Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа в детских дошкольных учреждениях»
Диагностическая работа в дошкольном образовательном учреждении
Одной из наиболее острых проблем диагностической работы в дошкольных образовательных учреждений является проблема методического обеспечения. Начиная с середины 80 – х годов ХХ века, резко возросло количество публикуемых диагностических методик, однако среди них лишь незначительное число является профессионально разработанными. Обладая недостаточной теоретической подготовленностью, работники дошкольных образовательных учреждений испытывают затруднения в выборе, приобретают и используют методики, происхождение и соответственно получаемые результаты которых являются сомнительными. Кроме того, увлекаясь процедурой обследования, в дошкольных образовательных учреждениях меньше внимания уделяют составлению рекомендаций по результатам, проведенной диагностики, ограничиваются только определением уровне
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза. При всей возможной банальности данного определения оно позволяет зафиксировать предполагаемый результат диагностики – диагноз.
Понятие диагноза (от греч. распознание) используется в различных областях знаний и сферах деятельности: в медицине (определение существа болезни и состояния больного на основании его всестороннего медицинского исследования), в биологии (научное описание основных признаков, характеризующих какую-либо систематическую группу растений или животных), в физике и др. (10, с.160).
В психологии диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (9, с. 104).
Далее под диагнозом будет пониматься описание и выяснение сущности особенностей изучаемого объекта.
.
Можно выделить как минимум три варианта целей диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.
«Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируется) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса». Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную). Таким образом, данная формулировка цели диагностической работы предполагает последующее составление индивидуальной программы развития, или как минимум рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае, если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально – типологические особенности). Проведение диагностической деятельности с данной целью предполагает достаточный уровень подготовленности работников дошкольного образовательного учреждения и наличие возможностей для составления и последующей реализации такого типа программ и рекомендаций. В настоящее время диагностика с данной целью встречается преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, или в работе отдельных специалистов.
«Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения». Диагностика с данной целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углубленном обследовании, или консультации у какого специалиста. Например, если целью диагностики было выявление детей с трудностями в общении, то в рекомендациях должно быть описано, кто из детей испытывает трудности в общении и нуждается в углубленном обследовании, или консультации у психолога, если первичную и последующую диагностики проводят разные специалисты (воспитатель и педагог-психолог, или педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения и городского психологического центра). Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.
«Выявление эффективности педагогической деятельности». В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога по данному направлению; или выявить причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы.
Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.
Виды диагностической работы можно выделять по тому, кто её проводит, однако более целесообразным представляется выделение видов диагностической работы по её предмету. Если исходить из того, что объектом диагностики в дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка, то можно выделить следующие виды диагностики.
Медицинская (иногда ещё выделяется валеологическая) – предмет диагностики - состояние здоровья и физического развития ребенка. В проведении медицинской диагностики принимает участие медицинский и педагогический персонал.
Психологическая – предмет диагностики – психическое развитие ребёнка. В проведении психологической диагностики могут принимать участие все педагоги дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели, музыкальные руководители и другие узкие специалисты могут участвовать в сборе первичной информации о развитии детей с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик. Особенно это важно, когда в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог-психолог. В этом случае психологическая диагностика может и должна проводиться воспитателями в профилактических целях с последующей консультацией в районных или городских психологических центрах.
Педагогическая – предмет диагностики – освоение ребёнком образовательной программы. Особенностями данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа..