СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика профессиональной компетенции учителя "Кто я, зеркальце, скажи"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаем начинающему учителю и не только, посмотреть не только в то зеркало, которое висит у него на стене дома, но и в «зеркало профессиональной диагностики».

Уверяем, в нем вы увидите много интересного, неожиданного, приятного и, к сожалению, не очень.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика профессиональной компетенции учителя "Кто я, зеркальце, скажи"»

Кто я, зеркальце, скажи?

(Диагностика профессиональной компетенции учителя)

Содержание этой главы позволит молодому учителю:

– проводить самоанализ индивидуальной деятельности;

– определить степень своей профессиональной успешности.

Предлагаем начинающему учителю посмотреть не только в то зеркало, которое висит у него на стене дома, но и в «зеркало профессиональной диагностики».

Уверяем, в нем вы увидите много интересного, неожиданного, приятного и, к сожалению, не очень.

Первый взгляд в «зеркало»: определение профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего учителя.

Содержание

подготовки

Показатели оценки подготовленности

Баллы 0,1,2,3

1

2

3

Научно-теорети-ческая подготовка

1. Знание теоретических основ преподаваемого предмета

1. Ориентация в целях и задачах науки предмета.

2. Владение основными закономерностями науки предмета.

3. Оперирование научной терминологией.

4. Ориентация в отборе содержания обучения.

5. Понимание логики науки преподаваемого предмета


2. Знание методов науки преподаваемого предмета

1. Ориентация в методах научного познания;

понимание сущности методов, используемых в науке.

2. Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета


3. Знание истории развития науки и современных достижений

1. Ориентация в истории научных открытий;

понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета.

2. Владение знаниями о современном уровне развития науки и практики.

3. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении


Методологическая подготовка

1. Знание содержания образования учащихся по предмету

1. Представление о роли учебного предмета в системе обучения.

2. Понимание целей и задач обучения по предмету.

3. Ориентация в учебных программах по предмету.

4. Знание требований к уровню подготовки учащихся по предмету


2. Знание методов и приемов обучения

1. Понимание адекватности методов обучения содержанию учебного материала по предмету.

2. Ориентация в ключевых компетенциях, которые необходимо формировать у учащихся средствами своего предмета.


Окончание табл.

1

2

3


3. Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования сообразно уровню усвоения учебного материала.

4. Ориентация в новых методах обучения


3. Знание форм ориентации обучения

1. Понимание взаимосвязи содержания, форм и методов обучения.

2. Ориентация в различных формах организации обучения.

3. Знание инновационных форм обучения


4. Знание средств обучения

1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения.

2. Понимание роли средств обучения в активизации познавательной деятельности уч-ся и в решении других педагогических задач


Психолого-педагогическая подготовка

1. Знание психологических особенностей учащихся

1. Ориентация в психологических особенностях уч-ся.

2. Понимание роли психодиагностики в развитии уч-ся.

3. Ориентация в диагностических методах оценки развития разных сторон психики учащихся


2. Знание психологических закономерностей процесса обучения, развития и воспитания

1. Понимание закономерностей познаний.

2. Ориентация в компонентах учения.

3. Понимание психологических основ обучения, развития и воспитания школьников разных возрастных групп


3. Знание теоретических основ педагогики

1. Понимание сущности педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

2. Знание методов педагогической диагностики уровня обученности учащихся.

3. Ориентация в типологии уроков.

4. Знание нормативных программных документов в области образования


4. Знание педагогических технологий

1. Ориентация в педагогических технологиях.

2. Понимание сущности технологий.

3. Владение приемами педагогической техники.

4. Знание содержания контрольно-оценочной функции учителя


Обработка результатов:

K – общая профессиональная подготовка;

K1 – научно-теоретическая подготовка;

K2 – научно-методическая подготовка;

K3 – психолого-педагогическая подготовка;

– сумма баллов.

Формулы определения общей профессиональной подготовки:

;

;

.

Оптимальный уровень общей профессиональной подготовки – до 0,8 баллов.

Допустимый уровень общей профессиональной подготовки – до 0,6 баллов.

Критический уровень общей профессиональной подготовки – до 0,3 баллов.

Второй взгляд в «зеркало»: тест «На каком уровне вы находитесь как учитель».

