СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика одаренных детей

Просмотр содержимого документа
«Диагностика одаренных детей»


Министерство образования, науки и молодежной

Политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Диагностика одаренных детей











Выполнила студентка

Ш-32 группы

Шабатура Елизавета





Ейск,2024



Методики диагностики одарённости младших школьников.

  1. Методика диагностики одарённости детей для педагогов и родителей.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

  3. петь, музицировать.

  4. заниматься ф/к

  5. играть вместе с другими детьми в различные игры.

  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  7. делать что-нибудь на кухне.

  8. играть с техническим конструктором

  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми словами

  10. самостоятельно рисовать

  11. играть в спортивные игры

  12. руководить играми детей

  13. ходить в лес, поле, наблюдать за живой природой

  14. ходить в магазин за продуктами

  15. читать книги о технике, машинах

  16. играть в игры с отгадыванием слов

  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы

  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам

  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми

  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных

  21. убирать за собой книги, тетради

  22. конструировать, рисовать проекты самолётов

  23. знакомиться с историей

  24. самостоятельно заниматься различными видами художественного творчества

  25. читать книги о спорте

  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям своё мнение

  27. ухаживать за домашними растениями

  28. помогать взрослым с уборкой в квартире

  29. считать и заниматься математикой самостоятельно

  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями

  31. участвовать в постановке спектаклей

  32. заниматься спортом в секциях

  33. помогать другим людям

  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения

  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (+ и -).

Дата ____________ Фамилия, имя ________________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на 7 сфер:

  • математика и техника (1 столбик в листе ответов)

  • гуманитарная сфера (2 столбик)

  • художественная деятельность

  • ф/к и спорт

  • коммуникативные интересы

  • природа и естествознание

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию



Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикале (+ и – взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше +. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы вы всех сферах могут быть хорошо выражены, при этом может наблюдаться отсутствие склонностей к какой-либо сфере.

Данная методика может активизировать работу с родителями, задуматься над проблемой. Интересны будут сопоставления ответов детей и родителей. Это позволит создать картину направленности интересов ребёнка и выявить зоны коррекционной работы как с детьми, так и с родителями.

Методика «интеллектуальный портрет».

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как все методики диагностики одарённости для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться, как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общеприняты, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструирование и др.)

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Проявляются в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем.

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая её разложение на составляющие. Синтез, напротив, - её синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребёнка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребёнка.

6. высокая концентрация внимания выражается обычно двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной целее.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

7. Память – способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не то, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Сфера личностного развития

  1. Увлечённость содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одарённости. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется на чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка. Доминирующая мотивация может выявляться путём наблюдений и бесед.

  2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Высокоодарённые дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

  3. Социальная автономность – способность и стремлении противостоять мнению большинства. В ребёнке, не смотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимым и юному, и взрослому творцу.

  4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что даёт ребёнку первый опыт принятия решения, что очень важно в любой творческой деятельности. Ребенок проявляет инициативу, легко общается со сверстниками и взрослыми.

  5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

  6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребёнка не только свидетельство его одарённости, но и желательный результат воспитательной работы. Проявляется в стремлении заниматься разными, непохожими друг на драгу видами деятельности.

  7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребёнка будем оценивать по 5 бальной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется в деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки качества нет ( не имею).

Обработка результатов

Отметки внести в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребёнка при объективной оценки обычно получается звёздочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной.

Методика «Характеристика ученика».

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одарённых детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребёнка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик _______________________________________________

Дата ___________________________________________________

Класс ____________________________________________

Учитель ______________________________________________

Школа _________________________________________________

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

  1. имеет необычно большой запас слов ___________

  2. владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы ___________

  3. понимает смысл и причины действия людей и вещей _______

  4. является живым наблюдателем; «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или из какой-либо деятельности, чем другие _____

  5. поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе _____

  6. показал быстрое понимание арифметики ____

Мотивационные характеристики

  1. настойчив в поисках решения задания _______

  2. легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___

  3. обычно прерывает других _____

  4. прилагает усилия для завершения действия ____

  5. нуждается в минимуме указаний со стороны учителя ___

  6. упорный в отстаивании своего мнения ____

  7. чувствителен к мнениям других ____

  8. не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому ____

  9. склонен влиять на других, может быть лидером ____

Творческие характеристики

  1. любопытен и любознателен, задаёт много вопросов ____

  2. проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям ____

  3. часто предлагает необычные ответы, рассказывает с воображением, склонен к преувеличению ____

  4. с увлечением стремится рассказать другим об открытиях _____

  5. проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, получает удовольствие от игры слов ____

  6. не склонен принимать на веру «официальные решения» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства _____

  7. не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ____

Лидерские характеристики

  1. берёт на себя ответственность ___

  2. его любят одноклассники ___

  3. лидер в нескольких видах деятельности ____

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребёнке, чем, безусловно. Поможет другим учителям, например, при переходе ребёнка из начальной школы в среднее или из основной в старшие классы.

