МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Диагностический инструментарий:
логопедического обследования детей
В системе комплексного обследования детей дошкольного возраста одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).
Логопедическое обследование состоит из 10-ти частей:
обследование общей и мелкой моторики;
артикуляционного аппарата;
общего звучания речи;
активного словаря;
грамматического строя речи;
звукопроизношения;
фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза;
связной речи;
темпа и плавности речи;
письменной речи: письма и чтения.
Полученные результаты обследования позволяют сформировать заключение, составить полную картину речевого развития младшего школьника.
Форма протокола логопедического обследования детей младшего школьного возраста.
№ п\п | ФИ ребенка | Общая и мелкая моторики | Артикуляционный аппарат | Общее звучание речи | Активный словарь | Грамматический строй речи | Звукопроиз ношение | Фонематическое восприятие; фо нематический анализ и синтез | Связная речь | Темп и плавность речи | Чтение письмо |
| | | | | | | | | | | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Представление учителя-логопеда
Фамилия, имя, отчество ребенка: ____________________________________________
Дата рождения:____________________________________________________________
Адрес:629705, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Сеяха,
Наименование образовательной организации:МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»
Группа подготовительная
Родной язык: _____________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие): ________________
Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда): ______________________________
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: ______________________
__________________________________________________________________________________
Общее звучание речи_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Состояние словаря _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
активный словарь______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
пассивный словарь__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
грамматический строй речи __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Звукопроизношение ________________________________________________________________
фонематическое восприятие; состояние фонематического анализа и синтеза): __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
связная речь _______________________________________________________________________
Тепм и плавность речи_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
чтение ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
письмо ___________________________________________________________________________
Заключение: _____________________________________________________________-
Дата «______»__________________2017г.
Учитель-логопед _____________ / Н.Н. Стрельникова/
Родители:_________________________/_______________________________/
Общая и мелкая моторика
Методика: «Графические навыки»
Цель: Выявить особенности мелкой моторики; определить уровень развития зрительно-моторной координации.
Оборудование: лист бумаги, на котором представлен образец.
Проведение обследования: ребёнка просят написать на листе бумаги те элементы, которые даны в образце.
Оценка результатов:соответствие изображения образцам по величине, стройности, ритму, элементам (искажение, точное и правильное воспроизведение графического образца; изображение в виде каракулей; управляет движениями своей руки, зрительный контроль недостаточный или достаточный).

Артикуляционный аппарат
Цель: Выявить состояние артикуляционного аппарата (анатомическое строение и двигательные функции).
Проведение обследования:учащийся внимательно смотрит и повторяет движения логопеда:
губы в улыбке;
язык «лопаткой»» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
язык «иголочкой» – узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
«маятник» – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
чередование движений губ: «улыбка» – «трубочка».
Оценка результатов: строение артикуляционного аппарата нормальное или с отклонениями (губы, зубы, прикус, строение челюсти, язык, подъязычная уздечка, маленький язычок, нёбо).




«Улыбка» «Лопатка» «Иголочка» «Маятник»
Общее звучание речи
Цель: Выявить уровень общего звучание речи.
Проведение обследования: ребенку предлагают повторить за логопедом: чистоговорку, считалку, потешку, стихотворение.
Оценка результатов: речь плохо сформирована, монотонная, тихая, маловыразительная; громкая, выразительная, эмоциональная.


У мыши в норке сыра корка. Среди белых, голубей,
Скачет шустрый воробей.
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей,
Вылетай-ка, не робей!
На улице, две курицы,
С петухом дерутся.
Две девицы – красавицы,
Смотрят и смеются!

