СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический комплект для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический комплект представляет собой набор методик для обследования детей с нарушением зрения. Содержит описание методик и их интерпритацию.

Просмотр содержимого документа
«Диагностический комплект для детей с нарушением зрения»

2






















Диагностический комплект для обследования детей с нарушением зрения





Составитель:

Полежаева Екатерина



1. Исследование зрительного восприятия

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Предметные представления

1. Предметные изображения (силуэтные изображения)


2. Восприятие сюжетных изображений



Цвета и оттенки

3. Узнавание и называние (10 цветов+3 цвета и их оттенки)



Форма

4. Узнавание и называние (6 объемных фигур + 4 плоскостные фигуры)




Восприятие сложной формы

5. Составление целого из частей (8 частей)

Величина

6. Словесное обозначение категорий величин (7 категорий)












-«Узнай и назови»



-«Рассмотри картинку и расскажи что и кто на ней изображены, кто ближе, кто дальше»


-«Назови цвет; разложи по оттенкам (от яркого к бледному и наоборот)»




-« Назови фигуры и формы»








- «Сложи картинку»



-«Расставь матрешек по росту, назови предметы по величине от самого маленького до самого большого (самая маленькая матрешка, маленькая матрешка, матрешка чуть побольше, матрешка средней величины, матрешка чуть больше, большая матрешка, самая большая матрешка)»



-Набор силуэтных изображений: молоток, заяц, свинья, бабочка, кружка, лошадь, козел, медведь, гриб.

-Сюжетное изображение многоплановой перспективы




- Набор цветовых карточек 10 цветов (зеленый, желтый, синий, оранжевый, красный, черный, белый, коричневый, фиолетовый, голубой) и набор предметных картинок по оттенковым цветам (желтый, красный, зеленый)

- Набор геометрических фигур плоскостных (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемных (параллелепипед, трапеция, цилиндр, шестиугольник, пятиугольник, треугольная призма)



- Разрезная картинка «Медведь»



- Семисоставная матрешка

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.






























Уровни развития зрительного восприятия:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.

2. Исследование пространственного ориентирования


Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Ориентировка на себе

1. Выделение правой и левой стороны тела

2. Изображение эмоциональных состояний на себе

Ориентировка в микропространстве

3. Словесное определение углов и сторон листа и работа с клеткой






Ориентировка в макропространстве

4. Умение словесно ориентироваться в пространстве по памяти

5. Составление схемы движения по памяти



-«Покажи у себя правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз, бровь»

-«Покажи на своем лице радость, грусть, удивление, злость»




-«Найди и пока все углы и стороны, Что находится в правом верхнем углу, в центре, в левом нижнем (верхнем) углу); Если девочка поднимется на одну клетку вверх и повернет на право, сколько она найдет морковок, а если опустится на одну клетку вниз?»



-«Расскажи свой путь сюда от группы»



-«Нарисуй схему пути до своей группы»





-Зеркало





- Пространственное изображение















- Лист бумаги и карандаш


Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.

















Уровни развития пространственного ориентирования:

Высокий уровень – от 12 до 15 баллов;

Средний уровень – от 7 до 11 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 6 баллов.

3. Исследование мелкой моторики


Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Тактильное восприятие

1. Узнавание и называние геометрических и объемных форм

2. Называние характера поверхности

Графомоторные навыки

3. Владение карандашом при обводке

4. Штриховка изображения

Развитие мелкой моторики и мускулатуры

5. Владение ножницами

6. Завязывание узла и банта на шнурках



-«Чудесный мешочек: узнай объемную фигуру на ощупь, назови и достань ее»


-«Узнай и назови поверхность по характеру»




-«Обведи Бараша по контуру»



-«Заштрихуй Бараша»





-«Вырежи Бараша»


«Завяжи узелок и бант на шнурках»



- Набор геометрических фигур в мешочке



-Тактильные дощечки





- Изображение Бараша










- Макет шнуровки

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.















Уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.

4. Исследование социально-бытовой ориентировки

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

1. Сведения о себе и своей семье







2. Название полного домашнего адреса ребенка


3.Символика


4. Дефренциация профессий и название орудий труда


5. Обобщающие слова по лексическим темам

6. Ориентировка во времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы)

-«Назови свое имя, отчество, фамилию;

- Назови имя и отчество своих родителей;

- Назови профессию и место работы твоих родителей;

- Назови обязанности каждого члена семьи»

-« Назови свой домашний адрес с номерами дома, квартиры, этажа и расположения квартиры на лестничной площадке»

-«Как называется наша страна, столица, область?»

-«Людей каких профессий ты видишь на картинках, назови их трудовые действия и орудия труда»

-«Назови лишний предмет. Почему он лишний?»

