СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми»

Артищева Е.А., учитель МБОУ «СОШ села Лорино» Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми.

Артищева Е.А., учитель МБОУ «СОШ села Лорино»

Диагностика одаренности и работа с одаренными детьми.

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ     МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ  ВИД ОДАРЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ Систематизированное  наблюдение, опросники,  тест Слоссона и т.д. АКАДЕМИЧЕСКАЯ Систематизация  наблюдения,  анкетирование,  тестирование,  тесты Равена. ТВОРЧЕСКАЯ Тесты Торренса, Е. Туник  И. С. Аверина, Е.И. Шебланова «Необычное  использование», Маккарти  «Шкала детских способностей»

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ

ВИД ОДАРЕННОСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ Систематизированное

наблюдение, опросники,

тест Слоссона и т.д.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ Систематизация

наблюдения,

анкетирование,

тестирование,

тесты Равена.

ТВОРЧЕСКАЯ Тесты Торренса, Е. Туник

И. С. Аверина, Е.И. Шебланова «Необычное

использование», Маккарти

«Шкала детских способностей»

Интеллект 1.Шкала Стенфорд-Бине 2.Тест Р. Кеттела 3.Тест Д. Векслера 4.Р. Амтхауэра

Интеллект

1.Шкала Стенфорд-Бине

2.Тест Р. Кеттела

3.Тест Д. Векслера

4.Р. Амтхауэра

Тесты Торренса «Постарайтесь придумать как можно больше самых разных и оригинальных способов необычного употребления обычной газеты. Выпишите их в столбик под номерами». На основе круга придумайте и нарисуйте какой- либо предмет.

Тесты Торренса

«Постарайтесь придумать как можно больше самых разных и оригинальных способов необычного употребления обычной газеты. Выпишите их в столбик под номерами».

На основе круга придумайте и нарисуйте какой- либо предмет.

Как вы думаете, что изображено на рисунке, если на какие-то предметы смотреть с высоты, а на какие-то сбоку?   Старт!

Как вы думаете, что изображено на рисунке, если на какие-то предметы смотреть с высоты, а на какие-то сбоку?

Старт!

Развитие творческого мышления Задание 1.   «Составьте как можно больший список вещей, которые явля­ются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания».

Развитие творческого мышления

Задание 1. «Составьте как можно больший список вещей, которые явля­ются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания».

Задание 2.   «Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось».

Задание 2. «Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось».

Задание 3.   Потренируйтесь в «мозговом штурме» с помощью карандаша и бумаги:   «Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенст­вовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполни­мы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием».

Задание 3. Потренируйтесь в «мозговом штурме» с помощью карандаша и бумаги: «Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенст­вовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполни­мы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием».

Задание 4.   «Мозговой штурм» становится намного продуктивнее, если в него включается несколько человек. Образуйте в классе неболь­шие группы и дайте каждой группе задание придумать, что можно сделать, комбинируя следующие предметы:   а) пробку и пружинный матрас;   б) пустые бутылки из-под воды и губки;   в) мяч для пинг-понга, пару труб, метр стальной проволоки.

Задание 4. «Мозговой штурм» становится намного продуктивнее, если в него включается несколько человек. Образуйте в классе неболь­шие группы и дайте каждой группе задание придумать, что можно сделать, комбинируя следующие предметы: а) пробку и пружинный матрас; б) пустые бутылки из-под воды и губки; в) мяч для пинг-понга, пару труб, метр стальной проволоки.

Задание 5.   Ниже приводится несколько вопросов, на которые необхо­димо ответить. Зафиксируйте, сколько минут Вы тратите на каждый вопрос. Можно либо отметить, на сколько вопросов Вы ответите за 3 минуты, либо время ответов на все 10 вопросов.   «Назовите как можно больше способов, видов, характеристик:   1. Как может выглядеть здание?   2. Как может рычать тигр?   3. Как можно почувствовать холодный ветер?   4. Сколькими способами человек может общаться?   5. Как можно почувствовать кору?   6. Как может передвигаться лошадь?   7. Сколькими способами можно издавать крик?   8. Сколькими способами можно нюхать цветы?   9. Сколькими способами можно сделать тесто для пиццы?   10. Сколькими способами может плавать дельфин?»

