Диагностика предметных результатов по математике в начальной школе
Основные документы
- ФГОС.
- Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Научные руководители – А. М. Кондаков, А.П. Кезина)
- методическое пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой)
- методические материалы ОС «Школа 2100» (Под ред. Е.В.Бунеевой, А.А. Вахрушева)
- школьное положение «О промежуточной аттестации»
Работу по технологии оценивания предметных результатов в рамках работы по ОС «Школа 2100» составляются и проверяются по трем уровням успешности:
- Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем . Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
- Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
- Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
1.Познавательные действия (интеллектуальные умения)
Извлекать информацию
Ученики
Предполагать, какая информация нужна для решения задачи:
Н - в один шаг
Н
1.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации
П – в несколько шагов
П
2.
Н – материалы учебника, словари, энциклопедии,
Н
…
П - справочники, электронные диски.
Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций,
П
Средний % по классу
пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).
Перерабатывать информацию
Н
Н - по указанию учителя,
Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать:
П
П- самостоятельно, а также овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т.ч. Интернета )
Н: факты, явления, простые понятия,
Н
Группировать (классифицировать):
П: абстрактные понятия
П
Н - факты и явления, в т.ч. относить объекты к известным понятиям.
Н
П - в т.ч. системы фактов, абстрактные понятия
Сравнивать:
П
Н - факты и явления;
Н
Устанавливать причинно-следственные связи явлений:
П - в т.ч. системы фактов, абстрактные понятия
П
Н - определять причины; П - выявлять и следствия, формулировать цепочки правил «если…, то …»
Н
Выделять аналогии
П
Н – выявлять аналогии и решать задачи на их основе. П - строить аналогичные закономерности.
Н
Создавать инф.модели
П
Н - с выделением существенных характеристик объекта.
Н
П - обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей
В развернутом и сжатом виде
П
Представлять информацию
В форме:
Н
Н:
- текста
П
-таблицы
-схемы
П:
-опорного конспекта
-сложного плана
2. Регулятивные действия (организационные умения)
Определять цель (проблему) и план действий
Ученики
Определять цель обнаруживать и формулировать проблему:
Н – учебной деятельности, урока
Н
1.
П – тему проекта
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы:
П
2.
Н – выбирая из предложенных
Н
… +
Планировать с помощью учителя учебную деятельность:
П – самостоятельно искать средства достижения цели.
.
П
Средний % по классу
Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
.
Действовать по плану, решая проблему
Н
Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя
П - осуществление проекта.
П
Н - основные
Н
По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки
П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ)
П
Н – с помощью учителя
Н
Оценивать результат действий
Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:
П - самостоятельно.
П
Н – в привычной учебной ситуации на уроке
Н
П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха
П
Н – в диалоге с учителем
Н
П – самостоятельно.
П
3.Коммуникативные действия
Доносить свою позицию
Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге, устно/письменно), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ и обосновывать свое мнение:
Н - приводя аргументы
Н
1.
П – подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение.
Быть готовым изменить свою точку зрения
2.
П
Понимать других
Н
Н - под воздействием контраргументов
Средний % по классу
П
Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной/письменной)
П – самостоятельно критично оценивать свою точку зрения
Н – исходя из речевого опыта и с помощью толкового словаря
Н
Воспринимать информацию данную в явном виде:
П –
П
исходя из контекста
Н - вычитывать из текста
Н
Самостоятельно вычитывать информацию, данную в НЕ явном виде
П - Воспринимая информацию на слух, выделять тему и ключевые слова текста
П
Н
Н – с помощью учителя
П - самостоятельно
Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом:
П
Н
Н - формулировать главную мысль;
Интерпретировать (понимать и оценивать) текст
П - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста
П
Н
Н - посредством творческого пересказа
П – выражать свою интерпретацию в форме эссе
Вести диалог:
П
Н
Самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя).
П
Относиться к иной точке зрения:
Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»
Сотрудничать с другими людьми
Н
Н -принимать не похожую на свою точку зрения;
Н – с помощью учителя
П
П – полностью самостоятельно
Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика).
П – понимать не похожую на свою точку зрения (собеседника, автора текста);
Н
Н:
П
Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения
Предотвращать и преодолевать конфликты.
П:
Н:
Н
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
П
- уважительно относиться к позиции другого,
- идти на взаимные уступки,
- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
П: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
4. Личностные действия (нравственно-оценочные умения)
Оценивать ситуации и поступки
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей:
Н - однозначные поступки
Средний % по классу
Н
П - неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия.
Отделять оценку поступка от оценки самого человека
П
Н – в однозначно оцениваемых ситуациях
Н
П - в неоднозначно оцениваемых ситуациях
Н: Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
П
Н
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
П: Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
П
Н - однозначных поступков
Н
П - неоднозначных поступков; а так же объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми,
Осознавать и называть свои личные:
П
Н - качества и черты характера, мотивы, цели и результаты;
Самоопределяться в жизненных ценностях
Н
П -
Объяснять, что связывает тебя – гражданина России
П
Н - с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны,
ближайшие цели саморазвития
Н
Строить отношения с людьми других мировоззрений:
сопереживать им и проявлять эти чувства в добрых поступках.
П
П - осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира,
Н - Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,
Н
Формулировать правила поведения,
П - не допускать их оскорбления, высмеивания.
П
Н -
Н
Выбирать поступок
общие для всех людей, всех граждан России .
П
Н – в однозначно оцениваемых ситуациях
П - Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Н
Признавать свои плохие поступки и отвечать за них
П - в неоднозначно оцениваемых ситуациях
П
Н – принимать наказание
Н
П - добровольно налагать на себя наказание
П
Результаты диагностики анализируются как по вертикали ,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.
- Ниже базового уровня – 0-50%
- Базовый уровень – 51-70%
- Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%
- Повышенный уровень «отлично» – 85-100%
Работа трудоёмкая, сложная. Такая диагностика помогает увидеть пробелы в знаниях, помогает улучшить работу учителя по формированию УУД, , личностных результатов и предметных.
Таблица требований (предметных результатов). МАТЕМАТИКА. 3 класс. __________________________________________________________________
Линии развития
Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
Умения
1Авилов Э.
Складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100
2Азадалиев
Находить значение выражений в 2-4 действия
3Азадалиева
Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики
Сравнивать именованные числа и выполнять 4 арифм.действия с ними
4Валиев
Читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем)
5Гаврилин
6Гирхиева
Ученики
Читать информацию, заданную с помощью столбчатых и линейных диаграмм, таблиц, графов.
Переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы.
7Гришачков
Находить значение выражений с переменной (изуч.видов)
8Зобкова
Правильно употреблять термины чаще, реже, возможно, невозможно, случайно.
9Искендерова
Определять время по часам (до минуты)
10Коновалов
Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, масса, объем)
11Кузённая
12Мусаев
13Побежимова
14Прохоров
15Путкова
16Салушкин
17Свищёв
18Чайковский
19Чугункова
20Шентеряков
21Яшин