Диагностика определения уровня обученности на уроках изобразительного искусства
(по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого обучающегося.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки.
В педагогике выделяются пять уровней обученности:
1) различение,
2) запоминание,
3) понимание,
4) умения (репродуктивные),
5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что обучающийся может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что обучающийся может пересказать содержание художественно – творческого текста, правила, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных).
Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Тест для определения обученности
1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее… | I уровень - различение |
2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу… | II уровень - воспроизведение |
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи… | III уровень - понимание |
4. Выполни по образцу, по правилу, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то … | IV – уровень умений (репродуктивных) |
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи… | V уровень – перенос (творческие умения) |
Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.
Выполнено | | Оценка |
| | |
Вариант I 1, 2 | | «3» |
Вариант II 2, 3, 4 | | «4» |
Вариант III 4, 5 | | «5» |
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы.
По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И. | Полностью и правильно выполнены задания | Выводы | | | | |
| Уровни обученности | | | | | |
| Различение | запоминание | понимание | умение | перенос | |
| | | | | | |
Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)
Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.
Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.
Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.
В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления)
и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории).
Вектор усложнения направлен от терминов к художественно-творческим законам и теориям.
Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.
Тест для определения уровня усвоения
системы знаний
Эмпирические знания
1.Усвоение терминологии:
назвать,
перечислить,
выбрать правильный ответ,
найти лишнее…
2. Усвоение цифрового материала:
сколько,
когда,
перечислить цифры,
подтверждающие…
3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …,
где расположены …,
как это произошло,
каковы основные черты …
4.Усвоение представлений: рассказать о …,
описать внешние признаки…,
дать описание …
Теоретические знания
5. Усвоение понятий: дать определение понятия.
то такое …?
Признаки характерны для …
Перечислить существенные признаки понятия.
6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых):
Что произойдёт, если…?
Каковы последствия…?
7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных):
Почему?
Каковы причины?
8. Усвоение закономерностей:
Каковы взаимосвязи…?
Какова зависимость…?
Как зависят…?
9. Усвоение закона:
Прочитать закон…
Доказать, что…
(Подтвердить действие закона на примере …)
10. Усвоение теории:
Рассказать о теории.
Объяснить …с позиции теории…
Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель изобразительного искусства заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И. | Усвоение компонентов системы знаний | Кол-во баллов | % | Выводы | | | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл,
если ошибся – 0.
По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний.
Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников.
10-8 баллов – оптимальный уровень,
оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый,
«4»; 5-4 балла
– критический, «3».
Методика определения уровня готовности обучающихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)
Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать
с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Предполагается, что учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
Прочитать текст творческого задания.
Описание репродукции картины. …
(объём учебного материала 8-10-х – 3 с.);
Описание жизни художника…
(объём учебного материала 8-10-х – 3 с.);
Описание видов и жанров изобразительного искусства
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменятся карточками с партнёром;
7) ответить на вопросы партнёра (письменно);
8) оценить работу партнёра.
В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.
I часть
1. Отбирать основное содержание учебного материала.
2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
3. Отбирать материал для конструирования вопросов.
4. Конструировать репродуктивные вопросы.
5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).
II часть
6. Конструировать проблемные вопросы.
7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).
8. Оценивать работу партнёра.
9. Корректировать работу партнёра.
10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.
При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель
заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого
ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого
учащегося.
Аналитическая таблица
Ф.И. | Умения | Кол-во баллов | % | Выводы | | | | | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Ключ
Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла;
если испытывает затруднения – 2 балла;
если допускает ошибки,
но знает, как выполнить действие – 1 балл;
если умение не сформировано – 0 баллов.
По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов – идеальный уровень,
«5»; 27–29 баллов – оптимальный уровень,
«5»; 25–26 баллов – допустимый уровень,
«4»; 20–24 балла – критический уровень, «3».
Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся.
Если у обучающегося сформированы умения первой части диагностики,
он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.
Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики,
то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
Диагностические исследования уровня обучаемости школьников
Концепцию развивающего обучения реализует система диагностики.
При диагностических исследованиях необходимо получение своевременной информации.
Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер.
При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровня его развития.
После окончания диагностики учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок.
Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.
Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.
Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения.
Один из возможных вариантов диагностики – использование специальных тестов.
В своей работе я использую 3 вида диагностики:
диагностика уровня обучаемости;
диагностика уровня усвоения учебного материала;
диагностика уровня фактической обученности.