Задание 5. Ниже приводится несколько вопросов, на которые необхо­димо ответить. Зафиксируйте, сколько минут Вы тратите на каждый вопрос. Можно либо отметить, на сколько вопросов Вы ответите за 3 минуты, либо время ответов на все 10 вопросов. «Назовите как можно больше способов, видов, характеристик: 1. Как может выглядеть здание? 2. Как может рычать тигр? 3. Как можно почувствовать холодный ветер? 4. Сколькими способами человек может общаться? 5. Как можно почувствовать кору? 6. Как может передвигаться лошадь? 7. Сколькими способами можно издавать крик? 8. Сколькими способами можно нюхать цветы? 9. Сколькими способами можно сделать тесто для пиццы? 10. Сколькими способами может плавать дельфин?»

Задание 6.   «Представьте себе необычайно долгое молчание. Если бы Вы были каждым из следующих людей, что бы оно Вам напомнило?  .......................... если бы я был железнодорожником.   .......................... если бы я был дирижером оркестра.   .......................... если бы я была классным руководителем.   .......................... если бы я был конструктором.   .......................... если бы я был на спасательном плоту в море.   .......................... если бы я был первобытным человеком.   .......................... если бы я была моей мамой.   .......................... если бы я был космонавтом.   .......................... если бы я был самим собой».

Задание 6. «Представьте себе необычайно долгое молчание. Если бы Вы были каждым из следующих людей, что бы оно Вам напомнило?

.......................... если бы я был железнодорожником. .......................... если бы я был дирижером оркестра. .......................... если бы я была классным руководителем. .......................... если бы я был конструктором. .......................... если бы я был на спасательном плоту в море. .......................... если бы я был первобытным человеком. .......................... если бы я была моей мамой. .......................... если бы я был космонавтом. .......................... если бы я был самим собой».

Задание 7.   «Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий».

Задание 7. «Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий».

Задание 8.   «I. Назовите 5 изобретений, которые могли бы усовершенст­вовать мир, кроме тех, что уже изобретены».   «2. Придумайте несколько лучших способов сбора мусора для того, чтобы избежать шума существующей системы и неприглядности мусорных ведер и контейнеров у обочи­ны».   «3. Напишите телеграмму из 30-ти строк друзьям, рассказы­вающую об одном дне в школе».

Задание 8. «I. Назовите 5 изобретений, которые могли бы усовершенст­вовать мир, кроме тех, что уже изобретены». «2. Придумайте несколько лучших способов сбора мусора для того, чтобы избежать шума существующей системы и неприглядности мусорных ведер и контейнеров у обочи­ны». «3. Напишите телеграмму из 30-ти строк друзьям, рассказы­вающую об одном дне в школе».

Задание 9.   Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3-х минут.   «В каких видах может быть одно и то же дерево?»   Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание (перечислить по крайней мере 10 ответов) за три минуты?

Задание 9. Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3-х минут. «В каких видах может быть одно и то же дерево?» Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание (перечислить по крайней мере 10 ответов) за три минуты?

Методика

Методика "Шкала прогрессивных матриц" была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

Тестовый материал к методике Равена.

Тестовый материал к методике Равена.

Дерево желаний Юркевич Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Дерево желаний Юркевич

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Тест Кеттелла (Кеттела). Личность и характер Эмоции и состояния Мотивы и мотивация Темперамент Межличностные отношения Интеллектуальная сфера Игровая и учебная деятельность

Тест Кеттелла (Кеттела).

Личность и характер

Эмоции и состояния

Мотивы и мотивация

Темперамент

Межличностные отношения

Интеллектуальная сфера

Игровая и учебная деятельность

Тест Амтхауэра   Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений); Субтест 2: «ИС» (исключение слова); Субтест 3: «Ан» (аналогии); Субтест 4: «Об» (обобщение); Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи); Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды); Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение); Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение); Субтест 9: «Пм» (память).  

