№ | Название | Цель | Автор | Источник информации | Класс |
Диагностика познавательной сферы |
1. | Тест Э.Ф. Замбацявичене | Определение развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста | Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра | Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб., Речь, 2008 | 3 – 4 классы |
2. | Методика определения умственной работоспособности | Определение отдельных характеристик интеллектуальной деятельности подростков 11-17 лет | Т. Земских,1999 год | Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», Речь, 2008 | 5 – 11 классы |
3. | Интеллектуальная лабильность. Диагностика способности к обучению. | Определение успешности в обучении и освоении нового вида деятельности для подростов 12-16 лет | Модификация Костроминой С.Н. | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 | 6 – 10 классы |
4. | Определение общих способностей | Определение общих интеллектуальных способностей человека. | Ганс Айзенк | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 | 5 – 9 классы |
5. | Диагностика особенностей запоминания | Определение уровня развития характеристик памяти: оперативной, механической, слуховой, зрительной, словесной, цифровой, образной памяти | Лурия А.Р., Леонтьев А.Д. | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 | 1 – 11 классы |
6. | Методика Тулуз-Пьерона. | Определение характеристик внимания: концентрации, устойчивости, распределения, объема оперативного внимания младших школьников | Корректурная проба, модификация Ясюковой Л.А | Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: Иматон, 1997 | 1 – 4 классы |
7. | Корректурная проба. Тест Мюнстерберга | Определение избирательности внимания | Мюнстерберг | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 | 1 – 4 классы |
8. | Матрицы прогрессирующей сложности Равена | Определение уровня абстрактного невербального мышления обучающихся | Дж. Равен | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 | 2 – 11 классы |
9. | Диагностика готовности к школе | Определение уровня развития познавательной сферы дошкольников, прогноз успешности обучения в школе | Безруких М.М | Безруких М.М. Ступени к школе. Книга для педагогов и родителей. Дрофа, 2000 | дошкольники |
10. | Выделение двух существенных признаков. | Изучение мышления. | Н.Я. Семаго | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 1 – 4 классы |
11. | Простые аналогии. | Изучение мышления. | Т.Г. Богданова | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт.- сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 4 - 6 классы |
12. | Методика выделения сходства и различия. | Изучение мышления. | Л.С. Сахаров, Л.С. Выготский | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. | 1 – 4 классы |
13. | Классификация понятий. | Изучение мышления. | методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. | 1 – 4 классы |
14. | Четвертый лишний. | Изучение мышления. | Е. Л. Агаева | Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Методическое пособие. Автор - составитель: Кирбатова О.В. – Ростов-на-Дону,2001. | 1 – 4 классы |
15. | Установление последовательности событий. | Изучение мышления. | А. Н. Бернштейн | Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий.- М.: Владос, 2005. | 1 – 4 классы |
16. | Методика Кооса. | Изучение пространственной ориентации и конструктивного праксиса. | СэмюэльКоос | Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- Москва, 1994. | 1 – 11 классы |
17. | Зрительная память. | Изучение памяти. | | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 1 – 4 классы |
18. | Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов. | Изучение восприятия пространства. | М. Семаго | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 1 – 4 классы |
19. | Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора). | Изучение зрительного восприятия. | Вальтер Поппельрейтер | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 1 – 4 классы |
20. | Узнавание перечеркнутых изображений. | Изучение зрительного восприятия. | | Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», авт. - сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. | 1 -4 классы |
| | | | | |
Диагностика мотивации |
1. | «Анкета для оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г. | Определение уровня мотивации обучения в начальной школе | Лусканова Н.Г. | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. С-Пб., Речь, 2004 | 1 – 4 классы |
2. | Мотивация учения | Диагностика уровня сформированности позиции школьника | Гинзбург М.Р. Модификация Пахомова И.Ю., Овчарова Р.В. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год | 4 -5 классы |
3. | «Анкета оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г. | Определение уровня сформи-рованности внутренней позиции школьника | Модификация Коблик Е.Г | Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс. Программа адаптации детей к 5 классу.М. Генезис, 2007 | 5 класс |
4. | Отношение к учению и учебным предметам | Определение иерархии мотивации обучения подростков | Казанцева Г.Н. | Шапкарь В.Б. Практи-ческая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 | 6-9 классы |
Диагностика личности |
1. | Опросник школьной тревожности Филипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой | Филипс | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.С-Пб., Речь, 2004 | 3 – 7 классы |
2. | Шкала тревожности | Определение уровня тревожности подростков по 3 параметрам: учебная деятельность, общение со сверстниками, самооценка. | Рогов Е.И. Модификация «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондраша | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.С-Пб., Речь, 2004 | 7 -10 классы |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | Проективные рисунки: несуществующее животное, рисунок семьи | Исследование личности, мотивационно–потребностной сферы обучающихся | | Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Влада –Пресс, 2005 | 5 -11 классы |
6. | Проективная методика для диагностики семейной тревожности (моя семья) | Определение общего уровня тревожности в семье, оценка внутрисемейных отношений | Овчарова Р.В. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год | 1 – 5 классы |
7. | Экспресс диагностика характерологических особенностей личности | Определение индивидуально-психологических особенностей личности подростков | Г. Айзенк. Модификация Т.В. Моторина | Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 | 7 -11 классы |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
11. | | | | . | |
12. | Методика изучения способностей учащихся | Определить способности учащихся | Г.В. Резапкина | Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога М., Просвещение, 1996. | 1 – 4 классы |
13. | | | | | |
14. | Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина) | Выявление уровня самооценки и уровня тревожности | Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272с. (Практическая психология). | 8 – 11 классы |
15. | Методика изучения темперамента | изучение характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. | Я.Стреляу. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995. | 9 – 11 классы |
16. | | | | | |