С а м ы й в ы с о к и й у р о в е н ь. Учитель постоянно стремится к саморазвитию и творчеству и реализует эти стремления.

О ч е н ь в ы с о к и й у р о в е н ь. Учитель стремится к творчеству как поиску и нахождению новых для него задач, методов, способов, средств, форм обучения (новаторство).

В ы с о к и й у р о в е н ь. Учитель в совершенстве владеет готовыми разработками (мастерство).

С р е д н и й у р о в е н ь. Учитель владеет профессиональными учениями в общем виде.

Н и з к и й у р о в е н ь. Учитель не владеет необходимыми умениями и испытывает профессиональные трудности.

О ч е н ь н и з к и й у р о в е н ь. Учитель не владеет умениями и допускает ошибки.

С а м ы й н и з к и й у р о в е н ь. Учитель внутренне закрыт для профессионального развития, не владеет необходимыми умениями и не стремится к овладению ими.

Третий взгляд в «зеркало»: оценка уровня творческого потенциала.

И н с т р у к ц и я: При ответах на предлагаемые вопросы оцените по 9-балльной шкале степень выраженности своих личностных качеств или частоту их проявления. Высший балл – 9, низший – 1.

Вопросы

Шкала оценок

1

2

1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2. Если всех людей разделить мысленно на логиков и эвристиков (генераторов идей), то в какой степени вы – эвристик?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Окончание табл.

1

2

4. В какой степени ваше творение «продукт» чаще всего отличается от исходного замысла?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещание?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

8. Какой % людей в коллективе обычно поддерживает ваши инициативы и предложения?

(1 балл 10 %)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

9. Как часто у вас бывает веселое и оптимистическое настроение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

10. Если все проблемы, решаемые вами за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков удельный вес практических?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

11. Как часто вам приходится отстаивать свои убеждения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12. В какой степени ваша общительность способствует решению ваших проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение важных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

14. Как часто вы способны выполнять проекты?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

15. Как часто вам удается опережать своих коллег?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

16. Как много людей считает вас воспитанным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

17. Насколько вам импонирует жизнь в деятельности?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

18. Как часто вы реформируете свою жизнь?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ответив на все вопросы, подсчитайте сумму баллов и определите по таблице уровень вашего творческого потенциала.

Сумма баллов

Уровни

18–39

Очень низкий

40–54

Низкий

55–69

Ниже среднего

70–84

Чуть ниже среднего

85–99

Средний

100–114

Чуть выше среднего

115–129

Выше среднего

130–142

Высокий

143–162

Очень высокий

Четвертый взгляд в «зеркало»: проверь себя по программе “Индивидуальный подход на уроке”.

Схема анализа осуществления

индивидуального подхода на уроке

1 ВВЕДЕНИЕ В УРОК (ПРОВЕРКА К ЕГО ПОДГОТОВКЕ).

1.1 Методы контроля за подготовкой к уроку:

• выполнение домашних заданий на доске;

• взаимопроверка учащимися домашних заданий;

• индивидуальные карточки, проверяющие владение необходимыми умениями и навыками;

• индивидуальные карточки с возможным выбором задания по уровню трудности;

• опрос по цепочке;

• комбинация методов (указать каких).

1.2 Содержание вопросов и заданий:

• тип заданий повторяет домашнее задание;

• задания направлены на пропедевтику изучения нового материала (связывание изученного с новым);

• задания направлены на обобщение знаний, развитие научных приемов учебного труда;

• задания дифференцируются по уровню сложности;

• для части учащихся задания индивидуализированы и направлены на коррекцию проблем ребенка;

• комбинация методов.

1.3 Затруднения педагога на начальном этапе урока:

• непонимание учащимися (частью учащихся) определенного задания или теоретического положения, заданных на дом;

• не учитывается разный темп выполнения заданий: часть учащихся не успевает выполнить задание на повторение, а другие остаются без дела;

• только часть учащихся участвует в проверке изученного, другие не задействованы в этом процессе.

2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

2.1 Введение в изучение нового материала:

• формальное введение через указание темы и параграфа учебника;

• формируется цель, после которой учащиеся переходят к изучению нового материала:

• познавательная цель;

• практическая цель;

• широкая социальная цель;

• постановка проблемной ситуации;

• учащиеся сами ставят цель изучения, побуждаемые вопросом учителя.

