СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика креативного мышления школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Ведь целью ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика креативного мышления школьников»

2



Диагностика креативного мышления школьников

Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Человек с неординарным складом ума не только находится в постоянном контакте с внешним миром, подстраиваясь к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Главная цель состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой участвовать в их решении. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески, не шаблонно.

В связи с этим важна роль образовательных учреждений в воспитании активных и инициативных, креативно мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативного мышления, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

Считается, что способность к креативному мышлению – это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.

Способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования.

Но прежде чем формировать, необходимо провести диагностику уровня сформированности креативного мышления у учащихся в начале обучения, т.е. в 1х классах, а затем регулярно мониторить в конце каждого года.

Существует большое количество заданий для диагностики. Я остановлюсь на 2-х, которые мы используем в своей школе:

− во-первых, тест «Закончи рисунок» (автор Э.П.Торренс), на котором испытуемые дают ответ в виде рисунков и подписи к ним;

− во-вторых, специальная методика «Вербальная фантазия» (автор Немова Р. С.), где ученикам дают задание – сочинить рассказ (сказку, историю) о каком-либо живом существе или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его за 5 минут. На сочинение темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после чего ученик приступает к рассказу .

Показателями креативности по тесту «Закончи рисунок» являются следующие:

  1. Беглость (скорость, продуктивность) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

  2. Гибкость – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

  3. Оригинальность – характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

  4. Разработанность – детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Обработка данных проводится следующим путем:

− анализ, оценка работы испытуемого;

− сложение всех значений.

Выделяют 5 уровней сформированности креативного мышления, перечислим их:

1 уровень – очень низкий (10–15 баллов); 2 уровень – низкий (16 – 20 баллов);

  1. уровень – средний (21 –26 баллов);

  2. уровень – высокий (27 – 33 баллов);

  3. уровень – очень высокий (35 – 40 баллов).

В ходе тестирования у нас были получены следующие результаты:

  1. у 4 учеников (12%) – высокий уровень креативного мышления;

  2. у большей части учащихся – 15 человек (45%) средний уровень креативности;

  3. 11 испытуемых (33%) имеют низкий уровень креативности;

  4. 3 школьника (9%), у которых очень низкий уровень креативности.

Следующим этапом в исследовании было применение специальной методики «Вербальная фантазия», в котором показателями сформированности воображения являлись:

− скорость (отражает способность к порождению идеи за определённое количество времени);

− оригинальность (оценивается с учетом авторства рассказа);

− богатство фантазии (проявляется в разнообразии использования испытуемым образов);

− глубина (определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе);

− эмоциональность (оценивается по вызванному интересу и эмоции у слушателей).

Выделяют 5 уровней сформированности воображения, перечислим их: 1 уровень – очень низкий (0–1балл);

  1. уровень – низкий (2 – 3 балла);

  2. уровень – средний (4 –7 балла);

  3. уровень – высокий (8 – 9 баллов);

  4. уровень – очень высокий (10 баллов).

По окончанию проведения методики, нами были получены следующие результаты:

  1. у 2 учеников (6%) – очень высокий уровень сформированности воображения;

  2. у 4 учеников (12%) – высокий уровень сформированности воображения;

  3. у большей части учащихся – 15 учеников (45%) средний уровень сформированности воображения;

  4. низкий уровень сформированности воображения у 12 учеников, что составляет (36%);

  5. учащихся, имеющих очень низкий уровень – не выявлено.


При прохождении данного задания у большинства учащихся затруднения были вызваны лишь расширением своего повествования и дополнениями эмоциональностью самого рассказа. В основном, младшие школьники рассказывали об уже прочитанных сказках на уроках литературного чтения, таких как: «Красная Шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. Многие дети на среднем уровне очень ярко и подробно описали предметы из своего рассказа, упуская саму суть, из-за чего пересказ становился непонятным, не ясным и чаще всего не связанным. На низком уровне ребята затруднялись в выборе темы своего рассказа, обращались за помощью. После того, как им было предложена тема, ребята старались сделать рассказ ярким, но чаще всего он был не последовательным, «перескакивающим» с места на место изложением. В итоге дети путались в своём рассказе и начинали заново, нередко повторяя одни и те же ошибки. Учащиеся с высоким и более уровнем придумали сказки, не опираясь на ранее изученные. Присутствовали разнообразные образы, повествование шло чередом событий, наблюдались резкие смены событий, но все дополнялось эмоциональностью рассказа.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что те ученики, у которых высокий и более уровень сформированности креативного мышления – развивают свои творческие способности в процессе деятельности. Творчески решают поставленные задачи. Предлагают оригинальные ответы.

