СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический инструментарий

Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий»

Диагностический инструментарий педагога – психолога.

Название

Цель

Автор

Источник информации

Класс

Диагностика познавательной сферы

1.

Тест Э.Ф. Замбацявичене

Определение развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста

Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб., Речь, 2008

3 – 4 классы

2.

Методика определения умственной работоспособности

Определение отдельных характеристик интеллектуальной деятельности подростков 11-17 лет

Т. Земских,1999 год 

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», Речь, 2008

5 – 11 классы

3.

Интеллектуальная лабильность. Диагностика способности к обучению.

Определение успешности в обучении и освоении нового вида деятельности для подростов 12-16 лет

Модификация Костроминой С.Н.

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

6 – 10 классы

4.

Определение общих способностей

Определение общих интеллектуальных способностей человека.

Ганс Айзенк

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В. Справочник психолога средней школы.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

5 – 9 классы

5.

Диагностика особенностей запоминания

Определение уровня развития характеристик памяти: оперативной, механической, слуховой, зрительной, словесной, цифровой, образной памяти

Лурия А.Р.,

Леонтьев А.Д.

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

1 – 11 классы

6.

Методика Тулуз-Пьерона.

Определение характеристик внимания: концентрации, устойчивости, распределения, объема оперативного внимания младших школьников

Корректурная проба, модификация Ясюковой Л.А

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: Иматон, 1997

1 – 4 классы

7.

Корректурная проба.

Тест Мюнстерберга

Определение избирательности внимания

Мюнстерберг

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

1 – 4 классы

8.

Матрицы прогрессирующей сложности Равена

Определение уровня абстрактного невербального мышления обучающихся

Дж. Равен

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

2 – 11 классы

9.

Диагностика готовности к школе

Определение уровня развития познавательной сферы дошкольников, прогноз успешности обучения в школе

Безруких М.М

Безруких М.М. Ступени к школе. Книга для педагогов и родителей. Дрофа, 2000

дошкольники

10.

Выделение двух существенных признаков.

Изучение мышления.

Н.Я. Семаго

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

1 – 4 классы

11.

Простые аналогии.

Изучение мышления.

Т.Г. Богданова

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

4 - 6 классы

12.

Методика выделения сходства и различия.

Изучение мышления.

Л.С. Сахаров, Л.С. Выготский

Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001.

1 – 4 классы

13.

Классификация понятий.

Изучение мышления.

методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник

Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001.

1 – 4 классы

14.

Четвертый лишний.

Изучение мышления.

Е. Л. Агаева

Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001.

1 – 4 классы

15.

Установление последовательности событий.

Изучение мышления.

А. Н. Бернштейн

Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий.- М.: Владос, 2005.

1 – 4 классы

16.

Методика Кооса.

Изучение пространственной ориентации и конструктивного праксиса.

СэмюэльКоос

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- Москва, 1994.

1 – 11 классы

17.

Зрительная память.

Изучение памяти.


Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

1 – 4 классы

18.

Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов.

Изучение восприятия пространства.

М. Семаго

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

1 – 4 классы

19.

Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).

Изучение зрительного восприятия.

Вальтер Поппельрейтер

Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

1 – 4 классы

20.

Узнавание перечеркнутых изображений.

Изучение зрительного восприятия.


Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000.

1 -4 классы







Диагностика мотивации

1.

«Анкета для оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Определение уровня мотивации обучения в начальной школе

Лусканова Н.Г.

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.

С-Пб., Речь, 2004

1 – 4 классы

2.

Мотивация учения

Диагностика уровня сформированности позиции школьника

Гинзбург М.Р. Модификация Пахомова И.Ю., Овчарова Р.В.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

4 -5 классы

3.

«Анкета оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Определение уровня сформи-рованности внутренней позиции школьника

Модификация Коблик Е.Г

Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс. Программа адаптации детей к 5 классу.М. Генезис, 2007

5 класс

4.

Отношение к учению и учебным предметам

Определение иерархии мотивации обучения подростков

Казанцева Г.Н.

Шапкарь В.Б. Практи-ческая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

6-9 классы

Диагностика личности

1.

Опросник школьной тревожности Филипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

Филипс

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.С-Пб., Речь, 2004

3 – 7 классы

2.

Шкала тревожности

Определение уровня тревожности подростков по 3 параметрам: учебная деятельность, общение со сверстниками, самооценка.

Рогов Е.И. Модификация «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондраша

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.С-Пб., Речь, 2004

7 -10 классы

3.






4.






5.

Проективные рисунки: несуществующее животное, рисунок семьи

Исследование личности, мотивационно–потребностной сферы обучающихся


Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты

М.: Влада –Пресс, 2005

5 -11 классы

6.

Проективная методика для диагностики семейной тревожности (моя семья)

Определение общего уровня тревожности в семье, оценка внутрисемейных отношений

Овчарова Р.В.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

1 – 5 классы

7.

Экспресс диагностика характерологических особенностей личности

Определение индивидуально-психологических особенностей личности подростков

Г. Айзенк. Модификация Т.В. Моторина 

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

7 -11 классы

8.






9.






10.






11.




.


12.

Методика изучения способностей учащихся

Определить способности учащихся

Г.В. Резапкина

Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога М., Просвещение, 1996.

1 – 4 классы

13.






14.

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина)

Выявление уровня самооценки и уровня тревожности

Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272с. (Практическая психология).

