СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика текстовых умений у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

При написании сочинения основным умением является умение строить связные высказывания. Основной прием работы с текстом, при развития у учащихся соответствующих умений, по мнению Н.А.Ипполитовой, — анализ текста. Содержанием подобной работы является озаглавливание текста (подбор заголовка, выбор заголовка из ряда возможных, сравнение заголовков и т. п.); определение темы и основной мысли высказывания; анализ композиционного оформления текста; составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста); составление вопросов к тексту; определение способов соединения предложений и частей текста; определение стиля, жанра, типа текста; определение роли языковых средств в передаче содержания текста и т. п.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика текстовых умений у детей младшего школьного возраста»

Диагностика текстовых умений у детей младшего школьного возраста

При написании сочинения основным умением является умение строить связные высказывания. Основной прием работы с текстом, при развития у учащихся соответствующих умений, по мнению Н.А.Ипполитовой, — анализ текста. Содержанием подобной работы является озаглавливание текста (подбор заголовка, выбор заголовка из ряда возможных, сравнение заголовков и т. п.); определение темы и основной мысли высказывания; анализ композиционного оформления текста; составление плана (сопоставление данного плана и содержания анализируемого текста); составление вопросов к тексту; определение способов соединения предложений и частей текста; определение стиля, жанра, типа текста; определение роли языковых средств в передаче содержания текста и т. п. [11].

Для того чтобы понять, в какой степени сформированы текстовые умения у детей, обучающихся на сегодняшний день в начальной школе, была проведена диагностика. На основе методических рекомендаций Н.А.Ипполитовой, были выбраны следующие текстовые умения:

1. Умение озаглавить текст.

2. Умение определить тему и основную мысль текста.

3. Умение составить текст по плану.

Учащиеся оценивались по этим критериям в ходе диагностики, каждый пункт оценивался по 3 бальной шкале:



Таблица 3

Оценка сформированности умения озаглавить текст у младших школьников


Балл

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно озаглавить текст, прослушав его либо бегло прочитав.

1

Учащийся может озаглавить текст, внимательно прочитав его, либо по наводящим вопросам учителя.

0

Учащийся не может озаглавить текст даже после внимательного прочтения и вопросов учителя.


Таблица 4

Оценка сформированности умения определить тему и основную мысль текста у младших школьников


Уровни

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно определить тему и основную мысль текста, услышав его от учителя либо после самостоятельного чтения.

1

Учащийся может определить тему и основную мысль текста, внимательно вчитавшись в него, либо с помощью учителя.

0

Учащийся не может определить тему и основную мысль текста.




Таблица 5

Оценка сформированности умения текст по плану у младших школьников


Уровни

Проявления

2

Учащийся может самостоятельно составить связный текст по указанному плану.

1

Учащийся может по представленному плану составить связный текст при помощи учителя.

0

Учащийся не может составить связный текст по плану.


Были определены уровни развития текстовых умений младших школьников:

0-2 – критический уровень;

3-4 – допустимый уровень;

5-7 – оптимальный уровень.

Таблица 6

Уровни сформированности текстовых умений младших школьников


Уровни

Проявления

Оптимальный

Учащийся может самостоятельно (с небольшой подсказкой учителя) озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану).

Допустимый

Учащийся может озаглавить, определить основную мысль и составить план текста (текст по плану) с помощью наводящих вопросов учителя, либо с подсказкой одноклассника

Критический

Учащийся не может озаглавить текст, определить основную мысль и составить план текста


Диагностика была проведена на заданиях, приведенных в Приложении1.

Результаты диагностики отображены в таблице 7 и на рис. 1.


