Диагностика по программе «Развитие+» (Под ред. А. И. Булычевой)
Старший возраст
Подготовка к грамоте
Занятие №1. Подготовка к грамоте
1. Овладение звуковым анализом слов с последующим построением модели из заместителей звуков.
Материал: схема (5 – ти звуковая) звукового состава слова, фишки красного, зелёного и синего цветов (по 5 штук каждого) и чёрного (по 2 штуки), указка.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Детям предлагается разобрать слово «вишня», т.е. построить модель звукового состава с помощью фишек-заместителей. Детям даются 5-звуковые схемы, фишки и указки. Они выполняют задание как обычно: проговаривают слово, последовательно выделяя нужные звуки и заполняя схему соответствующими фишками.
После чего можно предложить назвать в слове мягкие согласные (н, нь) и твёрдые (ш). Затем взрослый просит проставить ударение и назвать ударный гласный звук. После этого можно предложить ребёнку назвать слово, начинающееся с любого твёрдого согласного звука, потом с любого мягкого согласного.
Оценка.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно строит модель слова из фишек – заместителей и может назвать все звуки в последовательности.
Средний уровень. Ребёнок с помощью взрослого, который способствует интонационному выделению нужных звуков, устанавливает порядок следования звуков в слове, называет и обозначает их соответствующими фишками.
Низкий уровень. Ребёнок не может даже с помощью взрослого назвать звуки слова в заданной последовательности и обозначить их фишками.
2. Различение звуков на гласные и согласные твёрдые и мягкие.
Высокий уровень. Дети самостоятельно различают звуки по их качественной характеристике и обозначают их соответствующими фишками.
Средний уровень. Ребёнок может спутать цветовые обозначения звуков, но при наводящих вопросах взрослого исправляет ошибку. Подобные трудности связаны с качественной характеристикой звуков.
Низкий уровень. Ребёнок при составлении модели манипулирует фишками, не соотнося их цветовые обозначения с качественной характеристикой звуков. Дети не дифференцируют звуки.
3. Вычленение словесного ударения.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно справляется с задачей, вычленяют ударный гласный звук, называют его и обозначают соответствующей фишкой.
Средний уровень. Ребёнок правильно проставляет ударение, но не в состоянии произнести слово с соответствующей интонацией. Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, который акцентирует голосом ударение в слове.
Низкий уровень. Ребёнок не в состоянии вычленить словесное ударение и после интонационного выделения взрослым ударного гласного звука. Ребёнок, как правило, манипулирует обозначением ударения, ставя фишки в любое место.
4. Называние слов на заданный звук.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно подбирает слова с любого твёрдого или мягкого согласного звука.
Средний уровень. Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, наводящих вопросов и аналогичных заданию примеров.
Низкий уровень. Ребёнок не включается в ситуацию, молчит или отвечает невпопад.
5. Овладение технической стороной письма и элементарными графическими умениями
Оценка.
Высокий уровень. Ребёнок точно обводит контур предмета по точкам. Выполняет частую штриховку внутри контура предмета. Точно воспроизводит предмет, дорисовывает фигуры без ошибок.
Средний уровень. Ребёнок обводит контур с небольшими искажениями (1-2 выхода за нанесённый контур предмета). Выполняет частую штриховку с выходом за контур предмета. Воспроизводит, допуская несовпадения расстояний между точками в контуре предмета, допускает разрывы между линиями
Низкий уровень. Ребёнок не может самостоятельно обвести контур предмета, линия прерывается и выглядит разорванными отрезками. Выполняет редкую штриховку с незначительным выходом за контур предмета. Допускает несовпадения расстояний между точками в контуре предмета и между предметами, искажения форм предметов, допускает разрывы между линиями при рисовании недостающих элементов, отсутствуют некоторые элементы.
Развитие элементарных математических представлений
Занятие №1.
Направленно на выявление умения сравнивать множество предметов с помощью различных моделей (фишек, счетов, графического изображения попарно расположенных значков) и без них.
Материал:
Демонстрационный:1 часть: две группы разных однородных предметов по 6 и 7 в каждой.
2 часть: две группы предметов по 7 и 8 в каждой.
Раздаточный:1 часть: листы бумаги, карандаши.
2 часть: листы бумаги, карандаши, счеты, фишки двух видов, по 10 штук каждого, полоски – трафареты.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
1 часть: детям предлагается сравнить количество выставленных на столе предметов, обозначив их какими-нибудь значками и нарисовать значки так, чтобы было видно, чего больше.
