Диагностика готовности детей к обучению
в школе
В настоящее время под готовностью к школе
понимается достижение ребенком такого уровня
общего развития, который обеспечит ему успешность
обучения в школе, адаптацию к новым условиям и
обязанностям.
В психолого-педагогической литературе проблема
готовности к школе рассматривается как достижение
ребенком школьной и социальной зрелости.
Школьная зрелость - это такой уровень
морфофункционального развития организма ребенка
(развитие физиологических и психологических систем
организма), при котором ребенок может справиться со
всеми требованиями школьного обучения.
Школьная зрелость определяется физической
готовностью ребенка к школе.
Социальная зрелость - это степень готовности ребенка
к изменению его места в системе общественных
отношений, к принятию положения школьника.
Социальная зрелость определяется личностью
психологической готовности к школе.
Таким образом, готовность к школе - это совокупность
следующих взаимосвязанных компонентов:
--- морфофункциональной готовности;
--- мотивационной;
--- интеллектуальной;
--- эмоционально-волевой;
--- готовности в сфере общения;
--- физич. подготовленности.
Методика определения «Школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека)
По мнению многих авторов, тест Керна-Ирасека является весьма информативным и характеризующим состояние основных функциональных систем. Успешность выполнения заданий данного теста свидетельствует об уровне наблюдательности, внимания, памяти, характеризует степень развития мелких мышц кисти, а также дает представление об уровне социального развития ребенка.
Он включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фразу трех слов. Результаты выполнения каждого задания оцениваются в баллах от 1 до 5 (1-высокий балл, 5-низкий балл) В градацию зрелых входят дети, получившие по всем заданиям суммарно 3-5 баллов, «средне-зрелых»-6-9 баллов и «незрелые»-10 и более баллов. Группу «средне-зрелых» можно разделить на 2 подгруппы: дети, набравшие в сумме 6-7 баллов, будут иметь благоприятный прогноз, т.к. стоят ближе к «зрелым» и дети, набравшие 8-9 баллов, будут иметь неблагоприятный прогноз, т.к. тяготеют в сторону «незрелых».
Тестирование детей осуществляется следующим образом:
Ребенку дается чистый лист белой бумаги. На листе исследователь указывает фамилию ребенка, возраст, дату обследования.
К первому заданию дается инструкция: «Здесь нарисуй человека, как ты хочешь, как ты его себе представляешь».
Для выполнения 2 задания приготовить карточки 7-8 см X 13-14 см, на 2-х пишется рукописная фраза: «Он ел суп» (вертикальный размер букв-1 см, заглавная- 1,5 см). Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание 2 формируется так: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать». Такого же размера приготовить карточки и для 3-го задания. На карточку нанести 10 точек (расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1 см, диаметр точек-2 N\N\.)f расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз.
К 3 заданию дается следующая инструкция: «Здесь
нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать также в
нижней части листа (показать где)».
Образцы этих карточек представлены на рисунке.
I. Он ел суп. II. • • •
• •
• •
• •
•
Оценка результатов.
Каждое задание оценивается баллами от 1 (лучшая оценка) до 5 (худшая).
Оценка здания 1 (нарисуй человека).
1 балл - у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше туловища). На голове должны быть волосы (шапка, шляпа), уши, на лице -
глаза, рот, нос. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла - выполнение всех требований как при оценке 1
балл. Возможны отсутствующие части: шея, волосы, один
палец, руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь
часть лица.
балла - у фигуры на рисунке должна быть голова,
туловище, конечности. Руки, ноги должны быть
нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: шея, уши,
волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
балла - примитивный рисунок головы с конечностями.
Каждая конечность (достаточно одной пары)
изображена одной линией.
балла - отсутствует ясное изображение туловища и
конечностей. Каракули.
Оценка задания 2 (срисовывание короткой фразы).
1 балл - срисовано ребенком фразу можно прочитать.
Буквы больше образца не более, чем в 2 раза. Буквы
образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не
более, чем на 30 градусов.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по
величине близки к образцу, их стройность не
обязательна.
балла - буквы должны быть разделены не менее, чем
на 2 градуса. Можно прочитать, хотя бы 4 буквы.