-«Какая часть суток изображена на картинке (утро, день, ночь); назови времена года по порядку; назови дни недели в разноброс; назови зимние(летние, осенние, весенние) месяца»















- Изображения профессий и орудий труда (военный, полицейский, врач, парикмахер, пожарный, воспитатель)


Изображения предметных картинок «4 лишний»

- Набор картинок по частям суток

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.


















Уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.








Уровень развития

Зрительное восприятие

Ориентировка в пространстве

Мелкая моторика и осязание

Социально-бытовая ориентировка

Предметные представления
















Цветовосприятие

Восприятие формы

Восприятие величины

Восприятие, составление сложных форм из простых


















на своем теле

Развитие мимики и пантомимики

В микро-

пространстве

В макро-

прост ранстве


Узнавание

на ощупь

Завязывание

Обводка и штриховка

Ф.И.О свое и членов семьи, место жительства

Знания по лексическим темам

Орудия труда

Ориентировка во времени

Геометричес-

ких фигур


Характера поверхности

Высокий

1. Узнает силуэтные изображения

2. Выполняет классификацию по цвету

3. Классифицирует объекты по форме

4. Выстраивает предметный ряд по величине в порядке возрастания и убывания (7 величин)

5. Составляет целое из частей (8 частей)

6. Называет правильно форму геометрических фигур плоскостных и объемных

1. Ориентируется на своем теле

2. Показывает эмоциональные состояния человека

3. Правильно ориентируется на листе бумаги по указаниям

4. Словесно обозначает расположение предметов в макро- и микроплоскости

5. Умеет составлять схему пространственного расположения

1. Узнает на ощупь плоскостные геометрические формы

2. Узнает и правильно называет характер различных поверхностей (3-4)

3. Умеет завязать узел и бант

4. Обводит по контуру несложные плоскостные фигуры и штрихует их, не выходя за контур

5. Аккуратно вырезает по контуру изображение

1. Знает и называет Ф.И.О. свое и членов своей семьи, их возраст, а также место проживания, в т.ч. город, страну

2. Дифференцирует и узнает на картине виды профессий взрослых.

3. Узнает, называет и выделяет некоторые виды орудий труда (4-5)

4. Хорошо ориентируется в частях суток, временах года, днях недели и последовательно их называет

Средний

1. Допускает 2-3 ошибки

2. Правильно называет и выделяет 7-9 цветов из 10

3. Может путать формы, но при

уточнении называет правильно

4. Может путать величины местами при выстраивании предметного ряда, но при обнаружении ошибки исправляется

5. Составляет целое из 8 частей с помощью взрослого

6. Допускает 2-3 ошибки


1. Иногда допускает ошибки при ориентировании на себе

2. Допускает 2-3 ошибки при показе эмоций

3. Допускает некоторые ошибки при ориентировании на плоскостях (бумаги)

4. Недопонимает словесное обозначение расположения предметов в микро- и макропространстве, а также мало употребляет подобные слова в своей речи

5. Путается при нахождении определенного местоположения при изображении схемы в реальном пространстве

1. Допускает 2 ошибки

2. Ошибается в определении величин, путается

3. Завязывает с трудом, мелкая моторика при этом слабая

4. Линия контура слабая, часто смещающаяся, штрих иногда выходящий за контур

5. Не ровно вырезает по контуру

1. Не знает отчества родителей, их возраст. Путает названия города и страны, номера дома и квартиры

2. Допускает до 3-х ошибок по

различным лексическим темам

3. Допускает 1-2 ошибки при узнавании и назывании орудий труда

4. Знает части суток, времена года, дни недели, но не называет их в последовательном порядке

Низкий

1. Часто ошибается, не узнает изображения

2. Допускает более 3-х ошибок путает названия цвета

3. Плохо дифференцирует формы

4. Плохо понимает разницу между величинами, выстраивает их в разном порядке

5. Не составляет целое только из 8 частей, даже с помощью

6. Не следует образцу


1. Крайне плохо ориентируется на себе

2. В основном показывает только полярные эмоции, но не совсем точно

3. Не выполняет ориентировку на плоскостях по указаниям

4. Не называет расположение предметов в пространстве и не использует в своей речи

5. Не понимает обозначения различных схем

1. Выделяет только округлые и угловатые фигуры

2. Не может определить фигуру на ощупь

3. Путает качество и названия поверхностей

4. Не справляется с умением завязывать

5. Контур обводимой фигуры не имеет узнаваемой формы, штрих не имеет смысловую направленность

1. Затрудняется назвать Ф.И. членов своей семьи, адрес, город и страну

2. Крайне плохо дифференцирует понятия по лексическим темам, затрудняется при узнавании их на картинке

3. Узнает и называет орудия труда меньше 2-х либо не называет вообще

4. Плохо ориентируется во временных понятиях, не понимает смысла их существования.