Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №68
Бехтерева Т.В.
Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна , так как они являются составной частью содержания образования, от них во многом зависит то, что называется качеством образования .
Человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет способы ее решения.
В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определённый набор учебных умений , необходимый для повышения качества учения; с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений .
В начальной школе для практической отработки берутся следующие ОУУН:
- Умение ставить учебную задачу во всех звеньях учебного процесса;
- Умение читать и писать в заданном темпе;
- Развитие и совершенствование умения осознанно, правильно, бегло и выразительно читать;
- Умение выделять главное;
- Сравнивать;
- Обобщать;
- Определять понятия и оперировать им;
- Слушать и исправлять свою речь;
- Пересказывать подробно, выборочно, сжато.
Как осуществляется педагогический мониторинг формирования ОУУН в начальной школе?
Так, изучение умения понимать учащимися учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности, проводилось по вопросам:
- Выбрать из предлагаемых вариантов вопрос , на который отвечает учебная задача.
- Прочитать предложенный ниже текст и подчеркнуть формулировку учебной задачи .
- По данной учебной задаче - «Составить план текста »- пронумеровать свои учебные действия в порядке их последовательного выполнения (последовательность их выполнения специально нарушена).
Результаты проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ диагностической контрольной работы» с разработанными критериями оценки.
Умение читать и писать в заданном темпе
Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя проводится в форме коллективной проверочной работы:
учащимся предлагается незнакомый, доступный по содержанию текст, с чёткой структурой, объёмом с необходимым количеством слов, в зависимости от времени проверки (время чтения – от 3 до 10 минут).
К тексту прилагаются следующие задания:
- Прочитай текст про себя, подумай, о чём рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чём узнал?
- Разбей текст на части и отдели одну часть от другой.
- Озаглавь части текста и напиши заголовки на листе, где написано слово план .
Результаты коллективной проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ коллективной проверочной работы» с разработанными критериями оценки.
По словам Квинтиллиана: «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума».
Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Высокий темп письма ускоряет процесс усвоения информации , т.к. понятные и быстрые записи текста, плана подключают моторные и зрительные способы запоминания, помогают затем быстро воспроизводить элементы текста.
Для ускорения темпа письма мы используем следующие приемы:
- разъясняем учащимся значение быстрого письма, которое помогает следить за мыслью, выделять главное, оставлять резерв времени для проверки правильности написанного;
- демонстрируем тетради учащихся 4-5 классов для того, чтобы дети увидели объем работ и сделали вывод, что с таким объемом за урок можно справиться лишь при высокой скорости письма;
- показываем на практике, что слитное письмо быстрее отрывного, что скорость письма в определенной степени зависит от размера букв; от расстояния между словами;
- диктуем слова в темпе разговорной речи, дети записывают лишь те, которые успевают, сравниваем результаты;
- предлагаем детям записать за отведенное время как можно больше слов из известного стихотворения;
- даем задание списать отрывок из текста в течение 10 минут аккуратно и без пропусков, закрепляя в единстве темп письма, его осознанность и точность;
- на уроках трудового обучения используем работу с пластилином для развития мышц пальцев, на уроках физкультуры – упражнения для кистей рук; эти упражнения рекомендуем выполнять и дома;
- даем домашние задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени;
- сочетаем развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашнего задания нормы времени;
- на уроках окружающего мира учимся записывать слова сокращенно;
- все виды упражнений сочетаем с обязательным требованием – писать красиво или, по меньшей мере, разборчиво;
- в конце каждой четверти измеряем скорость письма и заносим в специальную таблицу, с которой знакомим учащихся и родителей.
Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Обработка полученной в результате всех диагностик информации оформляется в форме аналитических справок, включающих описание определённой стратегии дальнейшего формирования общеучебных умений и навыков.
Для возможности получения объективной картины результативности работы педагогического коллектива по достижению базового уровня знаний и умений, сформированности ОУУН и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности и сформированности ОУУН должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.
Таким образом, можно отследить продвижение каждого ученика в овладении ОУУН.
Спасибо за внимание!