Диагностическая работа по биологии
9 класс
Автор: Косолапова Лидия Геннадиевна,
учитель биологии МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Озинского района Саратовской области
Аннотация
Содержание диагностической работы соответствует контрольно-измерительным материалам 2018 года. При составлении заданий использованы демонстрационные версии КИМ предыдущих лет и задания открытого сегмента базы заданий ФИПИ. Диагностическая работа состоит из 2 частей и включает 20 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом. На выполнение диагностической работы по биологии отводится 1 урок (45минут). Работа содержит 14 задания базового уровня сложности, 70% от общего количества заданий теста, 6 заданий повышенного уровня сложности – 30%.
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 2 частей и включает 20 заданий. Часть 1 содержит 19 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом.
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 1 урок (45минут).
Ответы к заданиям 1-13 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 14-19 записывают в виде последовательности цифр.
К заданию 20 надо дать развёрнутый ответ.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
1. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал
1) учение о доминанте 2) клеточную теорию 3) учение о биосфере 4) теорию возникновения человека | |
2. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?
1) производит питательные вещества 2) контролирует жизнедеятельность 3) запасает воду 4) поглощает энергию солнца | |
3. Что такое мицелий?
1) фотосинтезирующая часть лишайника
2) орган спороношения гриба
3) симбиотический орган гриба и корней растений
4) вегетативное тело гриба
4. К развитию какой болезни приводит дефицит витамина D?
1) цинга 2) рахит 3) гипотиреоз 4) синдром Дауна
5. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в
1) желудочках сердца
2) капиллярах большого круга кровообращения
3) венах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
6. Чихание возникает при раздражении рецепторов
1) ротовой полости 2) гортани 3) носовой полости 4) трахеи
7. Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход 2) слуховая труба
3) молоточек 4) улитка
8. Что нужно делать, чтобы не заразиться бычьим цепнем?
1) регулярно пить антибиотики
2) есть только парное мясо
3) есть хорошо прожаренное мясо
4) пить много сладкого чая
9. Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1) повышение температуры воздуха
2) сокращение длины светового дня
3) увеличение влажности среды
4) понижение температуры воздуха
10. Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающий среды (по оси х отложена температура воздуха (°С), а по оси у — относительная работоспособность (в %)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает работоспособность человека?
1) снижается на всём указанном интервале
2) сначала незначительно растёт, а потом снижается
3) остаётся неизменной в указанном температурном интервале
4) медленно растёт в указанном интервале температур
11. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Кактус | Рогоз |
Ковыль | Папоротник |
Алоэ | Стрелолист |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) потребность в воде 2) строение цветка
3) способ размножения 4) жизненная форма
12. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Функция |
Пепсин | Расщепление белков |
... | Транспорт газа |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гемоглобин 2) амилаза 3) хлорофилл 4) хитин
13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
кровеносная система | сердце |
... | биоценоз |
| |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) почва 2) растения 3) ареал 4) биосфера
14. В таблице приведены ткани растений и их функции. Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
... | проведение веществ к корням |
эпидермис | защита нижележащих тканей |
1) пробка 2) ксилема 3) флоэма 4) камбий
15. Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
16. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Ромашка
3) Растения
4) Астроцветные
5) Цветковые, или Покрытосеменные
6) Астровые, или Сложноцветные
17. Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Переведите микроскоп на большое увеличение.
2) Настройте на микроскопе свет.
3) Поставьте микроскоп перед собой.
4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.
5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
6) Положите препарат на предметный столик.
18. Вставьте в текст «Мышечные ткани человека»» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства — возбудимость и ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) поперечнополосатая | 2) гладкая | 3) не поперечно исчерчены | 4) поперечно исчерчены |
5) 10–12 см | 6) 0,1 мм | 7) проводимость | 8) сократимость |
19. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ
Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хлоропласт | 2) вакуоль | 3) пигмент | 4) митохондрия |
5) сливаются | 6) распадаются | 7) целлюлоза | 8) глюкоза |
Часть 2
20. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей углеводы? Укажите не менее двух функций.
Диагностическая работа по биологии №1
9 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 2 частей и включает 20 заданий. Часть 1 содержит 19 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом.
На выполнение диагностической работы по биологии отводится 1 урок (45минут).
Ответы к заданиям 1-13 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 14-19 записывают в виде последовательности цифр.
К заданию 20 надо дать развёрнутый ответ.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Это портрет члена Лондонского королевского общества, который первым увидел и описал микробов. Кто это?
1) Дж. Пристли 2) У. Гарвей 3) А. Везалий 4) А. Левенгук | |
На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняют органоиды клетки, обозначенные буквой А?
1) контролируют жизнедеятельность 2) поглощают энергию солнечного света 3) хранят наследственную информацию 4) запасают воду | |
Что такое гифы?
1) нити, составляющие тело гриба
2) органы спороношения гриба
3) органы прикрепления гриба к субстрату
4) фотосинтезирующая часть лишайника
К развитию какой болезни приводит дефицит витамина С?
1) синдром Дауна 2) гипотиреоз 3) цинга 4) рахит
5. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в
1) желудочках сердца
2) венах малого круга кровообращения
3) капиллярах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
Кашель возникает при раздражении рецепторов
1) гортани 2) носоглотки 3) ротовой полости 4) носовой полости
Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход 2) слуховая труба
3) улитка 4) молоточек
8. Основной мерой профилактики заражения аскаридами (аскаридозом) является
1) термическая обработка мясных продуктов
2) мытьё рук перед едой
3) отказ от употребления в пищу сырых куриных яиц
4) отстаивание воды перед потреблением
Какой фактор является сигналом к отлёту перелётных птиц?