Я надул воздушный шарик
Укусил его комарик
Лопнул шарик
Не беда,
Новый шар надую я!
Активный словарь
Цель: Выявить уровень активного словарного запаса у ребенка; наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, существительных; точность употребления слов.
Оборудование: предметные картинки:
Проведение обследования:выполнить предложенные задания.
1. Называние предметов:
а) изображенных на картинках (см.Приложение 1)
б) самостоятельное дополнение тематического ряда.
Одежда: платье, рубашка, юбка, брюки … Игрушки: Фрукты:
2. Называние детёнышей животных: а) у кошки - котята, а у …
собаки - коровы - гуся - тигра -
козы - утки - ежа - свиньи -
3. Называние, образование признаков предмета по образцу: кукла из бумаги – бумажная.
сапоги из резины - полка из дерева - шишки сосны-
салат из моркови - суп из овощей - цепочка из золота -
аквариум из стекла - мишка из плюша - змей из бумаги -
б) если днем жара, то день – жаркий, а если …
мороз - солнце - снег -
ветер - дождь -
4. Называние действий людей и животных.
Учитель, продавец, парикмахер – что они все делают?
Кто как кричит? Петух - …(кукарекает), корова - …(мычит), собака -…(лает).
Подбор слов с противоположным значением.
Большой, холодный, чистый, твёрдый, высокий, светлый.
Оценка результатов: активный словарь соответствует или не соответствует возрасту, ограничен, мал, беден, в пределах обихода или шире.
Грамматический строй речи
Цель: Выявить логическую последовательность в изложении событий; характера аграмматизма; особенности словаря; умения самостоятельно образовывать слова.
Проведение обследования: ребенку предлагают послушать и повторить предложенные предложения; исправить ошибки в предложениях; составьте предложения из слов.
1. Повторить предложения.
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Найти ошибки в предложениях.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Составить предложения из слов, предъявленных в начальной форме.
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
4. Образовать существительные множественного числа. (см. Приложение № 2)
а) один – дом, а если их много, то это – дома.
один – заяц, а много – это… один – помидор, а много … один - шар, а много …
одна - свинья, а много – это… одна - роза, а много…
б) один – дом, а много чего? – Домов.
один – заяц, а много кого? - …
свинья – роза –
шар – помидор -
Оценка результатов: имеются нарушения согласования и управления в устной речи, аграмматизмы.
Звукопроизношение
Цель: Выявить отсутствия, искажения, смешения, замены отдельных звуков или группы звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Проведение обследования: слушать внимательно и выполнять задание логопеда (см. Приложение № 3)
1. Повторить слова:
стакан – капуста – автобус
семь – такси – десять
замок – коза - вазы
зима – магазин - обезьяна
цветы – пуговицы – заяц
шапка – машина – душ
жук – ножницы - ножи
щетка – овощи – лещ
чайник – бабочка – ключ
ракета – корова – торт
редиска – моряк – якорь
лодка – белка – дятел
клетка – тюльпан – цапля
2. Назвать предметы, которые изображены на картинках, (см. Приложение 4)
Оценка результатов: произношение нормальное; антропофонический дефект (искажение звуков); фонологический дефект (отсутствие, замена, смешение звуков).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез
Цель: Выявить состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки:
Проведение обследования: слушайте внимательно и выполняйте задания логопеда.
Повтори слоги как можно точнее.
ба – па па – ба
са – шаша – са
ша – жа – шажа – ша – жа
ца – са-цаса – ца – са
ра – ла – ра ла – ра – ла
Определи наличие или отсутствие заданного звука в слове.
«Есть ли звук [р] в слове «РАК»?»
Покажи все картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а учащемуся
предлагается найти и показать те картинки, в названии которых есть звук [л](см.Приложение 5).
Прослушать предложение и найти слово с заданным звуком.
«Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук [в]?Ворона сидит на суку.
Определи место звука в слове.
«Где ты слышишь звук [у] в слове СУМКА, звук [а] в слове МАК, звук [о] в слове ГНОМ:
в начале, середине, конце слова?»
Определи количество гласных или согласных звуков в слове.
«Сколько согласных звуков в слове СОЛНЦЕ (ЛАСТОЧКА, АВТОБУС)?»
Определи из скольких звуков состоит слово.
ГРИБ, ВИЛКА, МАШИНА.
Составить слова из заданного количества звуков.
[Н, о, с. Ш, к, а, ф. В, а, з, а. Д, о, м].
9. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
[В, з, а, а. К, т, о. М, к, а. К, ш, а, а].
Оценка результатов: фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез
Связная речь
Цель: Выявить уровень состояния связной речи.
Оборудование: сюжетные картинки к рассказу «Шишки»; сюжетные картинки для составления предложений.
Проведение обследования: слушать внимательно и выполнять задание логопеда.
1. Составь предложение по картинке (см.Приложение 6).
2. Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ
(см.Приложение 7).
Оценка результатов: отметить логическую последовательность в изложении событий,
характер аграмматизма, особенности словаря.
Темп и плавность речи
Цель: Выявить темп и плавности речи.
Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы, спеть песенку, рассказать стихотворение.
Оценка результатов: темп очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный; без особенностей; запинки, спотыкание, заикание.
Инструкция.
Ответь на вопросы полным предложением: Давай попробуем с тобой спеть несколько строчек песенки:
1. Как тебя зовут? Как на тоненький ледок
2. Сколько тебе лет? Выпал беленький снежок,
3. В каком классе ты учишься? Выпал беленький снежок
4. Как зовут твоего классного руководителя? Ехал Ванюшка – дружок.
5. Нравится ли тебе в школе? Ехал Ваня, поспешал,
6. Какие уроки нравятся больше всего? С ворона коня упал.
Расскажи, стихотворение, какое ты знаешь (или повтори за логопедом).
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква М.
(А. Шибаев)
Чтение и письмо.
Цель: Проанализировать состояние навыков письма.
Оборудование: листок бумаги, на котором написан образец выполнения заданий.
Проведение обследования: слушать внимательно и выполнять инструкцию логопеда.
1. Напиши буквы, слоги и слова по образцу (печатный и рукописный вариант).
Оценка результатов: проанализировать начальные навыки письма, умение правильно держать ручку.
Цель: Проанализировать состояние навыков чтения (см. Приложение № 8)
Оборудование: букварь, алфавит, слоговая таблица.
Проведение обследования: выполни задания логопеда.
Покажи печатные и прописные буквы на слух и по образцу.
Назови правильно букву.
Чтение слогов, слов.
На, ба, са, рак, сом, дам, ста, та, дра, тру, Саня, зола, куст, щука.
Оценка результатов: отметить умение правильно показывать печатные и прописные буквы; способность правильно называть буквы; характер ошибок при чтении (замены, искажения, пропуски, перестановки букв); выявить понимание прочитанного.
Используемая литература:
№ п\п | Название | Автор | Издательство |
1 | Дидактический материал «Рассказы про зверят» (серии сюжетных картинок) | О. С. Ушакова | М: Издательский дом «Карапуз» 2001г. |
2 | Подрастай вместе со стихами | Составитель Г. И. Романова | М: Издательство «Универ - пресс» 2006г |
3 | Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста | В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко | М: Издательство ООО «Гном и Д» 2000г |
4 | Энциклопедия дошкольника | В. Степанов | М: «ОНИКС» 2006г |
5 | Уроки правильной речи | Т. Успенская | М: «РОСМЕН» 2005г |
6 | Логопедическая энциклопедия дошкольника | А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова | Санкт – Петербург Издательский дом «Нева» 2004г |