Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития подготовительной группы «Б»
на 2019–2020 учебный год.
Дата проведения: сентябрь - октябрь 2019 г.-март 2020г.
Списочный состав группы: 13 детей (из них 8 мальчиков и 5 девочек).
Воспитатели:
Цель: С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2019 – 2020 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.
Объектом мониторинга являются интеллектуальные и личностные качества воспитанников.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей.
Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста.
Характеристика группы: в группе 13 человек (8 мальчиков, 5 девочек). В мониторинге участвовали все дети.
Воспитателями группы осуществлялся мониторинг по образовательным областям
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения;
- организация специальной игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.
В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий пяти образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», а также «Вариативная часть программы»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
Оценка навыков и умений по образовательным областям старшей группе «Б» за 2019-2020 учебный год.
Оценка уровня развития :
1 балл- большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла- отдельные компоненты не развиты;
3 балла- соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Мониторинг освоения содержания Программы
воспитанниками МБДОУ Ярский детский сад №3
подг к школе группа Б
за 2019/ 2020 год
Образовательная область: «Речевое развитие»
Диагностика речи детей
Словарь | ГСР | Речевой слух | Связная речь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Диалогическое взаимодействие | Повествовательные высказывания | Описательные высказывания |
2-3б 11-4б | 2-2б 2-3б 9-4б |
13-3б | 6-3б 7-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б | 13-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б | 1-2б 1-3б 11-4б | 2-2б 11-3б | 2-2б 11-3б | 2-2б 11-3б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б |
Дети участвуют в коллективном разговоре; задают вопросы, отвечают на них, аргументируя ответ; только у четверых детей возникают трудности, чтобы последовательно, логично и понятно для собеседников рассказать о факте событии или явлении. В общении со сверстниками пользуются стандартизированными формулами словесной вежливости. Употребляют синонимы, антонимы, слова-обобщения, различные глаголы и прилагательные в речи. Большинство детей использует в речи сложные предложения разных видов. Дети различают понятия звук, слог, слово, предложение. Различают мягкие и твердые согласные, гласные. Находят в предложении слова с заданным звуком, но у некоторых детей возникают трудности с определением местоположения звука в слове, определением последовательности звуков в слове. Все дети умеют правильно согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Диагностика обучения письму
Статические упражнения | Динамические упражнения | Тактильные ощущения | Координация движений | Обследование щепоти | Группа | Бордюры |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | |
13-4б | 2-3б 11-4б | 4-3б 9-4б | 4-3б 9-4б | 13-4б | 1-2б 1-3б 11-4б | 3-3б 10-4б | 13-4б | 13-4б | 2-2б 11-3б | 13-4б | 13-4б | Все дети группы А | 12 – В 1 – С 0 – Н |
Статические упражнения. Целью данного исследования было проверить стабильность выполнения движений, напряжение мышц. Все дети выполняют упражнения, сохраняя напряжение мелкой моторики пальцев.
Динамические упражнения. При обследовании мы использовали два метода работы с бумагой: вырезание и обрывание. 12 детей из 13 справились без затруднений. У 1 воспитанника есть проблемы со зрением, поэтому вырезание с ножницами ему даётся с большим трудом.
Тактильные ощущения. При обследовании детям предлагалось на ощупь определить предмет, его материал, назвать его. Все дети с легкостью смогли определить форму и материал, из которого изготовлен предмет.
Координация движений. Обследуя координацию движений, мы определили, что не все дети научились вдевать нитку в иголку. Но могут переключаться с одного вида деятельности на другой.
Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование математических представлений)
Активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить информацию в различных источниках | Ориентируется на листе бумаги в клетку по словесной инструкции, определяет направления относительно себя. | Различает и называет геометрические фигуры. Соотносит объемные и плоскостные фигуры | Имеет представления об арифметических действиях сложения и вычитания. Понимает смысл описанных в задаче изменений количества и выяснения ответа. | Имеет представление о деньгах, о калькуляторе | Имеет представление о составе чисел первого десятка. | Умение классифицировать по заданному признаку. Имеет представления о множествах | Имеет представление о различных временных интервалах. |
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
5-4б 8-3б | 10-4б 3-3б | 3-2б 11-3б | 1-2б 2-3б 10-4б | 5-3б 8-4б | 2-3б 11-4б | 3-2б 5-3б 5-4б | 1-2б 3-3б 9-4б | 2-2б 11-3б | 2-2б 1-3б 10-4б | 2-2б 6-3б 5-4б | 2-2б 1-3б 10-4б | 13-3б | 11-3б 2-4б | 2-2б 11-3б | 7-3б 6-4б |
По развитию элементарных математических представлений удалось достичь неплохих результатов. На начало учебного года у 13 детей- соответствуют возрасту, у 1 ребёнка отдельные компоненты не развиты. Это объясняется тем, что воспитанник редко посещал детский сад. Все дети умеют считать до 10, а несколько детей даже больше 10. Различают цвета, размер, величину предметов, могут использовать в речи количественные и порядковые числительные. Знают названия геометрических фигур, умеют соотносить объёмные и плоскостные фигуры. Дети умеют находить сходства и различия между фигурами. Почти все дети к концу учебного года научились ориентироваться на листе бумаги, определять направления относительно себя, следовать словесной инструкции взрослого. Большинство детей группы умеют составлять и решать элементарные арифметические задачи. Все дети имеют представления о деньгах, но не все знают, что такое калькулятор. К концу учебного года у двоих детей возникают трудности с составом чисел первого десятка. Все дети умеют классифицировать по заданному признаку. Если в начале учебного года у некоторых детей возникали трудности в определении временных интервалов, то сейчас дети чётко понимают и используют в речи такие понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра», «время суток», «времена года» и т.д.
Образовательная область «Познавательное развитие». Мир природы
Активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить информацию в различных источниках | Имеет представление о живой природе (растит и животн мир), о положение человека в системе живого мира | Имеет представление о том, что и как влияет на живую природу: свет, тепло, вода, загрязнение окруж среды | Имеет представления о взаимосвязях в природе (пищевые цепочки, классификация живых организмов) | Имеет представление о различных животных, защитных приспособлений от врагов и др |
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
8-3б 4-4б | 5-3б 8-4б | 13-3б | 6-3б 7-4б | 9-3б 4-4б | 6-3б 7-4б | 6-3б 7-4б | 4-3б 9-4б | 13-3б | 6-3б 7-4б |
Дети активны, любознательны, большинство детей способны самостоятельно исследовать, экспериментировать, а также находить информацию в различных источниках. Имеют представления о живой и неживой природе. Им очень интересно наблюдать за насекомыми, животными, просматривать видео ролики о природе. Дети постоянно задают вопросы , с удовольствием делятся своими знаниями. Имеют представления о том, как влияют на живую природу свет, тепло, вода, загрязнение окружающей среды. Могут рассказать и объяснить о защитных приспособлениях животных от врегов.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка, конструирование)
Эмоционально отзывчив, обладает развитым воображением. | Имеет представление о разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство). | Имеет навыки деятельности с различными изобразительными средствами. | Свободен в выборе средств и материалов для создания изображения, постройки, макета и др | Проявляет интерес к коллективным работам. | У ребенка развиты способности к изо – деятельности (чувство цвета, формы, композиции). | Умеет работать по чертежам и схемам |
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
10-3б 3-4б | 5-3б 8-4б | 5-2б 8-3б | 2-2б 11-3б | 5-3б 7-4б | 5-3б 8-4б | 13-3б | 6-3б 7-4б | 4-3б 9-4б | 3-3б 10-4б | 13-3б | 4-3б 9-4б | 2-3б 11-4б | 2-3б 11-4б |
При диагностике, по данному направлению, воспитатели группы использовали метод наблюдения. У многих детей развитое воображение, используют различные изобразительные средства, материалы для создания, изображения постройки или макетов. Но не все имеют представления о разных видах искусства. Дети способны лепить, аппликатировать и рисовать по замыслу, проявляют интерес к коллективным работам. Но мальчики проявляют меньший интерес. Самостоятельно лепят и рисуют редко. Хотя в группе созданы все условия: художественно-эстетические средства, схемы для рисования и лепки находятся в свободном доступе. Мальчики проявляют особый интерес к конструированию из строительного материала. Девочки же, наоборот, часто лепят, рисуют, создают аппликации. Любят рисовать по схеме, некоторые дети используют не только простые, но и сложные схемы. Любят рисовать красками, смешивать их. Дети стараются использовать весь лист бумаги для изображения задуманного. У детей не возникает трудностей работать по чертежам и схемам, но некоторые дети требуют индивидуального подхода.