1) короткий световой день
2) длительные дожди
3) низкие температуры
4) отсутствие листьев на деревьях
Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей (по оси x отложен возраст (годы), а на оси у — выработка фермента организмом (в %))
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в возрасте от нескольких месяцев до девяти лет?
1) резко снижается 2) сначала не изменяется, а потом резко снижается
3) остаётся постоянно высоким 4) немного растёт, а потом резко снижается
Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Хламидомонада | Кукушкин лён |
Улотрикс | Хвощ полевой |
Ламинария | Ряска |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений 2) деление тела на части
3) источник питания для человека 4) среда обитания
Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?
ОБЪЕКТ | ФУНКЦИЯ |
хромосома | ... |
гемоглобин | транспорт газов |
1) транспорт питательных веществ 2) фотосинтез
3) хранение наследственной информации 4) биосинтез белка
Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Целлюлоза | Глюкоза |
Белок | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хитин 2) рибоза 3) аминокислота 4) нуклеотид
В таблице приведены ткани растений и их функции. Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
столбчатая ткань листа | ... |
ксилема | проведение воды к листьям |
1) фотосинтез 2) защита нижележащих тканей 3) газообмен 4) запасание веществ
Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим результатам противоположен биосинтезу
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов
Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Лилиецветные
2) Растения
3) Цветковые, или Покрытосеменные
4) Лилейные
5) Однодольные
6) Тюльпан
17. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.
2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.
3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
4) Накройте покровным стеклом.
5) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.
6) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.
Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА
Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дендрит | 2) аксон | 3) серое вещество | 4) чувствительный нейрон |
5) вставочный нейрон | 6) двигательный нейрон | 7) сократимость | 8) проводимость |
Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ
Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) плазматическая мембрана | 2) клеточная стенка | 3) пластиды | 4) комплекс Гольджи |
5) митохондрия | 6) крахмал | 7) гликоген | 8) хитин |
Часть 2
Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Укажите не менее двух функций.
Критерии проверки диагностической работы по биологии 9 класс
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Система оценивания |
1 | 3 | 4 | За верное выполнение каждого из заданий 1-14 выставляется 1 балл |
2 | 2 | 2 |
3 | 4 | 1 |
4 | 2 | 3 |
5 | 2 | 3 |
6 | 3 | 1 |
7 | 1 | 4 |
8 | 3 | 2 |
9 | 2 | 1 |
10 | 2 | 2 |
11 | 1 | 2 |
12 | 1 | 3 |
13 | 4 | 3 |
14 | 3 | 1 |
15 | 235 | 135 | 2 балла - верный ответ 1 балл - в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне 0 баллов – верно указана одна цифра или не указано ни одной |
16 | 351462 | 235146 | 2 балла - верный ответ 1 балл - на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа 0 баллов – на трех и более позициях записаны не те символы, которые представлены в эталоне |
17 | 326415 | 352164 | 2 балла - верный ответ 1 балл - на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа 0 баллов – на трех и более позициях записаны не те символы, которые представлены в эталоне |
18 | 4528 | 4658 | 2 балла - верный ответ 1 балл - в ответе допущена одна ошибка 0 баллов – в ответе две и более ошибок |
19 | 2537 | 2368 | 2 балла - верный ответ 1 балл - в ответе допущена одна ошибка 0 баллов – в ответе две и более ошибок |
20 | В ответе должно быть указано и объяснено не менее двух из этих функций: 1. энергетическая 2. запасающая 3. рецепторная | В ответе должны быть указано и объяснено не менее двух этих функции: 1) строительная; 2) защитная; 3) ферментативная; 4) энергетическая; 5) двигательная; 6) запасающая; 7) регуляторная. | 2 балла – ответ содержит два названных аргумента, не содержит биологических ошибок 1 балл – ответ включает один из аргументов, не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает два названных аргумента, но содержит негрубые биологические ошибки 0 баллов – ответ включает один из названных аргументов, но содержит биологические ошибки ИЛИ ответ неправильный |
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-10 | 11-15 | 16-21 | 22-26 |
Задания | Проверяемый элемент содержания | Соответствие заданию в КИМ ГИА-9 2017 |
1 | Роль биологии в практической деятельности людей | Задание 1 |
2 | Клеточное строение организмов | Задание 2 |
3 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы | Задание 3 |
4 | Внутренняя среда | Задание 11 |
5 | Транспорт веществ | Задание 12 |
6 | Питание. Дыхание | Задание 13 |
7 | Органы чувств | Задание 15 |
8 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм | Задание 17 |
9 | Влияние экологических факторов на организмы | Задание 18 |
10 | Интерпретирование результатов научных исследований | Задание 20 |
11 | Определение структуры объекта | Задание 21 |
12 | Определение структуры объекта | Задание 21 |
13 | Определение структуры объекта | Задание 21 |
14 | Определение структуры объекта | Задание 21 |
15 | Умение проводить множественный выбор | Задание 23 |
16 | Биологические процессы, явления, объекты | Задание 26 |
17 | Биологические процессы, явления, объекты | Задание 26 |
18 | Пропущенные термины и понятия из числа предложенных | Задание 27 |
19 | Пропущенные термины и понятия из числа предложенных | Задание 27 |
20 | Обоснование рационального и здорового питания | Задание 32 |