Диагностическая карта обследования детей 6 – 7 лет
с умственной отсталостью учителя - дефектолога
Обследование восприятия
а) зрительное восприятие
Что предъявляем | Покажи где | Скажи, что это? |
Капуста | | |
Лодка | | |
Корова | | |
Чашка | | |
Ботинки | | |
Жеребенок | | |
Особенности выполнения задания _______________________________
Что предъявляем | Покажи где | Скажи, что это? |
Платье | | |
Полка | | |
Кувшин | | |
Коляска | | |
Лошадка | | |
Сковорода | | |
Рубашка | | |
Отметить какой пунктир (контур), особенности выполнения задания _____________________________________________________________
Отметить особенности выполнения задания________________________
что предъявляем: посуда - 7 предметов
что находит___________________________________________________
что предъявляем: фрукты - ягоды - 8 предметов
что находит___________________________________________________
что предъявляем: игрушки - 8 предметов
что находит___________________________________________________
особенности выполнения задания ________________________________
Результаты ___________________________________________________
из семи два; что предъявляем 2 котенка + 5
Результаты ___________________________________________________
из девяти два; что предъявляем 2 Буратино + 7
Результаты ___________________________________________________
Отметить, как предъявлялись картинки: линейно или вразброс, цветное изображение или черно-белое изображение, время выполнения задания _____________________________________________________________
-
парные картинки (цветные) сколько пар (10), время выполнения задания, др. особенности ____________________________________________
-
конструирование силуэтного изображения предмета, разрезанного по функциональным частям предмет, количество частей лошадка-качалка - 8 частей:
-
без опоры на предмет (результаты, время, др. особенности)_____________________________________________
-
с опорой на предмет (результаты, время, др. особенности) ________________________________________________________
-
без образца (предметная или сюжетная картинка, цветное или черно-белое изображение, время и др. особенности) ________________________________________________________
-
с опорой на образец _______________________________________
-
количество врезок и отсутствующих предметов соответствует друг другу с образцом или без, время, др. особенности________________________________________________________
-
количество врезок больше, чем требуется ____________________
б) слуховое восприятие:
Что предъявляем | Покажи, что звучало | Скажи, что звучало |
Бубен | | |
Резиновая игрушка (пищалка) | | |
Ключи | | |
Скрепки в коробке | | |
Барабан | | |
Особенности работы___________________________________________
характеристика______________________________________
характеристика______________________________________
характеристика______________________________________
Особенности работы_________________________________
в) Тактильное восприятие
Найди | Достает | Называет |
Грибок | | |
Молоточек | | |
Юла | | |
Пирамидка | | |
утенок | | |
Особенности работы___________________________________________
Предъявляем | Называет, что это |
Кубик | |
Шарик | |
Грибок | |
Рыбка | |
Книга | |
Чашка | |
Особенности работы___________________________________________
Обследование памяти
г) зрительная память
-
Предъявляем: пирамидка, юла, лопатка, лошадка, коляска, самолет +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
-
предъявляем: ваза, ведро, чайник, стакан, кастрюля +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
Предъявляем машина, лодка, велосипед, троллейбус, самолет +2
Называет_______________________________________________
Предъявляем корова, верблюд, собака, лошадь+2
Называет_______________________________________________
Ряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
платье | диван | ножницы | лампа | шкаф | тапочки |
Называет | | | | | | |
Особенности работы_________________________________
Ряд: тапочки, девочка, стул, лампа, мяч, юбка
Что убрали | Что называет |
Лампу | |
Тапочки | |
мяч | |
Особенности работы________________________________
Ряд: шкаф, юбка, стул, лампа, девочка, ножницы
Изменения: вместо девочки – мальчик
Видит________________________________________________________
Изменения: ножницы и шкаф поменялись местами
Видит________________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
д) слуховая память
Предъявляем | Воспроизводит |
| |
| |
Особенности работы___________________________________________
Предъявляем: солнце, мост, мельница, комар
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
Предъявляем: осень, дождь, лужи, сапоги, зонтик
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
Предъявляем: калоши, ботинки, сапоги, туфли
Называет и показывает_________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Предъявляем: олень, белка, еж, лиса, тигр
Называет и __________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Мышление
е) операции мышления: обобщение, сериации, исключения понятия
Обобщение
Инструкция: «Собери все синее (красное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Собери все круглое (квадратное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Собери все, с чем можно играть…..обувать…..на чем ездить
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Сериации
-
Предъявляем 4 стакана, отличающихся высотой
Инструкция: «Расположи от самого высокого до самого низкого»
Результат ____________________________________________________
-
Предъявляем 5 шарфов разной длины
Инструкция: «Расположи от самого длинного до самого короткого»
Результат ____________________________________________________
-
Предъявляем 5 юбок разной ширины
Инструкция: «Расположи от самой широкой до самой узкой»
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Исключения понятия
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 синих круга + 1 красный
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 красных квадратов + 1 синий
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем тарелка, шарик, цветок, клубок + книга
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем печенье, платок, сумка, часы + праздничный колпачок
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 игрушки + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета посуды + 1 мебель
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета одежды + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Элементарные математические представления
ж) Счет и арифметические действия
количественный счет:____________________________________
порядковый счет:_________________________________________
Какие группы предметов сравниваем, например 4 грибочка + 3 елки
Скажи сколько грибов?_______ А сколько елок?__________
Чего больше?__________ Чего меньше? _______
Как сделать так, чтобы и елок и грибов стало поровну? (двумя способами)
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
-
Геометрические формы
Что предъявляем | Покажи где? (отмечаем +/-) | Скажи, что это? (отмечаем +/-) |
Круг | | |
Квадрат | | |
Треугольник | | |
прямоугольник | | |
-
Знание эталонов цвета
Цвета | Покажи где (отмечаем +/-) | Скажи, какой цвет (отмечаем +/-) |
Красный | | |
Желтый | | |
Синий | | |
Красный | | |
Зеленый | | |
Черный | | |
Белый | | |
Коричневый | | |
Пространственно – временные представления
Инструкция: «иди вперед_____ назад_____ влево_____ вправо_____ повернись налево______ направо_____ подними голову вверх________ опусти голову вниз____»
Примечание: отмечаем, с каким заданием справился ребенок.