На одной стороне листа следует нарисовать, какими значками обозначаются те или иные предметы, на другой нарисовать только значки, но так, чтобы было сразу видно, чего больше, чего меньше. После выполнения работы, ответы фиксируются на листке каждого ребенка.
2 часть: детям предлагается сравнить количество выставленных предметов любым известным им способом: при помощи фишек, счетов, рисования значков, пересчета. Можно предложить сделать несколькими способами. Фиксируется результат выполнения задания каждым ребенком, используемые способы.
Оценка:
1-ый показатель: овладение детьми действиями сравнения предметов по количеству при помощи графической модели в виде двух групп значков, нарисованных попарно. (Оценивается по 1 части и по 2 части, если в ней использовалось это средство).
Высокий уровень.
Дети самостоятельно верно справляются с изображение модели, делают верный вывод о соотношении предметов.
Средний уровень.
Дети затрудняются в выборе значка для обозначения предметов, нуждаются в напоминании того, что нужно рисовать картинку именно выбранными значками, что значков должно быть нарисовано столько, сколько предметов. По нарисованной картинке делают правильный вывод о соотношении предметов.
Низкий уровень.
Дети не справляются с заданием даже после дополнительной помощи взрослого. При этом фишки располагают не попарно, либо рисуют неверно их количество, как правило, уравнивая ряды, не могу сделать по рисунку правильный вывод.
2-ой показатель: дети самостоятельно верно справляются с изображением модели, делают по ней верный вывод о соотношении предметов.
Высокий уровень.
Дети выполняют задание самостоятельно более, чем одним способом.
Средний уровень.
Дети выполняют задание правильно хотя бы одним способом, в других допускают ошибки.
Низкий уровень.
Дети не могут сравнить количество предметов даже после предложений воспитателя пересчитать их, или разложить фишки, или нарисовать картинку.
Развитие элементов логического мышления
Занятие №1
1. Выявить умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.
Задачи:
- освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами;
- знакомство детей с классификационными отношениями между понятиями;
- выявление умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями.
Материал:
Мяч.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Дети встают в круг. Воспитатель называет несколько слов, к которым можно подобрать общее название, дает мяч одному из детей и спрашивает, как можно назвать все одним словом (например, «Как можно назвать одним словом: платье, рубашку, пальто, свитер?»). Ребенок, у которого находится мяч, должен назвать это обобщающее слово («одежда»). Аналогичное задание дается другим детям, но с новыми словами.
Оценка.
Показатель — установление родовидовых отношений.
Низкий уровень — не подбирают родового понятия.
Средний уровень — называют лишь один из существенных признаков родового понятия (например, игрушки — «в это играют», овощи — «это едят» и т.д.) и к обобщающему слову подбирают по 1—2 видовых понятия.
Высокий уровень — подбирают родовое понятие к группе видовых и наоборот могут назвать два-три видовых понятия к родовому.
2. Представления о сериационных отношениях между понятиями.
Задачи:
- развитие представлений о сериационных отношениях между объектами.
- освоение действий по использованию модели сериационных отношений между объектами.
Материал:
Демонстрационный: 5 кружков, убывающие по величине (диаметром 5,4 см; 4,4 см; 4 см; 3,2 см; 2,6 см), фланелеграф.
Раздаточный: лист бумаги, разделенный на 5 вертикальных полос, в верхней части каждой полосы — круг определенного размера (диаметр кружков тот же, что и у кружков демонстрационного материала).
Для воспитателя и каждого ребенка — набор карточек с изображением заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения (цветок в горшочке), кружки, окна.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Воспитатель рассказывает детям историю о том, как одна забывчивая хозяйка приготовила в кастрюлях воду, которая по-разному нагрета. «В этой кастрюле (воспитатель показывается самый большой кружок) кипяток, а в этой (показывает на самый маленький кружок) из холодильника, очень холодная. Только эта хозяйка забыла, какой водой что можно делать. А сделать ей нужно много: вымыть окна (воспитатель показывается карточку с изображением окна и оставляет карточку на фланелеграфе), посуду (карточку с изображением тарелки воспитатель оставляется на фланелеграфе), заварить чай (карточка с изображением заварочного чайника), искупать малыша (карточка с изображением маленького ребенка), остудить в кружке компот (изображение кружки) и полить цветы (изображение комнатного растения). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы забывчивая хозяйка знала, какой водой что можно сделать». Дети выполняют задание у себя на листочках.
Оценка.
Показатель — использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями.
Низкий уровень — дети не могут ответить на вопрос о выраженности признака.
