СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа для учащихся 5 классов. читательская грамотность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа. Диагностическая работа для учащихся 5 кл "Читательская грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа для учащихся 5 классов. читательская грамотность»

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГГТУ,

 







ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ


ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ























Кашкина Оксана Николаевна,

МОУ-РЕШОТКИНСКАЯ ООШ,

г.о.Клин,

2021

Часть 1

Для участия в конкурсе чтецов «Живая классика» ученице 6 класса предложили прочитать рассказ Виктора Петровича Астафьева "Белогрудка".

Виктор Астафьев

"Белогрудка"

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница...

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду...

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда...

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли...

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки...

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке...

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе...

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу... Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц...

1961


Ученице, уже немного знакомой с творчеством В.П.Астафьев (она в 5-м классе изучала на уроках литературы рассказ «Васюткино озеро»), история о Белогрудке очень понравилась, и девочка решила найти дополнительную информацию о маленьком отважном зверьке. Во время поисков в интернете на сайте «Все живое» (https://vsezhivoe.ru/kunica/) школьница нашла сведения о разных видах куницы и местах их обитания.

Лесная куница, или европейская куница 

Куница — хищное млекопитающее среднего роста, имеющее красивое тело и большой хвост. Уши округлые, довольно большие относительно размера тела, длинная шея, небольшая заостренная мордочка, короткие лапки. Животное среднего размера, весом около 1,5-1,7 кг и длиной тела примерно 50 см. Окрас обычно светло или темно-коричневый, с бледным или желтоватым пятном на груди. Куница — единственное животное из семейства Куньих с наполовину втяжными когтями. Это позволяет хищнику хорошо лазать по деревьям, при этом не теряя в скорости при беге. Представители семейства куньих великолепные охотники, обладают развитой моторикой лап, а также острыми клыками и когтями, способными нанести рваные раны человеку. Лесная куница обитает в основном в смешанных и лиственных лесах, реже в хвойных (еловых, пихтовых), в частности, на севере России.

Американская куница

Обитает в Северной Америке, от Канады и Аляски до Нью-Мексико. В Канаде и Аляске животное встречается очень часто. В США популяция значительно сократилась, и ареал обитания животного сузился до горных массивов на западе США. Окрас варьируется от бледно-желтого до черного и рыжевато-коричневого. На горле и груди обычно есть соломенно-желтое или оранжевое пятно. Животное весит от 0,5 до 1,4 кг, длиной 50-70 см с коротким, но пушистым хвостом.

Желтогрудая куница, или уссурийская куница, или харза

Харза обитает в Азии — в Индии, Афганистане, Пакистане, Непале, Бутане, Корее, в южном Китае, на Тайвани и на российском Дальнем Востоке. В Юго-Восточной Азии животное встречается в Бангладеш, Тайланде, Вьетнаме, Мьянме, Камбодже, Лаосе и Малайзии. В Непале животное видели на высоте 4 500 метров над уровнем моря.

Харза — самая крупная куница. Самцы весят 2,5-5,7 кг, самки в среднем от 1,6 до 3,8 кг. По внешнему виду напоминает лесную куницу, однако отличается от нее необычным желтоватым окрасом. Хвост очень длинный и менее пушистый по сравнению с другими видами, и составляет около 2/3 от длины тела животного.

Где обитает куница?

Куницы живут в Северной Америке, Европе и Азии. Основной ареал обитания — глухие хвойные и лиственные леса. Животные живут как на высокогорье, так и на равнине.








Ученица решила прочитать и другие произведения В.П. Астафьева, познакомиться с биографией писателя. Она прочитала следующую статью и даже нашла село Зуята на карте.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска (на севере нашей огромной страны), в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе. Чтобы развить писательский потенциал подростка, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое вышло очень удачным, и было опубликовано в журнале. Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.

В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.




1. Какую информацию ученик нашел в рассказе "Белогрудка"? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. У Белогрудки родились очень маленькие котята.

Б. Белогрудка живет в Сибири.

В. Зуяты - небольшой город.

Г. Белогрудка жила в гнезде на березе.



Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и

неверный ответ.

Ответ отсутствует.



2. Опираясь на текст рассказа, запишите ТРИ причины, по которым можно утверждать, что Белогрудка была очень заботливой мамой.

1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

3) _______________________________________________________________



Система оценивания

3 балла

Записаны три причины из следующих возможных:

1) Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду...

2) Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

3) Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки...

2 балла

Записаны две причины из перечисленных выше, третья причина или не записана, или не содержится в тексте рассказа.

1 балл

Записана только одна из причин, перечисленных выше, две другие причины или не записаны, или не содержатся в тексте рассказа.

0 баллов

Ни один из записанных фрагментов интервью не связан с характеристикой Белогрудки как заботливой мамы. Ответ отсутствует



3. Запишите ТРИ признака отличия американской куницы от лесной куницы.


  1. ______________________________________________________

2) _______________________________________________________

3) _______________________________________________________



Система оценивания

3 балла

Записаны три причины из следующих возможных:

1) Окрас варьируется от бледно-желтого до черного и рыжевато-коричневого

2) На горле и груди обычно есть соломенно-желтое или оранжевое пятно

3) Весит от 0,5 до 1,4 кг

4) Короткий, но пушистый хвост

2 балла

Правильно указано два признака отличия из перечисленных выше, , третий признак или не указан, или указан неверно..

1 балл

Записана только одна из причин, перечисленных выше, две другие причины или не записаны, или не содержатся в тексте рассказа.

0 баллов

Ни один из записанных фрагментов интервью не связан с характеристикой Белогрудки как заботливой мамы. Ответ отсутствует



4. На различных сайтах шестиклассница нашла занимательные фотографии куниц различных видов. Отметьте снимок, на котором изображена харза.


А Б

В Г

Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Г.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и

неверный ответ.

Ответ отсутствует.



5. Девочка решила внести полученную информацию о разных видах куниц в таблицу. Для каждого вида необходимо указать, где обитают эти животные, каков их окрас, каков средний размер и вес. Заполните столбцы таблицы нужными сведениями.



Вид куницы

Ареал обитания

Особенности окраса

Вес и размер животного

Лесная куница,

или европейская куница

Север России

Светло или темно-коричневый, с бледным или желтоватым пятном

1,5 - 1,7 кг, длина тела 50 см

Американская куница

Северная Америка

От бледно-желтого до черного, на груди есть соломенно-желтое или оранжевое пятно

От 0,5 до 1,5 кг, длина тела 50 – 70 см

Желтогрудая куница,

или уссурийская куница,

или харза

Азия

Необычный желтоватый окрас

Самцы 2,5 – 5,7 кг, самки 1,6 – 3,8 кг

.

Система оценивания

3 балла

Все три строки таблицы заполнены верно:

Вид куницы

Ареал обитания

Особенности окраса

Вес и размер животного

Лесная куница,

или европейская куница

Север России

Светло или темно-коричневый, с бледным или желтоватым пятном

1,5 - 1,7 кг, длина тела 50 см

Американская куница

Северная Америка

От бледно-желтого до черного, на груди есть соломенно-желтое или оранжевое пятно

От 0,5 до 1,5 кг, длина тела 50 – 70 см

Желтогрудая куница,

или уссурийская куница,

или харза

Азия

Необычный желтоватый окрас

Самцы 2,5 – 5,7 кг, самки 1,6 – 3,8 кг


2 балла

Две из трёх строк таблицы заполнены верно, третья или не заполнена, или заполнена неполностью, или при её заполнении допущены фактические ошибки.

1 балл

Одна из трёх строк заполнена верно, остальные две или не заполнены, или заполнены неполностью, или при их заполнении допущены фактические ошибки.

0 баллов

При заполнении каждой из строк допущены фактические ошибки.

Ответ отсутствует.


6. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит информации, приведенной на карте:

А. Куницы живут в Северной Америке, Европе и Африке.

Б. Куницы живут в Северной Америке, Южной Америке и Австралии.

В. Куницы живут в Северной Америке, Европе и Азии.

