СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика по выявлению творческих способностей и детской одаренности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика по выявлению творческих способностей и детской одаренности»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОВЕРИЛ

_____ ­­__________/_____ «__» ___________ 2021г.










«Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников»









Подготовила:

студентка Ш-31 группы

Харченко Ангелина






Ейск, 2021 год.

  • Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).


Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

  1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

  2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

  3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности :

    • продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

    • гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

    • оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

    • разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.


  • Творческое задание «Покажи как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.


    • Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков.

Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.


    • Творческое задание «Озвучь роль».


Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.


    • Творческое задание «Соотнеси музыку».


Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.


    • Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).

В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 -

85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.


Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

1

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том

числе «почему?», «зачем?», «отчего?»






2

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей

не интересует






3

Точно, правильно использует много слов в своей речи






4

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу

историй, фактов






5

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми,

взрослыми






6

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными,

глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)






7

Легко справляется с загадками и может их придумывать






8

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно.

Демонстрирует абстрактное мышление






9

Легко справляется со счётом, простыми арифметическими

действиями






10

Понимает значение чисел от 1 до 10






11

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем

его ровесники






12

Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их

функции






13

Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания,

навыки






14

Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в

течение большого периода времени, чем его сверстники






15

Легко схватывает и удерживает большое количество информации.

Запоминает больше подробностей, чем другие дети






16

Проявляет острую наблюдательность






17

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и

других областях искусства







  1. Следует помнить, что посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.

  2. Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.

  3. Задача педагога как можно раньше выявить способности ребенка и создать условия для их развития; в процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам, с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержку.



2