Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Диагностика метапредметных образовательных результатов
на примере обществознания для обучающихся 9-х классов
Составила
Мишина М. С.
учитель истории и обществознания.
Алапаевск, 2017
Текст.
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путём народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать и через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство. Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти. Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента. Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
По материалам энциклопедии школьников
Задания.
Прочитайте текст. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте их (составьте план текста).
Какие виды демократии представлены в тексте? Опираясь на текст и обществоведческие знания, составьте сравнительную таблицу «Виды демократии»: общее и различия.
В тексте рассказывается об одном из органов государственной власти в Российской Федерации – парламенте. К какой ветви власти он относится? Какие органы власти, кроме парламента, существуют в России? Ответ оформите в виде схемы.
Какими политическими правами вы обладаете? Представьте, что вам уже исполнилось 18 лет, какое из этих прав вы будете использовать? Свой ответ аргументируйте.
Представьте себя в роли корреспондента. Вам предстоит взять интервью у одного их депутатов Государственной Думы. Какие вопросы вы бы ему задали? Укажите не менее трёх вопросов.
В 1767 Екатерина II составила «Наказ» Уложенной комиссии, созданной для кодификации российского законодательства.
У вас тоже появилась такая возможность:
А) дать «наказ» органам местного самоуправления, функционирующим в вашем городе,
Б) дать «наказ» органам школьного самоуправления, функционирующим в вашей школе.
Какие наставления вы бы включили в свой «наказ»? Что, на ваш взгляд, в вашем городе (школе) нуждается в изменении? Выберите вариант А или Б и ответьте на вопрос (количество пунктов в «наказе» не менее двух).
Критерии оценивания.
1.Прочитайте текст. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте их (составьте план текста).
Содержание верного ответа и указания по оцениваю (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: что такое референдум парламент как элемент представительной демократии функции парламентской власти. Возможны иные формулировки пунктов плана и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество пунктов плана может быть различным. | Максимально 2 балла |
Верно выделены более половины фрагментов текста ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все пункты плана отражают основную идею. | 1 |
Не выделены основные смысловые фрагменты ИЛИ Названия пунктов плана не отражают смысл фрагментов текста. | 0 |
2.Какие виды демократии представлены в тексте? Опираясь на текст и обществоведческие знания, составьте сравнительную таблицу «Виды демократии».
Содержание верного ответа и указания по оцениваю (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
В ответе должны быть названы виды демократии Прямая (непосредственная) Представительная |
Таблица должна содержать следующие данные:
Виды демократии | Характеристика |
Общее | Различие |
Прямая | 1.Власть принадлежит народу. 2.Равенство всех перед законом, юридическое равноправие. 3. Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства. 4. Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения | Принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах. |
Представительная | Принятие решений выборными учреждениями или выборными представителями |
Оценивание | Баллы |
Названы виды демократии – 1 балл Составлена таблица: | Максимально 7 баллов |
3.В тексте рассказывается об одном из органов государственной власти в Российской Федерации – парламенте. К какой ветви власти он относится? Какие органы власти, кроме парламента, существуют в России? Ответ оформите в виде схемы.
Содержание верного ответа.
Власть в РФ
Судебная власть:
Суды общей юрисдикции, Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ и др.
Исполнительная власть: Правительство РФ, министерства РФ
Законодательная власть:
парламент – Федеральное собрание РФ:
1.Верхняя палата – Совет Федерации,
2. Нижняя палата – Государственная дума РФ
Оценивание | Баллы |
За верно названную ветвь власти и её составляющие – 2 балла | Максимально баллов |
4.Какими политическими правами вы обладаете? Представьте, что вам уже исполнилось 18 лет, какое из этих прав вы будете использовать? Свой ответ аргументируйте (1 -2 аргумента)
Содержание верного ответа и указания по оцениваю (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
В ответе должны быть указаны следующие права: Право избирать, участвовать в референдумах. Право на вступление в политическую партию. Право участвовать в митингах, демонстрациях и др. Право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Вторая часть вопроса оценивается исходя из содержательности и убедительности аргументов, которые приводит обучающийся (на усмотрение эксперта) |
Оценивание | Баллы |
За каждое верно названное право – 1 балл. За каждый верный аргумент – 1 балл. | Максимальное количество баллов может варьироваться |
5.Представьте себя в роли корреспондента. Вам предстоит взять интервью у одного их депутатов Государственной Думы. Какие вопросы вы бы ему задали? Укажите не менее трёх вопросов.
Оценивание | Баллы |
За каждый содержательный, глубокий вопрос – 1 балл. (Примечание – содержательный вопрос, т. е. о проблемах российского общества, перспективах развития, сложностях внешнеполитического курса и др.) | Максимально 3 балла |
6.В 1767 Екатерина II составила «Наказ» Уложенной комиссии, созданной для кодификации российского законодательства.
У вас тоже появилась такая возможность:
А) дать «наказ» органам местного самоуправления, функционирующим в вашем городе,
Б) дать «наказ» органам школьного самоуправления, функционирующим в вашей школе.
Какие наставления вы бы включили в свой «наказ»? Что, на ваш взгляд, в вашем городе (школе) нуждается в изменении? Выберите вариант А или Б и ответьте на вопрос (количество пунктов в «наказе» не менее двух).
Оценивание | Баллы |
Критерии: - объективная оценка окружающей действительности - оригинальность, творческий подход. За каждое наставление, соответствующее критериями, - 1 балл. | Максимальное количество баллов может варьироваться. |