Методика «карта одарённости».

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хана и кафа. Она отличается от других методик тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введён «лист опроса», позволяющий легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и педагогам. Возрастной диапазон – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

  • первая и основная функция – диагностическая (оценивание степени выраженности у ребенка различных видов одарённости и определение преобладающей).

  • Вторая функция – развивающая (утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать, как программу его дальнейшего развития).

Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой.

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто

(+) – свойство, заметно выражено, но проявляется непостоянно

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечётко, проявляется редко

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте клетку пустой, но наблюдайте за этой стороной ребенка. Можно попросить бабушек или дедушек, родителей дать объективную оценку ребёнку по этой методике.

Лист вопросов

  1. склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями

  2. нестандартно мыслит, предлагает оригинальные решения

  3. учится новым знаниям очень легко

  4. в рисунках нет однообразия, оригинален

  5. проявляет большой интерес к музыке

  6. любит сочинять (писать) рассказы и стихи

  7. легко входит в роль персонажа

  8. интересуется механизмами и техникой

  9. инициативен в общении с сверстниками

  10. энергичен, ему необходим большой объём движений

  11. проявляет большой интерес к классификации

  12. не боится новых попыток, подкидывает новые идеи

  13. быстро запоминает и легко заучивает материал

  14. становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину и т.д.

  15. чутко реагирует на характер и настроение музыки

  16. может легко построит рассказ

  17. интересуется актёрской игрой

  18. может легко чинить испорченные приборы

  19. сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей

  20. любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

  21. умеет хорошо излагать свои мысли

  22. изобретателен в выборе и использовании различных предметов

  23. знает много о различных событиях и датах

  24. способен составлять оригинальные композиции из природного материала

  25. хорошо поёт

  26. при составлении рассказа придерживается сюжета

  27. меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека

  28. любит разбираться в неполадках и их причинах в неисправности механизмов

  29. легко общается с детьми и взрослыми

  30. часто выигрывает в спортивных состязаниях

  31. хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием

  32. способен увлечься , уйти «с головой» в любое дело

  33. обгоняет сверстников в учебе на год или два

  34. любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек

  35. в игру на инструменте, в песню вкладывает много энергии

  36. придерживается только необходимых деталей в рассказе о событии

  37. разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт

  38. любит рисовать чертежи и схемы механизмов

  39. улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

  40. бегает быстрее всех в д/с, классе

  41. любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия

  42. способен по-разному подойти к одной и той же проблеме

  43. проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность

  44. охотно рисует, лепит, создаёт композиции, без побуждения взрослых

  45. любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт, где можно послушать музыку.

  46. выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их чувства и переживания

  47. склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения

  48. читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов

  49. часто руководит играми и занятиями других детей

  50. движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию.

  51. наблюдателен, любит анализировать события

  52. способен не только предлагать, но и разрабатывать свои и чужые идеи

  53. читает книги, статьи с опережение сверстников на год (два)

  54. обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить чувства и настроение.

  55. хорошо играет на каком-либо инструменте

  56. умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания сути события

  57. стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает

  58. любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

  59. склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для данного возраста

  60. любит ходить в походы, играть на открытых соревнованиях

  61. способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова

  62. любит пробовать новые способы решения жизненных задач

  63. умеет делать выводы и обобщения

  64. любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой

  65. в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения

  66. склоне фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом

  67. с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и переживания

  68. проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»

  69. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям

  70. предпочитает проводить свободное время в подвижных играх

  71. имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении предметов

  72. способен предложить большое количество самых разных идей и решений

  73. в свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, читает книги.

  74. может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своём рисунке

  75. сочиняет собственные, оригинальные мелодии

  76. умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства и настроения

  77. любит игры-драматизации

  78. быстро и легко осваивает компьютер

  79. обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим

  80. физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикали (+ и - взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  • интеллектуальная ( 1 столбик)

  • творческая (2 столбик)

  • академическая (3 столбик)

  • художественно-изобразительная (4 столбик)

  • музыкальная (5 столбик_

  • литературная (6 столбик)

  • артистическая (7 столбик)

  • техническая (8 столбик)

  • лидерская (9 столбик)

  • спортивная (10 столбик)

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80