Учащиеся со средним уровнем – проявляют свои творческие способности только при желании, частично или с трудом выполняя творческие задания, но стараясь придумывать новое и оригинальное.

Учащиеся с низким и менее уровнем – не проявляют интерес в решении творческих задач. Размышляют и решают задания, не стараясь развивать творческие способности. Творческие задания могут не выполнять. Трудно понимают суть таких вопросов.

Таким образом, полученные нами результаты по двум методикам, свидетельствуют о том, что креативное мышление в 1х классах не сформировано у большей части учащихся, что требует большой и творческой работы для развития креативного мышления школьников.


Для оценки уровня креативности школьников среднего звена наиболее широко распространены адаптированный вариант теста творческого мышления Е. П. Торренса, выполненный Е. Е. Туник; батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Дж. Гилфорда и адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности. Тест дивергентного мышления Дж. Гилфорда состоит из экспресс-тестов и предназначен в основном для взрослых людей. Тесты творческого мышления Е. П. Торренса являются весьма трудоемкими в проведении и обработке данных.

Креативность охватывает определенную совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению, что подчеркивает возможность использования задач открытого типа для оценивания уровня сформированности креативности. Обобщённая структура креативности, рассмотренная в педагогических исследованиях Н. А. Алтуховой, Н. В. Бибиковой, Г. Н. Гавриловой, Т. А. Дроновой, Митченковой, О. Д. Никитина, Ю. Н. Халилулиной, И. В. Шовгуровой, предполагает синтез трех компонент: когнитивной, мотивационно-личностной, деятельнотворческой. Диагностика компонент возможна при анализе результатов решения задач открытого типа. Когнитивный критерий предполагает эффективность достижения поставленной цели, мотивационно-личностный – выбор оптимального решения из найденных альтернатив, деятельно-творческий – оригинальность ответа и высокую степень разработанности решения.

Таким образом, в рамках исследования для оценивания уровня развития креативности мы предлагаем использовать критерии оценивания учебных задач открытого типа, основанные на наиболее характерных показателях креативности. Оценка решения для таких задач выставляется по двухбалльной шкале по каждому из четырёх критериев:

– эффективность ответа (достигнуто ли требуемое в задаче?);

– оптимальность решения (оправдано ли такое решение?);

– оригинальность ответа (решение новое или известное ранее?);

– разработанность решения (достаточно ли подробно описан ход решения, или решение на уровне идей?).

Итоговый уровень развития креативности (∑) может быть оценен как сумма баллов по каждому критерию при решении системы задач открытого типа (по две задачи математической, лингвистической и естественнонаучной направленности) – Таблица.

В столбцах выставляется оценка 0, 1 или 2 балла за решение каждой задачи по всем критериям и подсчитывается итоговая сумма.

Таблица 1 Оценивание итогового уровня развития креативности

Критерии

Математическое направление

Гуманитарное направление

Естественнонаучное направление

Итого

Задача1

Задача2

Задача1

Задача2

Задача1

Задача2

ЭФ








ОП








ОР








РЗ








Суммарное значение набранных баллов по всем критериям ∑=


В рамках проведенной экспериментальной работы выявлена оценочная схема соотношения суммарных баллов с уровнем сформированности креативности на основе сопоставления результатов разных диагностик.

В таблице приведено соответствие суммы баллов уровням сформированности креативности (в норме, выше или ниже нормы) для учащихся основной школы.

Таблица 2 Соответствие суммы баллов уровням креативности

Уровень развития креативности

Суммарное значение набранных баллов по всем критериям (∑)

Выше нормы

30-48

Норма

15-29

Ниже нормы

0-14


Итак, задачи открытого типа.

Система задач открытого типа № 1

Задачи математического направления

Задача 1. Три разбойника делят добычу. Как они должны это сделать, чтобы никто не мог пожаловаться, что другой обманул его при дележе?

Задача 2. Любая математическая операция связана с решением какой-нибудь проблемы. Например, раньше людям было известно лишь сложение, а уже затем появилось умножение. Для операции сложения возникла проблема: нужно было многократно складывать одинаковые слагаемые (например, при подсчёте клеточек в прямоугольнике). Как ты думаешь, с чем было связано появление операции вычитания? Объясни свои догадки.