Таблица 7

Уровни сформированности текстовых умений в результате исходной диагностики


№ п/п

Ученик

исходная диагностика

озаглавливание текста

определение темы и основной мысли

составление текста по плану

итого

уровень

1


1

1

0

2

низкий

2


1

1

1

3

средний

3


1

1

0

2

низкий

4


1

1

0

2

низкий

5


1

1

1

3

средний

6


1

0

0

1

низкий

7


1

1

1

3

средний

8


2

2

1

5

высокий

9


1

1

1

3

средний

10


1

0

0

1

низкий

11


2

1

1

4

высокий

12


1

1

1

3

средний

13


1

0

0

1

низкий

14


2

2

1

5

высокий

15


1

1

0

2

низкий

16


1

0

1

2

низкий

17


1

1

1

3

средний

18


2

2

1

5

высокий

19


0

1

0

1

низкий

20


1

1

1

3

средний

21


1

0

0

1

низкий

22


1

1

1

3

средний

23


1

1

1

3

средний

24


1

1

1

3

средний

25


1

1

1

3

средний

26


1

1

1

3

средний


Рис. 1 Уровни сформированности текстовых умений младших школьников.


Диагностика была проведена на заданиях УМК «Школа России» (Приложение 1).

В ходе диагностики было выявлено, что у большинства младших школьников текстовые умения сформированы на критическом и допустимом уровне; на оптимальном уровне – только у 15%.

При этом 4 учащихся (16%) могут самостоятельно озаглавить предложенный текст после беглого прочтения; 21 учащийся (81%) справились с этим заданием только после того, как внимательно прочитали текст и учитель задал наводящие вопросы и 1 учащийся (3%) не справился с заданием вообще. Указать тему и главную мысль текста после прочтения его учителем удалось 3 учащимся (12%); после наводящих вопросов и самостоятельного чтения – 18 учащимся (69%); вообще не справились с заданием 5 учащихся (19%). Составить план после беглого прочтения текста не смог ни один учащийся; после внимательного прочтения это удалось 17 учащимся (65%); вообще не удалось 9 учащимся (35%).

Причина настолько низкого уровня сформированности текстовых умений в недостатке заданий на совершенствование данных умений в УМК, на основе которого проводится работа с учащимися.

Приложение 1

Комплекс заданий для проведения исходной диагностики сформированности текстовых умений у учащихся 3 класса


  • Прочитайте. Озаглавьте текст.

Дети были очень милые. Настя был как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был один чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

М. Пришвин

  • Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.

Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья не белись, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит».

Л. Толстой

  • Составьте по представленному плану текст

1. При каких обстоятельствах произошел с вами этот случай

2.Описание ситуации

3. Чем все закончилось

4. Почему этот случай мне запомнился



Приложение 2

Комплекс заданий для проведения итоговой диагностики сформированности текстовых умений у учащихся 3 класса


  • Прочитайте. Озаглавьте текст.

Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принес птичку домой, поместил ее в клетку. Синичка открыла глаза и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю.

Г.Скребницкий

  • Определите тему и главную мысль текста.

В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаметный, коричневато-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

  • Составьте текст «Мое любимое животное» по плану

1. Описание животного

2. Где я впервые с ним познакомился

3. Чем оно мне нравится








Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.

  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.

  3. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.

  4. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.

  5. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.

  6. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с

  7. Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.

  8. Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.

  9. Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123

  10. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2002. №9. с.109-117.

  11. Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.

  12. Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.

  13. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  14. Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

  15. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  16. Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.

  17. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

  18. Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.

  19. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.

  20. Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.

  21. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.

  22. Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.

  23. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.

  24. Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.

  25. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.

  26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.

  27. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа - 2007 №1 с. 83-88.

  28. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.

  29. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40

  30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.

  31. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.

  32. Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.

  33. Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.

  34. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.

  35. Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. № 4-5.

  36. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.

  37. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.

  38. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.

  39. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.

  40. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.

  41. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.

  42. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.

  43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.

  44. Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 144с.

  45. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  46. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.

  47. Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  48. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.

  49. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2012. – 160с.

  50. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

  51. Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.

  52. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.

  53. Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.

  54. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.

  55. Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.

  56. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .

  57. Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.

  58. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.

  59. Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.

  60. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)

  61. Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html (дата обращения 03.04.2014).

  62. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).

  63. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).