Образовательная область «Познавательное развитие». Мир человека
Активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить информацию в различных источниках | Имеет представление о себе, семье, обществе (ближайшем окружении), об отношениях между близкими людьми, называет адрес, ФИО родителей и где работают. | Имеет представление о государстве (стране), о своем крае (республике, поселке); странах соседях России, об отношениях людей. | Имеет представление о трудовой деятельности людей, людей поселка, о результатах деятельности людей (история вещей) | Имеет представление о науках | Имеет представление о космосе, солнечной системе, планете Земля. | Имеет представление о праздниках, умеет выделять праздники разной направленности |
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
9-3б 4-4б | 5-3б 7-4б | 1-3б 12-4б | 13-4б | 2-2б 11-3б | 6-3б 7-4б | 10-3б 3-4б | 3-3б 10-4б | 2-2б 11-3б | 10-3б 3-4б | 8-3б 5-4б | 4-3б 9-4б | 9-3б 4-4б | 5-3б 8-4б |
Дети активны, любознательны, способны самостоятельно исследовать, экспериментировать. Большинство воспитанников знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родителей, бабушки и дедушки, но не все знают адрес детского сада. Знают герб, флаг Удмуртии и России; герб поселка Яр. Большинство детей знают столицу малой Родины – Ижевск. Имеют представления о том, что в Москве работает президент, также большинство знают фамилию президента РФ, но, к сожалению многие не знают фамилию главы Удмуртской Республики. Имеют простые исторические знания о празднике День Защитника Отечества и Дне Победы.
Дети плохо знают названия городов Удмуртии, в основном называют – Глазов, Ижевск, Воткинск. Знают некоторые национальности, которые проживают в Удмуртии, в основном называют русских и удмуртов. Могут назвать национальные блюда удмуртов, некоторые дети знают и говорят удмуртские слова. Знают элементарные сведения о трудовой деятельности людей нашего посёлка. Имеют представления о различных природных объектах; о Красной книге; о природе родного края, знают и называют животных родного края, называют растительность Удмуртии, но плохо знают названия рек и водоёмов родного края. Имеют представления о праздниках, выделяют праздники разной направленности. Знают что такое космос, солнечная система, планета Земля.
У одного воспитанника большинство компонентов недостаточно развиты, в связи с тем, что проживал он длительное время в другом регионе страны и для него данный регион пока ещё мало изучен, поэтому работа по изучению Удмуртии с ним будет проводиться в индивидуальной работе.
Социально коммуникативное развитие
Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат | Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах | Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям (в том числе изображенным) | Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению. Эмоционально откликается на переживания взрослых и детей, персонажей сказок и т.д. | Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор | Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, может объяснить правила | Следит за опрятностью своего внешнего вида, не нуждается в помощи взрослого при одевании, раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур |
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
13-3б | 5-3б 8-4б | 13-3б | 5-3б 8-4б | 4-3б 9-4б | 2-3б 11-4б | 13-3б | 4-3б 9-4б | 13-3б | 7-3б 6-4б | 13-3б | 7-3б 6-4б | 1-3б 12-4б | 13-4б |
Воспитанники овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Свободного общаются со взрослыми и детьми. Внимательно слушают взрослого, могут действовать по правилу и образцу, правильно оценивают результат. Развита устная речь в различных формах и видах детской деятельности. Дети пересказывают, и драматизирует небольшие литературные произведения. Составляют по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине.
Этому способствовала насыщенная развивающая предметно пространственная среда, использование таких методов, как проблемные ситуации, оценивание собственных и чужих поступков, сочинение историй, сказок, озвучивание иллюстраций, приемы фантазирования, использовались приёмы мнемотехники. Совместное решение проблемных ситуаций, игровых и бытовых задач помогают детям освоить этикет ведения спора, умения избежать конфликта и ссоры. Дети знают и соблюдают правила поведения в общественных местах.
С детьми проводились коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, чтение, творческие задания, досуги и праздники, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, видео презентации.
В ходе диагностики выявлено, что дети умеют организовывать сюжетно-ролевые игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. У детей есть необходимые умения и навыки в разных видах труда, стараются доводить начатое дело до конца. Умеют выполнять различные поручения, выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы, различные трудовые действия на своем участке. Знают основы безопасности собственной жизнедеятельности, имеют навыки культуры поведения в природе.
Вывод:
Анализируя результаты, необходимо отметить, что по результатам готовности детей к школьному обучению можно сделать вывод, что у большинства детей сформированы начальные умения в области учебной деятельности. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и конце учебного года показывает рост освоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребёнка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Соловьёвой Е.В. находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Таким образом образовательная деятельность в подготовительной группе Б реализуется в достаточном уровне.