СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика метапредметных образовательных результатов на примере обществознания для обучающихся 9-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий и критериев для диагностики метапредметных образовательных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика метапредметных образовательных результатов на примере обществознания для обучающихся 9-х классов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»











Диагностика метапредметных образовательных результатов

на примере обществознания для обучающихся 9-х классов









Составила

Мишина М. С.

учитель истории и обществознания.

















Алапаевск, 2017

Текст.

В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путём народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.

Народ может действовать и через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство. Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.

Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти. Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента. Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.

По материалам энциклопедии школьников

Задания.

  1. Прочитайте текст. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте их (составьте план текста).

  2. Какие виды демократии представлены в тексте? Опираясь на текст и обществоведческие знания, составьте сравнительную таблицу «Виды демократии»: общее и различия.

  3. В тексте рассказывается об одном из органов государственной власти в Российской Федерации – парламенте. К какой ветви власти он относится? Какие органы власти, кроме парламента, существуют в России? Ответ оформите в виде схемы.

  4. Какими политическими правами вы обладаете? Представьте, что вам уже исполнилось 18 лет, какое из этих прав вы будете использовать? Свой ответ аргументируйте.

  5. Представьте себя в роли корреспондента. Вам предстоит взять интервью у одного их депутатов Государственной Думы. Какие вопросы вы бы ему задали? Укажите не менее трёх вопросов.

  6. В 1767 Екатерина II составила «Наказ» Уложенной комиссии, созданной для кодификации российского законодательства.

У вас тоже появилась такая возможность:

А) дать «наказ» органам местного самоуправления, функционирующим в вашем городе,

Б) дать «наказ» органам школьного самоуправления, функционирующим в вашей школе.

Какие наставления вы бы включили в свой «наказ»? Что, на ваш взгляд, в вашем городе (школе) нуждается в изменении? Выберите вариант А или Б и ответьте на вопрос (количество пунктов в «наказе» не менее двух).

Критерии оценивания.

1.Прочитайте текст. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте их (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания по оцениваю

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысла)

Баллы



Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. что такое референдум

  2. парламент как элемент представительной демократии

  3. функции парламентской власти.

Возможны иные формулировки пунктов плана и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество пунктов плана может быть различным.

Максимально

2 балла

Верно выделены более половины фрагментов текста

ИЛИ

Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все пункты плана отражают основную идею.

1

Не выделены основные смысловые фрагменты

ИЛИ

Названия пунктов плана не отражают смысл фрагментов текста.

0



2.Какие виды демократии представлены в тексте? Опираясь на текст и обществоведческие знания, составьте сравнительную таблицу «Виды демократии».

Содержание верного ответа и указания по оцениваю

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысла)

В ответе должны быть названы виды демократии

  1. Прямая (непосредственная)

  2. Представительная

Таблица должна содержать следующие данные:

Виды демократии

Характеристика

Общее

Различие

Прямая

1.Власть принадлежит народу.

2.Равенство всех перед законом, юридическое равноправие.

3. Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства.

4. Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения

Принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах.

Представительная

Принятие решений выборными учреждениями или выборными представителями



















Оценивание

Баллы

  1. Названы виды демократии – 1 балл

  2. Составлена таблица:

  • названы общие черты видов демократии – 1 балл за каждый правильный ответ (всего 4 балла)

  • названы отличия видов демократии – 2 балла

Максимально 7 баллов






3.В тексте рассказывается об одном из органов государственной власти в Российской Федерации – парламенте. К какой ветви власти он относится? Какие органы власти, кроме парламента, существуют в России? Ответ оформите в виде схемы.

Содержание верного ответа.

Власть в РФ



Судебная власть:

Суды общей юрисдикции, Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ и др.

Исполнительная власть: Правительство РФ, министерства РФ

Законодательная власть:

парламент – Федеральное собрание РФ:

1.Верхняя палата – Совет Федерации,

2. Нижняя палата – Государственная дума РФ



















Оценивание

Баллы

За верно названную ветвь власти и её составляющие – 2 балла

Максимально

  1. баллов



4.Какими политическими правами вы обладаете? Представьте, что вам уже исполнилось 18 лет, какое из этих прав вы будете использовать? Свой ответ аргументируйте (1 -2 аргумента)

Содержание верного ответа и указания по оцениваю

(допускаются иные формулировки ответа,

не искажающие его смысла)

В ответе должны быть указаны следующие права:

  1. Право избирать, участвовать в референдумах.

  2. Право на вступление в политическую партию.

  3. Право участвовать в митингах, демонстрациях и др.

  4. Право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Вторая часть вопроса оценивается исходя из содержательности и убедительности аргументов, которые приводит обучающийся (на усмотрение эксперта)



Оценивание

Баллы

За каждое верно названное право – 1 балл.

За каждый верный аргумент – 1 балл.

Максимальное количество баллов может варьироваться



5.Представьте себя в роли корреспондента. Вам предстоит взять интервью у одного их депутатов Государственной Думы. Какие вопросы вы бы ему задали? Укажите не менее трёх вопросов.

Оценивание

Баллы

За каждый содержательный, глубокий вопрос – 1 балл.

(Примечание – содержательный вопрос, т. е. о проблемах российского общества, перспективах развития, сложностях внешнеполитического курса и др.)

Максимально 3 балла





6.В 1767 Екатерина II составила «Наказ» Уложенной комиссии, созданной для кодификации российского законодательства.

У вас тоже появилась такая возможность:

А) дать «наказ» органам местного самоуправления, функционирующим в вашем городе,

Б) дать «наказ» органам школьного самоуправления, функционирующим в вашей школе.

Какие наставления вы бы включили в свой «наказ»? Что, на ваш взгляд, в вашем городе (школе) нуждается в изменении? Выберите вариант А или Б и ответьте на вопрос (количество пунктов в «наказе» не менее двух).

Оценивание

Баллы

Критерии:

- объективная оценка окружающей действительности

- оригинальность, творческий подход.

За каждое наставление, соответствующее критериями, - 1 балл.

Максимальное количество баллов может варьироваться.