2.2 Учет индивидуальных особенностей учащихся при объяснении нового:

• учитель использует по преимуществу одну форму репрезентации, опираясь на один вид восприятия (или начитка на слух, или опора на наглядные пособия);

• учитель использует разные формы репрезентации нового, учитывая индивидуальные особенности восприятия детей;

• учитель не выделяет структуру излагаемого материала, излагает материал «сплошным» текстом;

• учитель предъявляет часть нового материла в хорошо структурированной форме (в схемах, таблицах, графиках);

• все учащиеся закрепляют пройденный материал в едином режиме;

• учитель организует повторный просмотр только что пройденного для учеников с медленными темпами усвоения, успевающим ученикам дается другое задание.

3 ОБРАБОТКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

3.1 Методы отработки навыков:

• учитель показывает достаточное количество примеров, предлагает их ученикам в качестве образца;

• учитель предлагает алгоритм, схему выполнения заданий;

• учитель и учащиеся совместно разрабатывают ориентировочную основу действий;

• учащиеся самостоятельно вырабатывают способ выполнения заданий;

• комбинация методов.

3.2 Содержание:

• задания однообразны и направлены на обработку навыков;

• задания включают наряду с новым материалом уже изученный;

• задания разного уровня сложности;

• задания выявляют недопонимание учениками материала;

• задание на глубокое осознание теоретических положений;

• задания на развитие навыков контроля и самоконтроля.

3.3 Направленность на развитие познавательной сферы:

• умение обобщать часть заданий (выделить способ, правило, принцип выполнения);

• умение работать с понятием (определить, сравнить);

• умение работать с текстом (составить план, конспект, систему вопросов);

• умение представить изучаемое разными способами: графически (таблицы, графики, схемы); знакосимвольной записью.

4 ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

4.1 Приемы и критерии:

• взаимооценка и самооценка учащихся;

• краткое сообщение отметок учителем без пояснений;

• сопоставление учащихся учителем;

• сопоставление достижений отдельного ребенка во времени;

• с сильных учеников спрашивается строже;

• все учащиеся оцениваются по одинаковым критериям;

• другие приемы (указать).

4.2 Представление уровня требований и сроков контроля:

• сообщение сроков контрольных (проверочных) работ;

• сообщение примерного содержания контроля;

• сообщение списков знаний, умений и навыков через таблицы продвижения; самооценка учащихся по этим таблицам;

• отсутствует регуляции темпов продвижения.

5 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

5.1 Содержание домашнего задания:

• домашнее задание полностью повторяет задания урока;

• содержит задания разного уровня, предоставляемые на выбор учащихся;

• включает задания на пропедевтику изучения следующей темы;

• для отдельных учеников оно индивидуализировано;

• направлено на коррекцию выявленных пробелов в знаниях и умениях.

5.2 Методы репрезентации домашнего задания:

• разбор приемов выполнения;

• формальное указание на задание;

• просмотр заданий учащимися, разбор их вопросов;

• составление плана выполнения;

• самостоятельное проговаривание учениками плана работы с заданием.

Пятый взгляд в «зеркало»: самооценка и оценка профессиональной деятельности и личности учителя.

Оцените успешность своей деятельности и свою личность по пятибалльной системе:

5 – качество ярко выражено;

4 – достаточно сформировано;

3 – имеет место;

2 – сформировано в минимальной степени;

1 – не сформировано.

Степень выраженности качества отмечается знаком «+» в одной из пяти граф (от 1 до 5). Средняя оценка по группе качеств определяется частным от деления суммы оценок на их количество.


Качества

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

1

2

I. Результаты деятельности учителя

1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету.

2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию.

3. Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по предмету в учебной и внеучебной деятельности.

4. Сформированность творческих способностей учащихся, способности к саморазвитию.

5. Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию






Средняя оценка


II. Уровень знаний учителя

1. Знание преподаваемого предмета.

2. Общая эрудиция.

3. Знание методики преподавания предмета.

4. Знание методики внеклассной работы.

5. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся.

6. Знание психологии коллектива.

7. Знание истории и теории педагогики.

8. Знание особенностей педагогической деятельности






Средняя оценка


III. Гностические умения

1. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования.

2. Умение систематически расширять свои знания путем пристального изучения опыта коллег.

