№№ | Критерии педагогических компетентностей | Характеристика компетентностей | Показатели оценки компетентностей |
1 | обеспечение эмоционального благополучия детей | непосредственное общение с каждым ребенком; | Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; Умения выяснить индивидуальные потребности, возможности ребенка, трудности, с которыми он сталкивается в общении с родителями, сверстниками. Умение организовать НОД с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира ребенка. Умение построить индивидуализированную образовательную программу. |
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям | Умение учитывать точку зрения воспитанников в процессе оценивания достижений. Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях. Умение сохранить объективную оценку воспитанника в ситуациях эмоционального конфликта. Умение организовать педагогическую деятельность в гуманистическом направлении. |
2 | Поддержка индивидуальности и инициативы детей | создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности | Знание ФГОС ДО и реализующих его программ. Знание возрастных особенностей воспитанников. Знания возможностей конкретных воспитанников. Постановка образовательных задач, в соответствии с возможностями воспитанника. |
| | создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей | Демонстрация успехов воспитанников родителям, сверстникам, педагогам других ДОО Знание интересов воспитанников, их внутреннего мира. Умение показать роль и значимость полученных воспитанниками знаний и умений |
| | недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) | Умение применять полученные знания для объяснения воспитанникам социальных и природных явлений Демонстрация личностно-ориентированных методов дошкольного образования. Наличие своих «находок», методов и авторских разработок. Знание современных достижений в области методики дошкольного образования, в том числе и в использование коммуникационно - информационных технологий. |
3 | установление правил взаимодействия в разных ситуациях | создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья | Умение убеждать воспитанников, что истина может быть не одна Умение организовать педагогическую деятельность в позитивном направлении. Интерес к внутреннему миру воспитанников предполагает знания их индивидуальных и возрастных особенностей Выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности воспитанников Обеспечение реализации «субъект-субъектного» подхода, ставит воспитанника в позицию субъекта деятельности Помогает воспитаннику поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. |
| | развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками | Знания по психологии в организации воспитательного процесса. Умение педагога регулировать взаимоотношения в детском коллективе. Умение создавать ситуацию успеха для воспитанников. |
| | развитие умения детей работать в группе сверстников | Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные маршруты. Знания возможностей конкретных воспитанников. Умение организовывать образовательную деятельность в соответствии с возможностями воспитанников. |
4 | построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) | создание условий для овладения культурными средствами деятельности | Умение ориентироваться в основных сферах материальной и духовной жизни и распознавать материальные и духовные интересы воспитанников. Умение ориентироваться в культуре. |
организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей | Умение продемонстрировать свои достижения. Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. |
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства | Умение выяснить индивидуальные потребности воспитанников. Знать интересы воспитанников, их внутреннего мира. |
оценка индивидуального развития детей | Знание видов педагогической оценки. Знать многообразие педагогических оценок воспитанников. Владение (применение) различными методами оценивания. |
5 | взаимодействие с родителями | непосредственное вовлечения их в образовательную деятельность | Умение привлекать родителей в разработку образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута. |
совместные проекты с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи | Профессиональная любознательность. Умение пользоваться различными информационно – поисковыми технологиями. Умение разрабатывать проекты и их реализовывать. Умение использовать различные базы данных в образовательном процессе. |