Средний уровень — дети справляются с заданием, построив на листе бумаги сериационный ряд.
Высокий уровень — отвечают на вопрос воспитателя о выраженности одного (общего для всех) признака без графического изображения сериационного ряда.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
Диагностика по программе «Развитие+» (Под ред. А.И. Булычевой и по методике О.С. Ушаковой)
Занятие №1
1. Умение детей обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.
Материал:
Текст русской народной сказки «Гуси – лебеди», бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем рассказывается в сказке «Гуси – лебеди». При обсуждении содержания сказки отмечается, что Баба – Яга – это «отрицательный» персонаж сказки, а Маша и Ваня – «положительные». Затем педагог предлагает ребятам придумать и нарисовать, какая картинка могла бы висеть на домике Маши и Вани, а какая – на избушке Бабы – Яги. Это должна быть не простая картинка, а картинка – вывеска – каждый, кто ее увидит, должен сразу догадаться, кто здесь живет, какой он – добрый или злой. В процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку, спрашивая его, почему именно такая картинка подходит к каждому домику. Если ребенок испытывает затруднения или рисует любые картинки, не понимая смысла задания, воспитатель помогает ему наводящими вопросами типа: «Как ты думаешь, какая девочка Маша? Она хорошая, добрая, или злая? Какую картинку надо нарисовать, чтобы все об этом догадались? А Баба – Яга, она какая?» Как дети все закончили рисовать, воспитатель показывает им работы друг друга, и все вместе обсуждают, можно, но ли по этим картинкам догадаться, кто, где живет.
Занятия проводятся по подгруппам.
Оценка.
Показатель – умение использовать символические средства для передачи своего отношения к персонажам сказки.
Низкий уровень – дети отказываются от выполнения задания либо рисуют нейтральные картинки, не несущие символический смысл, при этом отсутствует адекватное объяснение рисунка: на вопрос: «Почему ты нарисовал эту картинку?», ребенок дает ответы, не раскрывающие отношение к персонажу, например: «Потому, что мне так хочется; мне эта картинка нравиться» и т.п. Наводящие вопросы не приводят к улучшению выполнения задания.
Средний уровень – дети начинают рисовать картинки, передающие отношение к персонажу, только после наводящих вопросов дети могут дать адекватное объяснение рисунка (сами или при помощи воспитателя).
Высокий уровень – дети самостоятельно выполняют задание, их рисунки передают отношение к персонажам (например, на домике Вани и Маши рисуется картинка «солнышко», «сердечко», «красивые цветы», а в домике Бабы – Яги – «метла», «пистолет», «кулак»). Объяснение рисунка дети дают сами, но возможна и небольшая помощь взрослого (вопросы типа: «Какой характер у Маши и Вани? Какие они? А какая Баба – Яга»).
2
. Овладение действиями по составлению плана проведения игры – драматизации.
Материал:
Текст сказки «Зимовье», шапочки с условными изображениями персонажей, заместители для обозначения каждого места действия сказки (большой зеленый прямоугольник – лес, силуэт дома старика и старухи – цветной, силуэт избушки для зимовья – черно - белый; заместители основных персонажей сказки: черный кружок – бык, светло – коричневый – баран, белый – гусь, красный – петух, розовый – свинья, серый – волк, темно – коричневый – медведь.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку «Зимовье». Сначала нужно решить, где у нас, что будет находиться – где будет дом старика и старухи, где дом для зимовья и т.д. Воспитатель предлагает каждому ребенку составить план «сцены» для разыгрывания сказки – разложить на фланелеграфе заместители, обозначающие каждое место действия. Как все дети предложат свои варианты, вместе обсуждают, чей вариант был лучше и почему (обратить внимание детей на пространственно – временные характеристики сказки). Когда распределены роли, проводиться игра – драматизация. Диагностическое занятие проводиться по мелким подгруппам.
Оценка.
Показатель – уровень овладения детьми действиями составления плана проведения игры – драматизации.
Низкий уровень - дети даже после наводящих вопросов типа: «Посмотри, где у тебя дом для зимовья? Разве он находиться рядом с избушкой старика и старухи?» не в состоянии правильно, с учетом пространственных характеристик сказки, разложить заместители на фланелеграфе.
Средний уровень – дети совершают ошибки, но после наводящих вопросов взрослого исправляют их.
Высокий уровень – дети размещают заместители на фланелеграфе на соответствующем расстоянии друг от друга.
Конструирование
Занятие №1
1. Овладение действиями построения графической модели реального предмета или его конструкции.