Тест Амтхауэра

Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений);

Субтест 2: «ИС» (исключение слова);

Субтест 3: «Ан» (аналогии);

Субтест 4: «Об» (обобщение);

Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи);

Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды);

Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение);

Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение);

Субтест 9: «Пм» (память).

 

Тест Векслера   «Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы.

Тест Векслера

«Осведомленность». Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления).

Понятливость». Включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы.

«Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются во всех интеллектуальных тестах. «Сходство». Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. «Словарный». Предполагает свободное оперирование словами родного языка.

«Арифметический». Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются во всех интеллектуальных тестах.

«Сходство». Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей.

«Словарный». Предполагает свободное оперирование словами родного языка.

« Повторение цифр». Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. «Недостающие детали». Направлен на выявление и измерение перцептивных(эмоциональных) способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах .

« Повторение цифр». Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания.

«Недостающие детали». Направлен на выявление и измерение перцептивных(эмоциональных) способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах .

«Последовательные картинки». Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. «Кубики Косса». Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания теста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуального потенциала.

«Последовательные картинки». Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.

«Кубики Косса». Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания теста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуального потенциала.

«Складывание фигур». По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. «Шифровка». По числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. «Лабиринты». Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти.

«Складывание фигур». По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое.

«Шифровка». По числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным.

«Лабиринты». Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти.

МАТРИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ УЧЕНИКОМ № П\П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 Чтение программного материала. 2 Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, сделать классификацию. Чтение дополнительной литературы. 3 Реферативная работа. 4 Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать. Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием. Задание конвергентного типа. 5 Задания дивергентного типа. Задания логического типа, с одним ответом/ хронометраж выполнения/. Задания со множеством ответов, способов выполнения.

МАТРИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ УЧЕНИКОМ

П\П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

1

Чтение программного материала.

2

Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, сделать классификацию.

Чтение дополнительной литературы.

3

Реферативная работа.

4

Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать.

Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.

Задание конвергентного типа.

5

Задания дивергентного типа.

Задания логического типа, с одним ответом/ хронометраж выполнения/.

Задания со множеством ответов, способов выполнения.

6 Решения проблемных ситуаций. 7 Задачи на поиск нового задания, решения противоречия. Задания на обнаружение ошибок. 8 Тесты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий. Задание по редактированию текстов. 9 Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/. Рецензирование материала. 10 Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/. Исследовательская работа. Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

6

Решения проблемных ситуаций.

7

Задачи на поиск нового задания, решения противоречия.

Задания на обнаружение ошибок.

8

Тесты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.

Задание по редактированию текстов.

9

Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

Рецензирование материала.

10

Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

Исследовательская работа.

Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

11 Работа в динамических парах. 12 Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента. Групповая работа. 13 Инструктаж, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр. Вопросы учителю. 14 15 Создание эволюционных баз знаний. Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/. Эвристический метод в хронологии развития того или иного знания, составление матрицы, систематизация данных. Терминологическая работа. 16 Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации. Выполнение практических и лабораторных работ. 17 Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные выводы. Экскурсии. Подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.

11

Работа в динамических парах.

12

Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента.

Групповая работа.

13

Инструктаж, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.

Вопросы учителю.

14

15

Создание эволюционных баз знаний.

Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.

Эвристический метод в хронологии развития того или иного знания, составление матрицы, систематизация данных.

Терминологическая работа.

16

Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.

Выполнение практических и лабораторных работ.

17

Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные выводы.

Экскурсии.

Подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ. СИМПОЗИУМ В ГОСТЯХ У СКАЗКИ СУНДУКТ МУДРОСТИ МИНИАТЮРА ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБКИ НАЗОЙЛИВЫЙ ИГРОК ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ.

СИМПОЗИУМ

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

СУНДУКТ МУДРОСТИ

МИНИАТЮРА

ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБКИ

НАЗОЙЛИВЫЙ ИГРОК

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!