СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика классного коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классному руководителю всегда очень важно знать, как чувствует себя в детском коллективе каждый ребёнок. В статье рассматриваются диагностические методики изучения состояния классного коллектива, взаимоотношений в классе.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика классного коллектива.»




Диагностика классного коллектива.

Продолжая работу с детским коллективом или приходя в новый класс, педагогу очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива. Нужно выяснить насколько значим для них коллектив, в котором они находятся значительное время вместе, каковы основные аспекты взаимоотношений в классе. Для характеристики детского коллектива я использую следующие методики.

  1. «Круги на воде».

Обучающимся предлагается карточка, на которой нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. Ребята должны вписать в каждый круг не более двух своих одноклассников.

  1. «Класс - это государство».

Детям рекомендуется представить себе, что класс – это маленькое государства, а все школьники – представители этой страны. Для этого необходимо посмотреть на классный коллектив как бы со стороны и определить положение, место, предполагаемую должность каждого и самого себя. Данная методика даёт возможность классному руководителю увидеть, кого ученики определяют на роль лидера, кому больше доверяют, а кто является атсайдером в общении.

  1. «Расскажи мне обо мне».

Методика похожа на предыдущую. Учащиеся определяют своё отношение к одноклассникам, заканчивая предложения:

А) Одноклассники, с которыми мне приятно проводить своё свободное время, это…..

Б) Самый близкий для меня в классе человек, это…….

В) Ребята нашего класса, которых мне приятно видеть у себя дома, это….

Г) Одноклассники, с которыми я бы хотел общаться в школе, это…..

Д) Ребята, с которыми я не общаюсь, это……

Е) Одноклассники, с которыми мне приходится общаться в школе по необходимости, это…..

Ж) Ребята, интересы которых мне чужды, это…….

З) Одноклассники, которых я избегаю, это……..

4. «Классный пьедестал».

Каждому обучающемуся класса даётся возможность построить виртуальный пьедестал для награждения своих одноклассников. При этом дети должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ту или иную ступеньку пьедестала. Всего ступенек – На одну из ступеней разрешается поставить себя.




1



2


3


4


5


Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения обучающихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную составляющую взаимоотношений в коллективе.

5.«Дневник моей школьной жизни».





Классный руководитель рекомендует всем учащимся класса определить степень значимости конкретных событий в жизни класса и самого ученика.


Дневник моей школьной жизни

Школьная неделя

Значимые события

Комментарии

я

класс









6. Игра «Письмо Робинзону».

Ученики класса представляют себе, что они находятся на необитаемом острове. На острове суровые, малопригодные для жизни условия. Помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, а в ней записка следующего содержания: «Если тебе плохо, то ты можешь обратиться с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они помогут тебе. Отправь письмо с помощью этой же бутылки». При анализе письма следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма и к кому будут обращены эти письма.

7. «Дом, в котором я живу».

Каждый школьник получает листок бумаги. На нём он рисует многоэтажный дом и «заселяет» значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика покажет привязанность друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

8. «Фотография класса».

На каникулах обучающимся предлагается выступить в роли «фотографов – дизайнеров» и сделать альбом своего класса. Работа выполняется на карточках. Каждое фото ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фото ребёнок располагает себя, своих друзей, с каким настроением он выполняет эту работу.

9. «Свой среди своих»

Каждый обучающийся получает список всего класса и выполняет следующие задания:

- Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки троим одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

-Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

-Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

Таким образом, классный руководитель для изучения особенностей классного коллектива может использовать различные диагностические методики.