балла - с образцом схожи две буквы. Вся группа букв
имеет еще видимость письма.
5 балла - каракули. Оценка 3 задания.
1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы
точки, а не кружочки. Соблюдена симметрия фигуры по
горизонтали и вертикали. Может быть любое
уменьшение фигуры, увеличение возможно, не более,
чем в 2 раза.
2 балла - возможно незначительное нарушение
симметрии. Одна точка может выходить за рамки
столбца или строки. Допустимо изображения
кружочками вместо точек.
балла - группа точек грубо похожа на образец.
Возможно нарушение симметрии всей фигуры.
Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх
или вниз вершиной. Возможно меньше или больше
количество точек (не менее 7, но не более 20).
балла - точки расположены кучно. Их группа может
напоминать любую геометрическую. Фигуру. Величина и
количество точек несущественны. Другие изображения,
например: линии-недопустимы.
балла - каракули.
Методика исследования чистоты речи - наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения.
Ребенку предлагают по картинкам последовательно перечислять вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группе:
1) сонорные - Р твердая и мягкая
Л твердая и мягкая
2) свистящие - С твердая и мягкая
3 твердая и мягкая
3) шипящие - Ц, Ж, Ш, Ч, Щ
Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова. Например, рак-ведро-топор; река-гриб-фонарь; лопата-белка-стул; лейка-олень-соль; самолет-бусы-колос; сито-гуси-лось; заяц-коза-воз; зима-газета-витязь; цапля-лыжи-ножи; шишка-кошка-линейка; чашка-бабочка-ключ; щетка-ящерица-плащ.
Методика определения координации движений пальцев кисти.
В данном тексте дети обводят 2 окружности диаметром
2,5 см.
Выбирается лучший вариант.
балл-точное восприятие образца.
балла - ошибка по направлению диаметра не более 1
мгл и не более 1/8 круга.
балла - ошибка по направлению диаметра не более 2
/^an\ и не более 1/4 длины окружности.
балла - ошибка по направлению диаметра не более 2
ы\/^ и не более 1/2 окружности.
балла - ошибка по направлению диаметра более 2
мм и более 1/2 длины окружности.
Этот текст позволяет определить способность ребенка под зрительным контролем выполнять задание, а также зрелость тонкой моторики. Если у ребенка недостаточно гибки и подвижны мелкие мышцы кистей рук, слабы моторные (двигательные) навыки, он не сможет успешно
овладеть письмом. С первых же дней такой ребенок может попасть в число неуспевающих.
Методики определения социальной зрелости Мотивационная готовность к школьному обучению.
Мотивационная готовность - один из важнейших компонентов в общей системе подготовки детей к школе. Под мотивационной готовностью ребенка к школе понижается положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.
Основными компонентами мотивационной готовности являются:
правильные представления об учении в школе;
желание идти в школу;
познавательный интерес к окружающему.
Беседа «Выявление у детей представления о школе»
(Гелло В.А.)
Расскажи, что ты знаешь о школе?
Нравится ли тебе в школе?
Почему?
Что тебе нравится больше всего в школе?
Почему?
Что делают ученики в школе?
Беседа «Выявление отношения к школе и учению» (методика А.А. Венгера М.Р. Гинзбурга)
ты любишь играть?
Играешь ли ты когда-нибудь в школу?
Почему тебе нравится эта игра?
Ты хочешь идти в школу?
Что в школе хорошего, интересного?
Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в
школе с учительницей?
Почему?
А, может быть, дома с учительницей? Или в школе с
мамой?
Почему?
Диагностические задания «Выбери картинки» (выявление отношения к учению)
Детям предназначается ровное количество картинок игрового, бытового, учебного содержания, ребенок выбирает самые интересные и объясняет свой выбор.
Рассказы-коллизии. На выявление отношения ребенка к школе и к учению, (методика Венгера-Гинзбурга)
1. Нравится ли тебе в школе? Хочешь ли ты в школу?
2. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше
всего?
Я буду рассказывать маленькие истории, а ты будешь говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг
скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно
тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу,
чтобы тебя отпустили на месяц или на полгода, на год.
Хочешь?». Что ты скажешь маме?
