СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика развития мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вообще, мелкая моторика рук напрямую взаимодействует со вниманием мышлением, координацией, наблюдательностью и воображением, а также речью, памятью и зрением. Стоит также отметить, что развитие навыков мелкой моторики важно ещё и по той причине, что вся жизнь малыша будет нуждаться в применении точных, а главное координированных движений пальцев и кистей рук, которые так необходимы для того чтобы писать, одеваться, рисовать. А также выполнять разные движения для первой необходимости. Следует учитывать рекомендации по развитию мелкой моторики от ведущих специалистов.

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика развития мелкой моторики»

Вообще, мелкая моторика рук напрямую взаимодействует со вниманием мышлением, координацией, наблюдательностью и воображением, а также речью, памятью и зрением. Стоит также отметить, что развитие навыков мелкой моторики важно ещё и по той причине, что вся жизнь малыша будет нуждаться в применении точных, а главное координированных движений пальцев и кистей рук, которые так необходимы для того чтобы писать, одеваться, рисовать. А также выполнять разные движения для первой необходимости. Следует учитывать рекомендации по развитию мелкой моторики от ведущих специалистов.

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.


Методика 1

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.

(На выполнение задания отводится 1 минута).

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).


Методика 2

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии


Методика 3

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)

1 балл – 3 и более ошибок


Методика 4

Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии

1 балл – 5 и более раз сошел с линии


Методика 5

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.



Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры


Методика 6

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.



Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся в одном узоре

1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах


Методика 7

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более







Методика 8

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.



Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более


Методика 9

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.



Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более


Методика 10

Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ошибки в 1 фигуре

1 балл – ошибки в 2 фигурах и более


Методика 11

Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.

Оценка:

3 балла – скопировал правильно

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками

1 балл – не смог скопировать фразы


Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Упражнения для развития мелкой моторики

«Дружат добрые зверята» (пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями).

«Котята»

«Все котятки мыли лапки,

Вот так, вот так (при этом трем ладошки малыша друг о друга)

Мыли ушки, мыли брюшки

Вот так, вот так. (трем ушки и животик)

А потом они устали,

Вот так, вот так (приложить кулачки малыша к глазам и потереть)

Сладко-сладко засыпали,

Вот так, вот так (сложить ладошки крохи вместе и приложить к голове, как будто он спит).

"Домик"

Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)


"Прятки"

В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

"Разноцветные прищепки"

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного... цвета.

«Гости»

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

«Горшок»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

«Замок»

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Покачали, Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

Потянули, (потянули) И – открыли! (руки разжимаются)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

«Прогулка»

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).

«Воздушный шарик»

Я надул воздушный шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик. Лопнул шарик не беда - новый шар надую я.

«Крючочки»
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)
«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь)).
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша)).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).