3. Умение добывать новые знания из изучения реального педагогического процесса.

4. Умение изучать личность учащихся и особенности коллектива в плане повышения уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.

5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.

6. Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать






Продолжение табл.

1

2

Средняя оценка


IV. Проектировочные умения

1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения с учетом межпредметных связей.

2. Планирование обучения с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидение возможных затруднений учащихся.

3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся для овладения материалом и предвидение характера их сложностей для учащихся.






4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения урока.

5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету.

6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока.

7. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе.

8. Планирование творческих работ и домашних заданий






Средняя оценка






V. Конструктивные умения

1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с учетом общих и частных целей обучения.

2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особенностей и уровня подготовки учащихся.

3. Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному.

4. Умение выбрать общие, групповые и индивидуальные формы работы.

5. Расположение задач и упражнений в порядке увеличения их трудностей для учащихся.

6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.

7. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности.

8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому.

9. Определение характера и руководства работой учащихся на каждом этапе урока и возможных вариантов изменения хода урока






Средняя оценка


VI. Организаторские умения

1. Организация классного коллектива и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива учащихся на протяжении всего курса обучения.






Продолжение табл.

1

2

2. Организация своей деятельности и деятельности учащихся в целях реализации намеченного плана урока (серии уроков) с соблюдением принципов научной организации педагогического труда (НОПТ).

3. Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощи учащихся.

4. Организация факультативных занятий и кружков по предмету с учетом интересов учащихся.

5. Организация деятельности учащихся по созданию средств наглядности и ТСО

6. Реализация, оценка и корректировка намеченных планов по внеклассной работе.

7. Использование многообразных форм включения учащихся в учебную, трудовую, общественно полезную деятельность; обучение их самоорганизации.

8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач (на подготовительных этапах, в процессе занятий, при анализе работы, ее обобщении и систематизации).

9. Использование новых, передовых приемов обучения






Средняя оценка


VII. Коммуникативные умения

1. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – класс, ученик – ученик.

2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности, внушать уверенность в успехе.

3. Нахождение в учащемся наиболее сильных сторон его личности и внушение ему уверенности в себе.

4. Проявление меры требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися.

5. Внушающее воздействие на учащихся на основании признания авторитета.

6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса.






7. Предотвращение и разрешение конфликтов (подход к событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей, преодоление чувств личной неприязни)






Средняя оценка


VIII. Направленность

1. Любовь к своей профессии.

2. Ответственность, добросовестность.






Окончание табл.

1

2

3. Увлечение делом, трудолюбие.

4. Творчество в учебно-воспитательном процессе.

5. Любовь к своему предмету.

6. Любовь к детям






Средняя оценка


IX. Характер

1. Уравновешенность.

2. Инициативность.

3. Требовательность.

4. Справедливость.

5. Чуткость.

6. Терпеливость.

7. Чувство такта.

8. Чувство юмора.

9. Общительность.

10. Жизнерадостность, оптимизм.

11. Доброжелательность.

12. Искренность






Средняя оценка


X. Способности

1. Ясность и критичность ума, изобретательность.

2. Развитое воображение.

3. Целенаправленная память.

4. Выразительность и убедительность речи.

5. Наблюдательность, внимание.

6. Артистические способности






Средняя оценка


Общая средняя оценка



На основе итоговой оценки делается один из следующих пяти выводов:

1 (итоговая оценка от 1 до 2 баллов) – недопустимый уровень (учитель не соответствует занимаемой должности и подлежит увольнению);

2 (итоговая оценка от 2 до 3 баллов) – критический уровень (учитель соответствует занимаемой должности при условии развития в первую очередь профессиональных качеств, получивших наиболее низкие оценки);

3 (итоговая оценка от 3 до 3,75 балла) – средний уровень (учитель соответствует занимаемой должности при условии совершенствования недостаточно развитых профессиональных качеств);

4 (итоговая оценка от 3,75 до 4,5 балла) – высокий уровень (учитель соответствует занимаемой должности, заслуживает поощрения, рекомендуется совершенствовать менее развитые качества);

5 (итоговая оценка от 4,5 до 5 баллов) – оптимальный уровень (учитель соответствует занимаемой должности, заслуживает всяческого поощрения, а его педагогический опыт – распространения).