Представь себе, что мама так и сделала (или не
послушалась тебя) договорилась и тебя отпустили из
школы прямо с сегодняшнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал; в школу идти не надо. Делай, что хочешь. Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, как другие ребята в школе?
5. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил
малыша (девочку). Ему (ей) тоже 6 лет, но он (она) не
ходит в школу. Он (она) тебя спрашивает: «Что надо
делать, чтобы хорошо подготовиться к 1 классу?». Что ты
посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо
подготовиться к школе?
Представь себе, что ваша учительница уехала. Как, по-
твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница
или, чтобы уроки проводили мамы по очереди?
Представь себе, что есть2 школы. В одной есть все
школьные предметы, ученики ведут себя по правила. В
другой только пение, рисование, физ-ра. Вести себя
можно как захочешь. В какую из этих школ ты хотел бы
пойти учиться? Почему?
Рассказы-коллизии (методика В.А. Проскуры)
1 Вова проснулся утром и увидел в окне голубое небо, ясное солнышко. Он спрыгнул с постели, подбежал к окну удивленно воскликнул: «мама! А совсем недавно был сильный дождь!» как Вова догадался, что шел дождь? Ведь он в это время крепко спал?
2. Мама купила Вове новую книжку. В ней было 3 картинки. На 1 картинке нарисован лес. Листья на деревьях желтые, красные и оранжевые. Такие же листья укрывают землю. Светит солнце, и деревья кажутся золотыми. Веселая картинка. Внизу написано: «Осень». На другой картинке на деревьях меньше листьев. Небо
закрыто тучами, идет дождь. Грустная картинка. Внизу
написано: «Осень».
На з картинке почти все деревья голые, на дорожках и
под деревьями много слежавшихся листьев. В воздухе
кружит первый снег. «Осень» - надпись внизу.
Вова спросил у мамы: «Почему картинки разные, а
подпись одинаковая?». Что ответила мама Вове?
Программа диагностики мотивационной готовности детей к школе
Компоненты готовности | Показатели | Основные методы | Критерии оценки | Примечание |
1. Знание о школе | 1.1.Наличие определенного груза представлений о школе учении. 1.2. Полнота и точность знаний: знание всех существенных сторон. 1.3.Осознанность и систематичность: выделение главного. существенного; понимание связей между существенными признаками. | Индивидуальная беседы (методика Гелло В.Н.) | Высокий уровень - дети имеют правильные и полные представления о школе, выделяют главные сущ. Отличия школы, школьного учения; устанавливают связи между отдельными явлениями, делают верные выводы и обобщения. Средний уровень - дети перечисляют большое количество фактов из жизни школы, частоте связанных между собой. случайных, бессистемных. Низкий уровень - дети знают определенные факты, обращают внимание на наиболее яркие. внешне привлекательные события и явления. но часто не существенные. | |
2. Отношение к школе и учению. | 1.1. Желание стать учеником, учиться. 1.2.Стремление занять позицию школьника. 2,З.Осознание учения в школе, как | 1.Беседа 2. Диагностическое задание 3.Рассказы- коллизии | ВУ - желание учиться в школе основывается на полных и верных представлениях. мотивируется осознанием | |
| способа достижения взрослости. | | значимости учения. интересом к учению, к школьным видам дея-ти. СУ - желание учиться в школе основывается на поверхностях представлениях, мотивируется несущ, факторами. НИ - у ребенка нет желания учиться в школе. наблюдается наличие страха перед школой. учением, предпочитает дош. виды дея-ти. | |
3. Наличие познавательных мотивов, интересов. активности. | Наличие познав. активности. 3.1.Устойчивого интереса к умственной задаче и ее решению. 3.2.Умение самост.решать умственные задачи,производить мыслительные операции. З.З.Умение мотивировать свои знания и рационально их исп. при решении задач. ЗАУмение самост. поставить интересную и познав.умственную задачу и решить ее. | Рассказы-коллизии | ВУ - ребенок ведет целенаправленный поиск ответа. предлагая разные варианты, отражающие сущ. признаки. СУ - ребенок ищет ответ путем случайного подбора фактов или ситуацией. НУ - ребенок довольствуется первопопавшимся ответом, не прикладывает умственных усилий или дает ответ «не знаю». | Могут быть использованы другие рассказы- коллизии поисковые задачи. |