Инструкция | Действия ребенка (отмечаем +/-) |
Покажи, где правая рука | |
Покажи, где левая рука | |
Покажи, где правая нога | |
Покажи, где левая нога | |
Покажи, где живот | |
Покажи, где правое ухо | |
Покажи, где левое ухо | |
Покажи, где правый глаз | |
Покажи, где левый глаз | |
-
Ориентировка во временах года
Картинный материал | Покажи где (отмечаем +/-) | Назови, какое время года (отмечаем +/-) |
Зима | | |
Лето | | |
Осень | | |
весна | | |
-
ориентировка в частях суток
Картинный материал | Покажи где (отмечаем +/-) | Назови, какое время года (отмечаем +/-) |
Утро | | |
Вечер | | |
День | | |
Ночь | | |
-
Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая сторона)
Оборудование: магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).
Инструкция: «Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Обследование проводится аналогично предыдущему.
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Оборудование: лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.
Инструкция: «Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Мелкая моторика и графомоторные навыки
з) Обследование мелкой моторики
Ведущая рука (правая/левая) __________________________________
Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________
-
Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)
Результат________________________________________________
Результат________________________________________________
и) Графомоторные навыки
Результат________________________________________________
Результат________________________________________________
Результат________________________________________________
-
Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (рамки Монтессори, например квадрат)
-
Результат________________________________________________
-
Умение рисовать простые предметы (дом, дерево и т.п.)
Результат (что умеет рисовать ребенок, прикладываем рисунок) ________________________________________________
Уровень сформированности представлений о явлениях общественной жизни
Семья
-
Понимать, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
-
Знать и уметь называть близких родственников.
Родная страна
-
Знать и называть города/поселка, в котором живет
Труд взрослых
-
Знать названия профессий: шофер, повар, продавец, врач, воспитатель, а также содержания труда.
-
Знать место работы родителей.
Вопросы для беседы:
-
Назови, в каком городе мы живем?
-
Как называется поселок, в котором мы живем?
-
Расскажи из кого состоит твоя семья?
-
Сколько человек в вашей семье?
-
Как зовут твою маму?
-
Как зовут твоего папу?
-
Как зовут твою бабушку (ек)?
-
Как зовут твоего дедушку (ек)?
-
Как зовут твою сестру (брата)?
-
Кто работает в нашей группе?
-
Как зовут воспитателей?
-
Как зовут помощника воспитателя?
-
Кто и как следит за вашим здоровьем в детском саду?
-
Как зовут медицинскую сестру и врача? Где находится медицинский кабинет?
-
Кто и как готовит вам обед?
-
Где находится кухня в детском саду?
Обработка результатов диагностики:
3 балла – дает полные и правильные ответы, либо дает полные и правильные ответы с незначительными ошибками.
2 балла – неполные ответы, наличие в них наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных.
1 балл – неполные ответы с преобладанием неверных представлений, не дает ответов на вопросы.
Заключение учителя – дефектолога по результатам диагностики
-
Общие сведения
Фамилия, Имя _______________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Адрес ________________________________________________________
-
Общие сведения о семье
Данные о родителях (возраст, место работы, должность)
Мать ______________________________________________________
Отец ______________________________________________________
Данные о других детях ______________________________________
-
Жалобы родителей _________________________________________
-
Результаты психолого – педагогического обследования
Внешний вид ребенка _______________________________________
Принятие заданий ___________________________________________
Сотрудничество со взрослыми (контактность)___________________
Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое) _____________________________________________________
Познавательное развитие _____________________________________
Сенсорное развитие _________________________________________
Уровень развития восприятия _________________________________
Хаотичные действия ___________пробующие действия___________
Примеривание _____________ зрительная ориентировка__________
Уровень развития наглядно – действенного мышления ___________________________________________________________
Уровень развития наглядно – образного мышления ______________
Уровень развития элементов логического мышления _____________
Уровень развития количественных представлений _______________
Уровень сформированности представлений:
Об окружающем ______________ о себе ___________________
О своей семье ___________________
О предметах ближайшего окружения __________________________
О явлениях и объектов природы _______________________________
Уровень развития игры ______________________________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:
Конструирование по подражанию ___________,
Рисование предметов__________ по образцу __________сюжетное рисование_________.
Уровень развития речи:
Понимание речевой инструкции______________________________
Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые) ___________
Наличие и характер фразовой речи ____________________________
-
Заключение _____________________________________________
-
Направления коррекционно – развивающей работы_________
-
Рекомендации специалистам, работающим с ребенком_______
-
Педагогический прогноз__________________________________