СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.»

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников. Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №68 Бехтерева Т.В.

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №68

Бехтерева Т.В.

Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна , так как они являются составной частью содержания образования, от них во многом зависит то, что называется качеством образования .    Человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет способы ее решения.  В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определённый набор учебных умений , необходимый для повышения качества учения; с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений .

Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна , так как они являются составной частью содержания образования, от них во многом зависит то, что называется качеством образования .

Человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет способы ее решения.

В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определённый набор учебных умений , необходимый для повышения качества учения; с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений .

В начальной школе для практической отработки берутся следующие ОУУН:   Умение ставить учебную задачу во всех звеньях учебного процесса; Умение читать и писать в заданном темпе; Развитие и совершенствование умения осознанно, правильно, бегло и выразительно читать; Умение выделять главное; Сравнивать; Обобщать; Определять понятия и оперировать им; Слушать и исправлять свою речь; Пересказывать подробно, выборочно, сжато.

В начальной школе для практической отработки берутся следующие ОУУН:

  • Умение ставить учебную задачу во всех звеньях учебного процесса;
  • Умение читать и писать в заданном темпе;
  • Развитие и совершенствование умения осознанно, правильно, бегло и выразительно читать;
  • Умение выделять главное;
  • Сравнивать;
  • Обобщать;
  • Определять понятия и оперировать им;
  • Слушать и исправлять свою речь;
  • Пересказывать подробно, выборочно, сжато.
 Как осуществляется педагогический мониторинг формирования ОУУН в начальной школе?    Так, изучение умения понимать учащимися учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности, проводилось по вопросам: Выбрать из предлагаемых вариантов вопрос , на который отвечает учебная задача. Прочитать предложенный ниже текст и подчеркнуть формулировку учебной задачи . По данной учебной задаче - «Составить план текста »- пронумеровать свои учебные действия в порядке их последовательного выполнения (последовательность их выполнения специально нарушена).  Результаты проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ диагностической контрольной работы» с разработанными критериями оценки.

Как осуществляется педагогический мониторинг формирования ОУУН в начальной школе?

Так, изучение умения понимать учащимися учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности, проводилось по вопросам:

  • Выбрать из предлагаемых вариантов вопрос , на который отвечает учебная задача.
  • Прочитать предложенный ниже текст и подчеркнуть формулировку учебной задачи .
  • По данной учебной задаче - «Составить план текста »- пронумеровать свои учебные действия в порядке их последовательного выполнения (последовательность их выполнения специально нарушена).

Результаты проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ диагностической контрольной работы» с разработанными критериями оценки.

Умение читать и писать в заданном темпе  Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя проводится в форме коллективной проверочной работы:  учащимся предлагается незнакомый, доступный по содержанию текст, с чёткой структурой, объёмом с необходимым количеством слов, в зависимости от времени проверки (время чтения – от 3 до 10 минут).

Умение читать и писать в заданном темпе

Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя проводится в форме коллективной проверочной работы:

учащимся предлагается незнакомый, доступный по содержанию текст, с чёткой структурой, объёмом с необходимым количеством слов, в зависимости от времени проверки (время чтения – от 3 до 10 минут).

 К тексту прилагаются следующие задания: Прочитай текст про себя, подумай, о чём рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чём узнал? Разбей текст на части и отдели одну часть от другой. Озаглавь части текста и напиши заголовки на листе, где написано слово план .  Результаты коллективной проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ коллективной проверочной работы» с разработанными критериями оценки.

К тексту прилагаются следующие задания:

  • Прочитай текст про себя, подумай, о чём рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чём узнал?
  • Разбей текст на части и отдели одну часть от другой.
  • Озаглавь части текста и напиши заголовки на листе, где написано слово план .

Результаты коллективной проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ коллективной проверочной работы» с разработанными критериями оценки.

По словам Квинтиллиана: «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума».  Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Высокий темп письма ускоряет процесс усвоения информации , т.к. понятные и быстрые записи текста, плана подключают моторные и зрительные способы запоминания, помогают затем быстро воспроизводить элементы текста.

По словам Квинтиллиана: «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума».

Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Высокий темп письма ускоряет процесс усвоения информации , т.к. понятные и быстрые записи текста, плана подключают моторные и зрительные способы запоминания, помогают затем быстро воспроизводить элементы текста.

Для ускорения темпа письма мы используем следующие приемы:

  • разъясняем учащимся значение быстрого письма, которое помогает следить за мыслью, выделять главное, оставлять резерв времени для проверки правильности написанного;
  • демонстрируем тетради учащихся 4-5 классов для того, чтобы дети увидели объем работ и сделали вывод, что с таким объемом за урок можно справиться лишь при высокой скорости письма;
  • показываем на практике, что слитное письмо быстрее отрывного, что скорость письма в определенной степени зависит от размера букв; от расстояния между словами;
  • диктуем слова в темпе разговорной речи, дети записывают лишь те, которые успевают, сравниваем результаты;
  • предлагаем детям записать за отведенное время как можно больше слов из известного стихотворения;
  • даем задание списать отрывок из текста в течение 10 минут аккуратно и без пропусков, закрепляя в единстве темп письма, его осознанность и точность;
  • на уроках трудового обучения используем работу с пластилином для развития мышц пальцев, на уроках физкультуры – упражнения для кистей рук; эти упражнения рекомендуем выполнять и дома;
  • даем домашние задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени;
  • сочетаем развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашнего задания нормы времени;
  • на уроках окружающего мира учимся записывать слова сокращенно;
  • все виды упражнений сочетаем с обязательным требованием – писать красиво или, по меньшей мере, разборчиво;
  • в конце каждой четверти измеряем скорость письма и заносим в специальную таблицу, с которой знакомим учащихся и родителей.

Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
 Обработка полученной в результате всех диагностик информации оформляется в форме аналитических справок, включающих описание определённой стратегии дальнейшего формирования общеучебных умений и навыков.  Для возможности получения объективной картины результативности работы педагогического коллектива по достижению базового уровня знаний и умений, сформированности ОУУН и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности и сформированности ОУУН должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.  Таким образом, можно отследить продвижение каждого ученика в овладении ОУУН.

Обработка полученной в результате всех диагностик информации оформляется в форме аналитических справок, включающих описание определённой стратегии дальнейшего формирования общеучебных умений и навыков.

Для возможности получения объективной картины результативности работы педагогического коллектива по достижению базового уровня знаний и умений, сформированности ОУУН и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности и сформированности ОУУН должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.

Таким образом, можно отследить продвижение каждого ученика в овладении ОУУН.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!