Высокий уровень. Правильно и последовательно выделяют и называют в конкретном образце (предмете или постройке) сначала основные функциональные и структурные части, затем второстепенные, выбирают для каждой части соответствующие графические фигуры – заместители, определяют местоположение каждой в пространстве всей схемы предмета в целом. Самостоятельно или с помощью воспитателя проверяют правильность составленной графической модели путем ее соотнесения с конкретным объектом.
Средний уровень. Затрудняются в самостоятельном анализе и отображении объекта или конструкции, требуется пошаговое руководство педагога, иногда с закрыванием и постепенным открыванием предмета по мере изображения его частей в схеме.
Низкий уровень. Даже при пошаговом руководстве ребенок создает схему, сильно отличающуюся по внешнему виду от объекта.
2. Умение разрабатывать замысел конструкции и конструировать по замыслу.
Высокий уровень. Дети самостоятельно заранее, до начала практических действий с материалом, выбирают тему будущей постройки. Охотно используют при обдумывании замысла схематический набросок предмета с изображением его основных частей и особенностей его общего контура. Способ соединения и размещения предполагаемых деталей намечают фрагментально. Первоначальный замысел удерживают и развивают в процессе практического воплощения.
Средний уровень. Дети называют предмет, который предполагают построить, необходимый материал, намечают схему будущей постройки в общем виде, в процессе конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.
Низкий уровень. Созданная детьми постройка почти не распознается как запланированный предмет, в постройке не отражены основные части предмета.
Развитие экологических представлений
Занятие № 1.
1. Представление о растениях, животных и условиях обитания в различных экологических системах (лес, луг, водоем, город). Умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными внутри экосистемы с помощью модели.
2. Освоение различных формы приобретения опыта (экспериментирование, проживание).
Материал: пейзажные картины с изображением различных экосистем; наборы картинок с изображением растений и животных указанных экосистем.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
В занятии участвуют 8 детей.
Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, водоема, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.
В каждой паре один ребенок может подбирать все растения, другой – всех животных.
По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок – о растениях, другой – о животных), приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.
Оценка.
1-й показатель – знание растений и животных экосистемы
Низкий уровень – дети подбирают лишь 1-2 картинки с изображением растений и животных, названия которых не знают. Дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения.
Средний уровень – дети подбирают по 2-3 картинки с изображением растений и 2-3 картинки с изображением животных, знают все названия. Дети правильно подбирают все три карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.
Высокий уровень – дети подбирают все имеющиеся картинки с изображением растений и животных, знают все названия. Дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.
2-й показатель – способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
Низкий уровень – дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень – дети приводят 1-2 примера взаимосвязей.
Высокий уровень – дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.
Безопасность
Задачи:
1. Распознавание опасных ситуаций, принадлежащих к знакомому типу, определение, в чем опасность, кому она угрожает.
2. Знание, какие правила безопасного поведения следует выполнять для предотвращения ситуаций, относящихся к знакомому типу, объясняет, почему надо поступать тем или иным образом.
3. Действует в соответствии с правилами безопасного поведения, руководствуется ими в повседневной жизни.
4. Знает, как поступать в случае возникновения отдельных ситуаций, представляющих опасность для самого ребенка, окружающих людей, предметов, объектов природы. Знает к кому из взрослых обратиться в случае опасных ситуаций.
Оценка.
Высокий уровень - дети определяют, в чем состоит опасность, кому она угрожает не только в уже знакомых ситуациях, но и в тех, которые ранее не обсуждались. Называют правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этих ситуаций, и объясняют причины выбора этих правил. При игровом моделировании опасной ситуации находит способы и средства действий, позволяющие выйти из нее с наименьшими потерями. Находят взрослого, к которому следует обратиться за помощью, и объясняет ему, что произошло.
Средний уровень - дети ошибаются или испытывают затруднения при определении, в чем состоит опасность, кому она угрожает в ситуациях, но и в тех, которые ранее не обсуждались. Не могут самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этих ситуаций. При помощи взрослого выполняют задания. При игровом моделировании опасной ситуации требуется помощь взрослого для отыскания способов и средств действий, позволяющие выйти из нее с наименьшими потерями.
Низкий уровень - дети с помощью взрослого не могут определить, в чем состоит опасность, кому она угрожает в ситуациях. Не могут сформулировать правила безопасного поведения, которые следует выполнять для предотвращения этих ситуаций. При игровом моделировании опасной ситуации даже с помощью взрослого не может найти способы и средства действий, позволяющие выйти из нее.