17. | Самооценка. | Изучение личностных особенностей. | Модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейна. | Папка «Диагностический материал. Старшеклассник». | 4 – 5 классы |
18. | Опросник «Страхи». | Изучение эмоционально – аффективной сферы. | А. И. Захаров | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. | 1 – 4 классы |
19. | Методика «Три ответа». | Изучение эмоционально-волевой сферы. | | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. | 1 – 4 классы |
20. | Методика «Нестандартные ситуации». | Изучение эмоционально-волевой сферы. | | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. | 1 – 4 классы |
21. | | | | | |
22. | Методика «Приятно – неприятно». | Изучение эмоционально-волевой сферы. | | Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников.// Коррекционная педагогика, №3(15), 2006. | 1 – 4 класс |
23. | | | | | |
24. | Методика «Лесенка» | Позволяет выявить уровень самооценки | автор В.Г. Щур | Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688с. | 1 – 4 классы |
25. | Проективная методика: «Кактус» | выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | Автор: М.А. Панфилова | Большая психологическая диагностика. – М.: Эксмо, 2007.- 544 с. | 1 – 4 классы |
26. | | | А.М. Прихожан в 1980–1983 гг. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год | 4 – 10 классы |
27. | МПДО | Позволяет определить тип характера, его особенности. | С.И. Подмазина | Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. –СПб.: Речь, 2003. -;440 с. | 8 – 11 классы |
28. | Шкала детской Я – концепции | исследование особенностей «Я- концепции» подростков. | Пирса Е., Харрис Д. в модификации Прихожан А.М. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год | 8 – 11 классы |
29. | Тест измерения агрессии | Позволяет выявить стиль поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях. | Л.Г. Почебут | Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с. | 8 – 11 классы |
Диагностика для профориентации |
1. | Карта интересов Климова | Определение профессиональных склонностей подростков | Климов | Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 | 9 – 11 классы |
2. | | | | | 9 – 11 классы |
3. | | | | | 9 – 11 классы |
4. | | | | | 9 – 11 классы |
5. | Тест «Мотивация выбора профессии» | Выявить 7 типов мотивации выбора профессии | Р.В. Овчарова | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год | 9 – 11 классы |
6. | Опросник «Профессиональные намерения обучаемых» | Изучение профессиональной ориентации. | | Папка «Диагностический материал. Старшеклассник». | 9 – 11 классы |
7. | | | | | 9 – 11 классы |
Анкетирование родителей |
1. | Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью | Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. | Андреев А.А. | Андреев А.А. «Воспитательная система школы: аспект моделирования». Учебно-методическое пособие. Псков, 2013. | 1 – 11 классы |
2. | Тест - опросник родительского отношения к детям | Выявление отношений между родителем и ребенком, понимание ребенка | А.Я.Варга, В.В.Столин | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. | родители |
3. | | Позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. | Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. | родители |
4. | | Позволяет выявить стиль общений и воспитания | модификация теста Р. В. Овчаровой | Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 375 с. | родители |
5. | | Тест позволяет лучше понять своего ребенка. | ЛуизаДюсс. | Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 375 с. | |
6. | | Изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. | Шафер (модификация П. Ржичана, З. Матейчика) | Практическая психология образования: Учебное пособие. 4 –е изд. / под ред. И.В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2004. – 592 с. | 7 – 11 классы |
7. | | Первые впечатления от учебы в старших классах. | А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой | Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 255 с. | 10 классы |
Диагностика межличностных отношений |
1. | Социометрия | Изучение межличностных отношений | Дж. Морено. | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.:»Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с. | 1 – 11 классы |
2. | | Исследование представлений самого человека о себе и его взаимоотношений в малой группе. | Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | 8 – 11 классы |
3. | Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”) | Позволяет выявить положение (социометрический статус) ребенка в коолективе, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. | разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | 1 – 4 классы |
4. | Методика: «Два домика» | Позволяет определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в коллективе, выявление симпатий к членам группы | Методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. | Маховер К. Проективный рисунок человека. Пер. с англ. – М., 2000. – 154 с. | 1 – 4 классы |
5. | Методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» | Используется для оценки психологической атмосферы | А.Ф. Фидлера | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | 2 – 11 классы |
6. | | | | | |
7. | Методика «Незаконченные предложения» | Изучение уровня психологического климата, межличностных отношений в классном коллективе | Казанцева Г.Н | Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 | 7 – 11 классы |
Диагностика педагогических работников |
1. | Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса. | Выявить стиль взаимодействия педагогов | Модифицировано Р. Р. Калининой. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. | |
2. | | Выявить психологический климат в педагогическом коллективе | | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. | |
3. | | Выявление ведущей профессиональной направленности педагогов. | Рогов Е.И. | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. | |
4. | | Выявить уровень агрессии у педагога | А.Ассингер | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. | |
5. | | Исследование эмпатии | И. М. Юсупов | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. | |
6. | Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» | Выявить взаимоотношения в коллективе | Н.В. Клюева | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. | |
7. | Индивидуальный стиль педагогической деятельности. | Выявить стиль педагогической деятельности | | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. | |
8. | | Определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. | Т.С. Соловьевой. | Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: СЦ «Сфера», 2000. | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
11. | Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» | Выявить уровень потребн6ости в развитии педагога | | Кочетов А.И. Педагогическое диагностирование. - Минск, 1987. | |
12. | | | | | |
13. | | | | | |
14. | Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" | Позволяет выявить степень сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания. | В. В. Бойко. | Кочетов А.И. Педагогическое диагностирование. - Минск, 1987. | |
15. | Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» | Позволяет изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности. | (И.В. Никишина). | Платонов К.К. Психологический практикум - М., 1980. | |
16. | | | | | |