Задачи лингвистического направления

Задача 3. Бабушка подарила Вовочке свою старую пишущую машинку немецкой работы, с русским алфавитом и арабскими цифрами. Вовочка заворчал, начав печатать: букв «З» и «О» на машинке не хватает. «Тоже мне, немцы-умельцы!» – вскрикнул Вова. Но где взять буквы? Какие еще буквы не страшно потерять? Почему?

Задача 4. В рассказе польского писателя Я. Зайделя «Уранофагия» жители некой планеты питаются ураном. При этом уран постепенно накапливается в организме, и когда его содержание достигает критической массы, человек погибает. На такой планете общаться могут только люди, суммарная масса которых ниже критической. Поэтому, когда ребенок начинает быстро расти, то отец вынужден покидать семью во избежание ядерного взрыва. Поэтому на этой планете основной закон жизни – согласование масс. Придумайте свой необычный закон жизни и опишите сюжет своего рассказа о планете с таким законом.

Задачи естественнонаучного направления

Задача 5. На вопрос учителя: «Что вы можете нарисовать при помощи трёх окружностей?» – Петя ответил: «Я могу нарисовать снеговика», Вася вскричал: «А я тарелку с ягодой». Сергей пробормотал: «А я могу нарисовать винт самолета». Попробуй нарисовать, используя только три окружности, эти объекты. А что еще можно нарисовать при помощи трёх окружностей?

Задача 6. Нарисуй такие часы, которыми удобно было бы пользоваться даже человеку, который не знает цифр и не умеет считать.

Для диагностики креативности был использован адаптированный Е. Е. Туник тест Ф. Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности детей и подростков от 5 до 17 лет.

Задачи математического направления

Задача 1. Давным-давно, когда люди ещё не умели считать и, тем более, отсчитывать время, жители разных уголков света готовили свои традиционные блюда из разнообразных продуктов. Для их приготовления необходимо было добавлять ингредиенты точно через определённое время. Предложи несколько вариантов того, как людям удавалось замерять время, если они даже не умели считать.

Задача 2. Представь, что перед тобой пропасть, на дне которой водоём. Как можно измерить глубину пропасти, не подвергая опасности свою жизнь? Помни: пропасть очень глубокая и непосредственно измерить её нельзя. А у тебя с собой походный рюкзак, в котором есть много всего интересного.

Задачи лингвистического направления

Задача 3. Звучание слова иногда подсказывает некоторый цвет. Например, слово ГРОМ – темно-синий цвет. Какой цвет подсказывает слово ТИШЬ? Почему?

Задача 4. Между словами «видеть» и «увидеть» большая разница. Например, Колобок видел окружающий мир, но, как только он увидел лису, сразу действие в сказке оживилось. В каких ещё литературных произведениях автор использует различие этих слов, чтобы сюжет стал более интересным?

Задачи естественнонаучного направления

Задача 5. Однажды раб и философ Эзоп в очередной раз помог своему хозяину Ксанфу «выйти сухим из воды». В награду хозяин одарил Эзопа золотым кубком со своего стола. Но Ксанфу не понравилось, что Эзоп хочет продать кубок и раздать деньги нищим. Потому он выдвинул Эзопу условие: «Кубок твой, ты владеешь им по праву, но как только ты его продашь, полученные деньги ты должен будешь вернуть мне». Эзоп разрешил противоречие: он выполнил условие хозяина – вернул ему деньги за проданный кубок и в то же время раздал деньги нищим. Найди и ты это решение.

Задача 6. Запиши некоторые эмоции человека. Нарисуй их, используя ручку или карандаш только одного цвета. Рисовать человека и его лицо также нельзя.

В исследовании принимали участие 33 обучащихся 5-х классов, МКОУ Базарносызганской средней школы №1. Исследование проводилось с февраля по март 2022 г. В результате диагностики было выявлено, что у 5 учащихся уровень развития креативности выше нормы, норма – 12, ниже нормы – 16 человек.

Т.е. есть над чем еще работать.

Я думаю, что многие, смотря на выдающиеся работы Сальвадора Дали, Винсент Ван Гога и других задумывались: «Как люди могут создавать такие шедевры?». Они все были профессионалами креативного мышления.

В жизни от нас часто требуется умение быть креативным: способность мыслить по-новому, нестандартно, делает нас остроумными, находчивыми, оригинальными. Поэтому формирование креативного (дивергентного) мышления одна из актуальных тем современного общества и работу по формированию надо проводить как в урочное, так и во внеурочное время.














2