Шестой взгляд в «зеркало»: вопросы, которые Вы задаете.

Содержание передаваемого на уроке знания диктует методы обучения. Вопрос – непременная составляющая метода, и от правильной постановки вопроса во многом зависит целеосуществление методического замысла.

В методической литературе встречается несколько классификаций вопросов. Приведем одну из них, легко соотносимую с теорией уровней усвоения учебного материала.

I группа вопросов – репродуктивные вопросы. Они задаются с целью получения фактологической информации и требуют от учащихся лишь механического воспроизведения учебного материала. К репродуктивным вопросам относятся вопросы типа:

• Какие события описываются…

• Когда произошло…

• Что называют…

• Перечислите признаки…

• Назовите этапы… И т. д.

II группа – продуктивные вопросы:

• Вопросы на анализ:

– В чем причина?

– Каковы последствия? И т. д.

• Вопросы на обобщение:

– Каковы итоги?

– Какой вывод?

– Дайте оценку

• Вопросы на прогнозирование:

– Как вы думаете, что будет, если…?

• Проектные вопросы:

– Предложи свои варианты решения

• Вопросы на выделение сущности:

– Что составляет основу?

– В чем смысл явления?

– Какова основная идея?

• Вопросы на обоснование позиции:

– Почему вы считаете, что…?

– Чем вы можете доказать?

– Приведите аргументы.

– Обоснуйте свою позицию.

В а ж н о! Репродуктивные вопросы всегда предшествуют продуктивным, являясь своеобразным подготовительным этапом к вопросам более высокого порядка. Понаблюдайте, какие вопросы задаете учащимся Вы.

Седьмой взгляд в «зеркало»: определение ступени эффективности проведенного урока.

Для количественной оценки и самооценки эффективности проведенного урока применяется четырехбалльная шкала:

4 балла – данный параметр оценивается на «отлично»;

3 балла – «хорошо»;

2 балла – «удовлетворительно»;

1 балл – «неудовлетворительно».

Если за урок получено 85 баллов или больше, то урок отличный, если 65–84 балла – хороший, если 45–64 балла – удовлетворительный, если менее 45 баллов – неудовлетворительный.


Методика системного анализа

и оценка эффективности урока

План беседы и перечень вопросов по анализируемому уроку

№ п/п

Что оценивается

Балл а

Балл б

1

2

3

4

1

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА УРОКЕ



1.1

Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом

4

4

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

3

3

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

3

3

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися

4

4

1.5

Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения

3

4

2

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ



2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

4

4

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

4

4

2.3

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы

4

4

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

3

4

3

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ



3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков)

4

4

3.2

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

4

4

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации)

4

4

3.4

Оптимальность объема предложенного для усвоения материала

4

3

4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



4.1

Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности

3

2

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

4

4

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения

4

4

4.4

Уровень обратной связи со всеми учащимися

4

4

4.5

Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков

3

3

4.6

Степень эстетического воздействия урока на учащихся

4

4

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися

4

4

5

ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

4

4

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока

4

4

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели

4

4

5.3

Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились)

4

4

5.4

Степень воспитательного воздействия (что способствовало или не способствовало их воспитанию и в какой степени)

4

4

5.5

Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало или не способствовало их воспитанию и в какой степени)

4

4


Итого: «отлично»

94

94

Примечание:

а – графа для самооценки урока преподавателем;

б – графа для оценки руководителя учебного заведения.

Восьмой взгляд в «зеркало»: диагностика характера педагогического общения (на основе методики В. А. Кан-Калика).

Позитивные качества

Кол-во баллов

Нерациональные формы

общения

Доброжелателен, держится ободряюще


Специально планирует коммуникативные задачи



Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности: дети открыты для общения и развития


Открыт, не боится открыто выразить свои чувства



Динамичен, гибок в общении, легко разрешает возникшие проблемы, тушит возможные конфликты


Индивидуализирует общение с различными учащимися



Стимулирует инициативу

5 4 3 2 1



5 4 3 2 1




5 4 3 2 1





5 4 3 2 1




5 4 3 2 1





5 4 3 2 1




5 4 3 2 1

Недоброжелателен



Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникшие ситуации


В общении использует жесткие меры, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены


Думает только о престиже, старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль


Не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта



Общается только сверху вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения


Авторитарен, не терпит возражений