисленные ниже признаки характерны для папоротников. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) в жизненном цикле папоротников преобладает спорофит, представляющий собой листостебельное растение с хорошо выраженными корнями, стеблями и листьями

2) корни всегда придаточные, с корневыми волосками

3) часто листья папоротников – вайи, совмещают функцию фотосинтеза и спороношения

4) половое поколение папоротников представлено протонемой

5) листья папоротников длительное время сохраняют способность к верхушечному росту

6) клетки корня и побега папоротника всегда гаплоидны

4

6


3. (ЕГЭ 9) Известно, что папоротник – это высшее споровое растение жизненный цикл которого протекает со сменой поколений. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) В каменноугольном периоде Земли папоротники образовывали обширные леса, процветает эта группа и сейчас (2) У папоротника стебель короткий, находится в почке и представляет из себя корневище; имеются придаточные корни. (3). Листья папоротников называются вайи, они обладают верхушечным ростом, достигают больших размеров и выполняют две функции: фотосинтеза и спорообразования. (4) Молодые сочные листья некоторых видов папоротников употребляют в пищу, используют их как лекарственное сырье, удобрение (5) Папоротники широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах, наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах, где их можно встретить на почве под деревьями (6) Папоротники размножаются бесполым путем – спорами, вегетативным путем – с помощью корневищ и половым путем, в благоприятных условиях спора прорастает, образуя заросток, это гаметофит, на нем образуются женские и мужские половые органы, в которых образуются яйцеклетки и сперматозоиды.

2

3

6


Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

СТАДИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) спора 1) ГАПЛОИДНАЯ

Б) заросток 2) ДИПЛОИДНАЯ

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

Д) гамета

А

Б

В

Г

Д







4. (ЕГЭ 16) Установите соответствие между организмом и его отношением к группе:

А) сальвиния плавающая 1) Отдел Зеленые

Б) спирогира 2) Отдел Моховидные

В) сфагнум 3) Отдел Папоротникообразные

Г) щитовник мужской

Д) маршанция

Е) кукушкин лен

А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

2

3

2

2



5. (ЕГЭ 20) Проанализируйте таблицу «Органы растений». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка

Название органа

Функция

Видоизменение органа

Лист

Защита от животных

(В)

Побег

? (Б)

Луковица тюльпана

(А)?

место обитания бактерий, обладающих способностью усваивать атмосферный азот и обогащать им почву

Корневые клубеньки

1) корень

2) половое размножение

3) шипы

4) придаточные корни

5) возобновление надземных органов после неблагоприятного периода

6) защита от поедания животными

7) плод

8) колючки

А

Б

В

3

5

1

6. (ЕГЭ 24) Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1) Побег нитчатой водоросли спирогиры, выглядит как неветвящаяся нить, состоящая из одного ряда одинаковых клеток цилиндрической формы. 2) Оболочкой каждой клетки является целлюлозная клеточная стенка, покрытая снаружи слизью, большую часть клетки занимает вакуоль с клеточным соком. 3) В каждой клетке имеется по одному и более спирально закрученных хлоропластов, напоминающих ленты, расположенные в пристеночном слое цитоплазмы. 4) Размножение осуществляется только половым способом. 5) Только зигота и зигоспора в жизненном цикле спирогиры гаплоидные, другие стадии развития диплоидные 6) Все спирогиры - автотрофы, синтезирующие органические вещества на свету в процессе фотосинтеза.


7. Цикл развития какого растения представлен на рисунке? Что обозначено цифрами 1-10?



8. Если посеять мелкие семена на большую глубину, то проростки не разовьются. Объясните, почему.

Элементы ответа:

1) мелкие семена содержат мало питательных веществ;

2) количество питательных веществ не даст проростку

возможности достигнуть поверхности почвы.


9. Известно, что появление мха сфагнума в лесу вызывает заболачивание территории. Объясните, благодаря каким особенностям строения сфагнум способен накапливать и удерживать воду.

Элементы ответа:

1) сфагнум состоит из двух типов клеток: мёртвых воздухоносных

и обычных зелёных (хлорофиллоносных);

2) воздухоносные клетки способны накапливать большое

количество воды, что приводит к заболачиванию.


10. Многие водоросли обитают в прибрежной зоне морей и океанов, где подвергаются воздействию приливов и отливов и различных факторов воздушной среды. У них выработался ряд приспособлений к жизни в данной среде: прочное прикрепление слоевища водоросли к грунту, рассечённое слоевище; тело содержит много слизи, которая покрывает его снаружи. Объясните, какова роль этих приспособлений в жизни водорослей.

Элементы ответа:

1) прочное прикрепление к грунту позволяет водорослям

удерживаться на одном месте во время приливов и отливов;

2) рассечение слоевища позволяет свести к минимуму

сопротивление воды;

3) слизь препятствует обезвоживанию, помогает удерживать воду

в клетках.


11. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

-Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

1. (ЕГЭ 4) Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки.

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие хлоропластов

2) способность к пиноцитозу

3) наличие гликокаликса

4) наличие клеточного центра

5) способность к внутриклеточному пищеварению

6) наличие развитой сети вакуолей


1

2

2. Установите соответствие между процессами и органоидом, в котором они

происходят.

ПРОЦЕСС ОРГАНОИД

А) соединение нуклеотидов

Б) включение белка в состав мембраны 1) ЯДРО

В) синтез белка 2) ШЕРОХОВАТАЯ ЭПС

Г) образование рибосом

Д) транспорт белка

Е) репликация ДНК

А

Б

В

Г

Д