Г. Куницы живут в Северной Америке и Европе.


Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и

неверный ответ.

Ответ отсутствует.


7. Пользуясь картой и биографией писателя, докажите, что В.П. Астафьев мог написать рассказ, основываясь на личном (пережитом) материале. Запишите свой ответ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

2 балла

В ответе указано, что в 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. На карте отмечено, что село Зуята находится рядом с Пермью.

1 балл

В ответе указано, что в 1962 году семья Астафьева переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду. Анализ карты не приведен.

0 баллов

Объяснение НЕВЕРНОЕ. Ответ отсутствует.


8. Докажите, что писательский талант Виктора Астафьева помог раскрыть неравнодушный человек. Запишите свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Система оценивания

2 балла

Указано, что учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе. Для развития писательского потенциала он дает подростку разные задания.

1 балл

Указано только учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе

0 баллов

Записано любое другое предложение. Ответ отсутствует.


9. Для какого произведения Астафьева основой стало его школьное сочинение? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. «Прокляты и убиты»

Б. «Васюткино озеро»

В. «Фотография, на которой меня нет».

Г. «Конь с розовой гривой»


Система оценивания

1 балл

Выбран ответ Б.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и

неверный ответ.

Ответ отсутствует.


Часть 2

Жадный Лев

(притча)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.


10. Как вы считаете, был ли лев действительно жадным? Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.

Система оценивания

2 балла

Дан ответ «Да», в обосновании указывается на то, что герой действительно был жадным, ИЛИ говорится о законах жанра притчи, предполагающих какую-нибудь житейскую мудрость, например: «Да, это произведение – притча. Оно учит поступать правильно, показывает, что порок наказан».

1 балл

Дан ответ «Да», в качестве обоснования указывается только на то, что Льва называют жадным

0 баллов

Дан ответ «Нет» и приведено любое обоснование, ИЛИ дан ответ «Да» и приведено неверное обоснование, либо обоснование не приведено.

Ответ отсутствует


11. Почему Лев все время менял добычу? Запишите свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Система оценивания

1 балл

Указано, что жадность становится необузданным (сильным, страшным) желанием получить как можно больше

0 баллов

Дан любой другой ответ, например: «был голодный».

Ответ отсутствует.


12. О чем подумал Лев, увидев свое отражение в воде? Найдите и выпишите из текста предложение, в котором об этом говорится.


Система оценивания

1 балл

Верно найдено и выписано предложение или его фрагмент:

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал, что перед ним какое-то большое животное

или «подумал, что перед ним какое-то большое животное»

0 баллов

Выписана любая другая реплика.

Ответ отсутствует.


13. В тексте есть фраза: «Разогнался он и бултыхнулся в воду…» Объясните, почему лев так поступил. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система оценивания

1 балл

Лев прыгнул в воду, чтобы поймать еще большую добычу,

ИЛИ из-за жадности,

ИЛИ «решил, к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча»

0 баллов

Дан любой другой ответ.

Ответ отсутствует.

14. Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Упрямство.

Б. Злость.

В. Глупость.

Г. Невнимательность.


Система оценивания

1 балл

Выбран ответ В.

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


15. Чему учит притча? Запишите свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Система оценивания

1 балл

Жадность может привести к беде,

ИЛИ нужно бороться с жадностью

ИЛИ нельзя быть жадным

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


16. Что изменилось бы, если бы Лев поймал газель? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. В этом случае из притчи исчез бы весь смысл.

Б. Льва было бы жалко.

В. Повествование стало бы более веселым.

Г. Нужно было бы добавить еще героев.

.

Система оценивания

1 балл

Выбран ответ А

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ.

Ответ отсутствует.


17. Какая из пословиц отражает главную мысль притчи «Жадный лев»? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

А. Жадность последнего ума лишает.

Б. Жадность всякому горю начало

В. Жадность – сестра богатства.

Г. Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего

Система оценивания

2 балла

Выбраны А, Б и Г.

1 балл

Выбраны любые два ответа из А, Б, Г.

0 баллов

Выбраны другие ответы.

Ответ отсутствует.