8 – 11 классы

15.

Методика изучения темперамента

изучение характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Я.Стреляу.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995.

9 – 11 классы

16.






17.

Самооценка.

Изучение личностных особенностей.

Модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейна.

Папка «Диагностический материал. Старшеклассник».

4 – 5 классы

18.

Опросник «Страхи».

Изучение эмоционально – аффективной сферы.

А. И. Захаров

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

1 – 4 классы

19.

Методика «Три ответа».

Изучение эмоционально-волевой сферы.


Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006.

1 – 4 классы

20.

Методика «Нестандартные ситуации».

Изучение эмоционально-волевой сферы.


Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006.

1 – 4 классы

21.






22.

Методика «Приятно – неприятно».

Изучение эмоционально-волевой сферы.


Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006.

1 – 4 класс

23.






24.

Методика «Лесенка»

Позволяет выявить уровень самооценки

автор В.Г. Щур

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688с.

1 – 4 классы

25.

Проективная методика: «Кактус»

выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,  выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Автор: М.А. Панфилова

Большая психологическая диагностика. – М.: Эксмо, 2007.- 544 с.

1 – 4 классы

26.



А.М. Прихожан в 1980–1983 гг.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

4 – 10 классы

27.

МПДО

Позволяет определить тип характера, его особенности.

С.И. Подмазина

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. –СПб.: Речь, 2003. -;440 с.

8 – 11 классы

28.

Шкала детской Я – концепции

исследование особенностей «Я- концепции» подростков.

Пирса Е., Харрис Д.

в модификации Прихожан А.М.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

8 – 11 классы

29.

Тест измерения агрессии

Позволяет выявить стиль поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Л.Г. Почебут

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

8 – 11 классы

Диагностика для профориентации

1.

Карта интересов Климова

Определение профессиональных склонностей подростков

Климов

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

9 – 11 классы

2.





9 – 11 классы

3.





9 – 11 классы

4.





9 – 11 классы

5.

Тест «Мотивация выбора профессии»

Выявить 7 типов мотивации выбора профессии

Р.В. Овчарова

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

9 – 11 классы

6.

Опросник «Профессиональные намерения обучаемых»

Изучение профессиональной ориентации.


Папка «Диагностический материал. Старшеклассник».

9 – 11 классы

7.





9 – 11 классы

Анкетирование родителей

1.

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Андреев А.А.

Андреев А.А. «Воспитательная система школы: аспект моделирования». Учебно-методическое пособие. Псков, 2013.

1 – 11 классы

2.

Тест - опросник родительского отношения к детям

Выявление отношений между родителем и ребенком, понимание ребенка

А.Я.Варга, В.В.Столин

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

родители

3.


Позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

родители

4.


Позволяет выявить стиль общений и воспитания

модификация теста Р. В. Овчаровой

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 375 с.

родители

5.


Тест позволяет лучше понять своего ребенка.

ЛуизаДюсс.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 375 с.


6.


Изучает установки, поведение и методы воспитания

родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Шафер

(модификация П. Ржичана, З. Матейчика)

Практическая психология образования: Учебное пособие. 4 –е изд. / под ред. И.В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

7 – 11 классы

7.


Первые впечатления от учебы в старших классах.

А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой

Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 255 с.

10 классы

Диагностика межличностных отношений

1.

Социометрия

Изучение межличностных отношений

Дж. Морено.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.:»Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.

1 – 11 классы

2.


Исследование представлений самого человека о себе и его взаимоотношений в малой группе.

Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году.

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).

8 – 11 классы

3.

Диагностическая  методика “Секрет” (”Подарок”)

Позволяет выявить положение (социометрический статус) ребенка в коолективе, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

разработана  Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).

1 – 4 классы

4.

Методика: «Два домика»

Позволяет определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в коллективе, выявление симпатий к членам группы 

Методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г.

Маховер К. Проективный рисунок человека. Пер. с англ. – М., 2000. – 154 с.

1 – 4 классы

5.

Методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе»

Используется для оценки психологической атмосферы

А.Ф. Фидлера

Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).

2 – 11 классы

6.






7.

Методика «Незаконченные предложения»

Изучение уровня психологического климата, межличностных отношений в классном коллективе

Казанцева Г.Н

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

7 – 11 классы

Диагностика педагогических работников

1.

Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Выявить стиль взаимодействия педагогов

Модифицировано Р. Р. Калининой.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000.


2.


Выявить психологический климат в педагогическом коллективе


Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000.


3.


Выявление ведущей профессиональной направленности педагогов.

Рогов Е.И.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.


4.


Выявить уровень агрессии у педагога

А.Ассингер

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.


5.


Исследование эмпатии

И. М. Юсупов

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.


6.

Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»

Выявить взаимоотношения в коллективе

Н.В. Клюева

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000.


7.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Выявить стиль педагогической деятельности


Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000.


8.


Определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.

Т.С. Соловьевой.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000.


9.



 



10.






11.

Анкета

«Факторы,  влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»

Выявить уровень потребн6ости в развитии педагога


Кочетов А.И. Педагогическое диагностирование. - Минск, 1987.


12.






13.






14.

Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания"

Позволяет выявить степень сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

В. В. Бойко.

Кочетов А.И. Педагогическое диагностирование. - Минск, 1987.


15.

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию»

Позволяет изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

(И.В. Никишина).

Платонов К.К. Психологический практикум - М., 1980.


16.