Просмотр содержимого документа
«Диагностика межличностных отношений учащихся.»
Результаты диагностики межличностных отношений в 4 классе.
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В детском коллективе реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Для изучения межличностных отношений детей в классном коллективе используется методика «Социометрия» Дж. Морено.
Методика позволяет определить социометрический статус каждого ребенка в классе и выражает степень привлекательности его личности для других членов группы. По результатам социометрического исследования, о котором речь пойдет ниже, принято выделять следующие категории статусов:
· социометрические “звёзды”,
· предпочитаемые,
· пренебрегаемые,
· отверженные и изолированные.
Данные статусы отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов группы, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов группы, выбираемый другими популярными членами группы.
Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
Пренебрегаемые – это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов группы (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов группы.
Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов.Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные качества, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов группы.
Изолированными называют тех членов группы, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения
Результаты диагностики межличностных отношений в 4 классе.
![]()
Таким образом. мы видим, что в классе 54% учащихся «предпочитаемые», которые являются популярными в группе. 9%- «лидеры и звезды», которые, являются наиболее эмоционально привлекательными для других членов группы, 9%- «принимаемые. Но также есть и «отверженные» 18%. Необходимо продолжить психологическую работу по улучшению межличностных отношений в классе.